- Здравствуйте! Открывают тетради и записывают число -Причастие Объясняют смысл пословицы, определяют причастия, пытаются определить тему урока. Записывают тему урока | Психологический настрой . Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши добрые и жаждущие нового приятные лица. Надеюсь, что работа на нашем уроке будет для вас интересной и полезной. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Итак, в путь! Откройте тетради, ознакомьтесь с полученными оценками. Не забудьте выполнить работу над ошибками дома, если таковые есть. Оформите дату. -Над какой большой темой мы с вами работаем? - Что вы уже запомнили о причастии – поделитесь своими знаниями. - Прочитайте пословицу с доски, объясните смыл её, найдите причастие и попробуйте назвать тему нашего урока Не умеющий ходить портит дорогу, Не умеющий говорить портит речь. (Пословица). -Запишите тему урока. -Сегодня мы продолжим работу над темой и узнаем новое правило правописание не с причастием. | |
-Научиться писать правильно причастие с не Комментируют и записывают в тетрадь -От глагола негодовать -Невозможно. - Если причастие без не не употребляется, то пишется слитно - Негодование, негодовать - Нет. -Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно - Значение степени - Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, сильно, весьма, совершенно. др.), то пишется с не слитно - Если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно - Если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно - Они краткие - Сказуемым - Краткие причастия пишутся с не раздельно Учащиеся выполняют зарядку под контролем учителя | -Итак, сегодня мы с вами должны научиться правильно писать не с причастием. -Повторить написание не с другими частями речи; показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки лингвистического разбора -Какова же цель нашего урока? -Лингвистическая разминка Объяснительный диктант : правописание не с различными частями речи. Несколько незнакомцев; некого пригласить; ничего не знаешь; ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, неласковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в черном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое предложение; немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, а веселое приключение. В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, местоимениями и глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении, это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями. Причастие имеет свои особенности. Во - первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во- вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Все это влияет на написание не с причастиями. - Давайте рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Случаи слитного написания не с причастиями 1)Негодующий взгляд, ненавидящий тон. -От какого слова образовано причастие? -Возможно ли употребление причастия без не? -Давайте сделаем вывод - Подберите однокоренные слова других частей речи 2)невыраженный признак, нерешённая задача - Есть ли в причастиях зависимые слова? -Сделаем вывод: 3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь - Какое значение имеют наречия очень, весьма? - Сделаем вывод: Случаи раздельного написания не с причастиями: 1) Не работающий , а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи - Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями, сделайте вывод 2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи. - Есть ли у причастий зависимые слова, т.е. образуют ли они причастные обороты? 3)Реки ещё не скованы льдом. Обед ещё не приготовлен. - В чем особенность данных причастий? - Каким членом предложения они являются? Сделайте вывод: Физминутка Все подняли руки - раз! На носках стоит весь класс, Два присели, руки вниз, На соседа посмотри. Раз! - И вверх, Два! - И вниз, На соседа посмотри. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз - присели, два - поднялись. Пусть мужает ваше тело. Кто старался приседать, Может уже и отдыхать | |
Выполняют работу с комментированием, объясняя написание - используя полученные знания Выполняют работу самостоятельно Очень новые, с не обмятыми воротниками шинели, необстрелянное оружие за спиной, блестящие саперные лопатки, не отрывшие ни одного окопчика, говорили о том, что эти автоматчики – молодые бойцы пополнения. (Нагибин.) 2) Я встретился с недоумевающим взглядом своего соседа. 3) Странное впечатление производили эти глаза, неподвижно устремленные в одну точку, ничего не видящие… (Куприн.) 4) Надолго осталась во мне горечь первой и невыносимой обиды, которую нанес мне отец, никогда не наказывавший меня и ни в чем никогда не упрекавший. (Соколов-Микитов.) -Причастия одиночные пишутся с не слитно, в составе причастного оборота – раздельно, кроме случаев, когда без не они не употребляются. | - Теперь мы должны отработать полученные знания на практике, не сделав ошибок, поэтому работа будет сопровождаться комментированием. Упр. 102 - А теперь каждый самостоятельно справится с подобной работой (индивидуальные карточки) -Итак, что мы сегодня узнали нового на уроке? Лаконично сформулируйте правило по опознаванию изученной орфограммы, пользуясь опорными материалами учебника. | |