kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание наречий и их омонимов других частей речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены уроки русского языка в 7 классе по теме "Написание наречий : написание наречий и их омонимов,  правописание суффиксов О и А, употребленрие дефиса в наречиях, написание Ь после шипящих в наречиях.На каждом уроке представлена словарная работа, работа с текстом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание наречий и их омонимов других частей речи»

7 класс. Написание наречий.


1. Цель: закрепить умения правильно писать наречия, орфографический и пунктуационный разбор.

Словарная работа.

ШероховАтый- искон. шерох «неровность».

ШероховАто

ШероховАтость

Шероховатый – негладкий, с мелкими неровностями.

Шероховатый стол. Поверхность стола шероховатая.

2. Предупредительный диктант.

Бесшумно, медленно, густо падает с неба неумолимая белизна. Пушинки уже не тают на охлажденной земле, они копятся, оглаживая ещё шероховатую поверхность своей бархатной чистотой. На глазах неузнаваемо перекраивается пейзаж.

(Федосеев)

Р.р. Понравился вам текст? Какие картины рисует ваше воображение, когда вы читаете его?

Определите тему и идею, стиль речи.

Дети: Тема: падения снега.

Идея: бархатистая чистота снега, меняется пейзаж.

Стиль речи: художественный.

Задание: выпишите из текста словосочетания(главное слово+наречие), укажите разряд наречий.

Дети: падает (как) бесшумно

падает (как) медленно

падает (как) густо

уже не тают

ещё шероховатую

неузнаваемо перекраивается

3. Фронтальный опрос.

Дайте определение понятию «наречие». Назовите смысловые группы наречий. Расскажите о правописании НЕ с наречиями, Н-НН в суффиксах и о правописании О-Е-Ё после шипящих.

4. Фразеологическая разминка. (устно)

Задание: замените фразеологизмы подходящим по смыслу наречием.

Спал как убитый крепко

Кричать во все горло громко

Знать как свои пять пальцев хорошо

Видно как на ладони отчетливо

Яблоку негде упасть тесно

Кот наплакал мало

Идти черепашьим шагом медленно

Рукой подать близко

Из рук вон плохо

Хоть глаз выколи темно

Что такое фразеологизм? Какую роль они играют в языке?

5. Объяснительный диктант.

Дорога во льдах.

Капризен нрав Арктики. Ещё с утра стоял туман, потом светило солнце, розово пламенели снега, шероховатый лед весело сверкал пронзительной синевой, вода голубела.

К обеду все изменилось. Подул резкий ветер, и снега потускнели. Вода кажется густой и черной.

Вот такой хмурой и неприветливой неожиданно предстала Арктика в начале нашего плавания.

Пустынно сейчас море. Прямо на нас несутся тяжелые облака. Они идут все ниже, едва не задевая мачты. Лед теперь крепче, разломы попадаются реже.

Но ледокол упрямо продолжает двигаться, разламывая льды и прокладывая в белой целине темный канал.

(В. Николаев)

Задания:

1) подчеркните все наречия как члены предложения. Расскажите о приемах разграничения наречий и прилагательных в сравнительной степени.

Дети: лед (каков?) крепче (сравн. степ. прил.)

Учитель: почему слово «в начале» (3 абзац) пишется раздельно? Устно составьте предложение так, чтобы слово писалось слитно. Какой частью речи оно будет являться?

Дети: Вначале помой посуду.

2) произведите морфологический разбор наречия из предпоследнего предложения (стр.98)

Попадаются реже.

  1. наречие, признак действия.

  2. нач. форма – редко.

  3. образ действия.

  4. сравнительная степень, простая форма.

  5. обстоятельство.



Итоги:

Домашнее задание: записать текст 15 предложения, подчеркнуть в нем все наречия.






7 класс. -О, -А на конце наречий.


1. Цель: узнать, в каких случаях на конце наречий пишется суффикс О, в каких А, закрепить умения правильно писать слова с этой орфограммой.

Словарная работа.

СанатОрий – лат. санаре «лечить».

СанатОрный

Санаторий – учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха.

Хороший санаторий. Прошлым летом мы отдыхали в санатории.

2. Осложненное списывание.

Слева открывалось море до кр…ёв наполне(н,нн)ое солнеч(?)ным блеском. Справа выглядывали из зел…н… набело ра…калё(н,нн)ые солнцем к…рпуса с…н…ториев.

Задание: запишите предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Устно объясните.

Составьте схемы предложений.

Объясните наличие или отсутствие знаков препинания при причастном обороте.

Задание: выпишите словосочетания (главное слово+наречие). Произведите морфемный разбор.

Дети: открывалось слева

выглядывали справа

раскаленные набело.

Почему иногда на конце наречий пишется суффикс О, иногда А?

3. Новая тема.

§ 20.

От чего зависит написание суффиксов О и А?

Приставка ИЗ, ДО, С - пишется суффикс А.

Приставка В(ВО), НА, ЗА - пишется суффикс О.

4. Закрепление.

1) Посмотрите на записанные словосочетания, объясните написание суффикса.

Дети: слева, справа – приставка С, на конце суффикс А;

набело – приставка НА, на конце суффикс О.

2) Образование наречий.

Задание: от данных прилагательных образуйте все возможные наречия по модулям:

в______о за_______о из________а

на______о с________а до________а

Левый, правый, новый, долгий, черный, сухой, давний, чистый.

Дети: влево, налево, слева; вправо, направо, справа; заново, снова; задолго; начерно, дочерна; насухо, досуха; издавна; начисто, дочиста.

3) Распределительный диктант.

Задание: данные наречия запишите в двух колонках. Первая колонка – наречия с суффиксом А, вторая – с суффиксом О.

Снов…, справ…, направ…, слев…, налев…, добел…, начерн…, докрасн…, насух…, изредк…, дотемн…, сгоряч…, запрост…, сначал…, влев…, затемн…, наглух… .

Учитель: расскажите о правописании суффиксов наречий.

4) Творческое списывание.

Задание: спишите, раскрывая скобки и заменяя данные в скобках прилагательные однокоренными наречиями с приставкой.

  1. В с…н…торий нужно вернут(?)ся (светлый).

  2. Соч…нение переписа(н,нн)о (чистый).

  3. При переход… улиц… сначал… нужно п…смотреть (правый), а потом (левый).

  4. В л…су (редкий) ра…давался стук топора.

  5. Дверь дома была закрыта (глухой).

Дети: засветло, начисто, направо, налево, изредка, наглухо.

5) Собери пословицу. (устно)

______________ мил (не) буд…ш(?).

______________ , работает до поту.

Всяк умен: кто _______________ .

Злая собака __________________ .

Пойти на сделку с совест…ю, _____________ .

Надолг… друзей пот…рять; насильн…; исподт…шк…; куса…т; еш(?) досыт…; сначал…, кто после.

Р.р. Объясните смысл пословиц.

Итоги.

Домашнее задание:§20 упражнения 276, 277.



7 класс. Дефис в наречиях.


1. Цель: узнать, в каких случаях в наречиях употребляется дефис; закрепить умения правильно писать слова с этой орфограммой.

Словарная работа.

НепокОрный – искон. по+коръ (кара)

НепокОрно

ПокорИть

ПокОрность

Непокорный – непослушный, неустойчивый.

Непокорный человек. Он захотел покорить эту страну.

2. Осложненное списывание.

Горная р…ка бурлившая днем пр…см…рела и к ней тихо-тихо по…крался хол…д крепко-крепко обнял (не)п…корную кр…савицу и точ(?)но пр…крыл её з…ркальным ст…клом.

(Д. Мамин-Сибиряк)

Задание: составьте схему предложения, устно объясните написание орфограмм.

Р.р. определите стиль речи, приведите доказательства.

Дети: художественный стиль.

Олицетворения - холод подкрался, обнял; метафора – прикрыл зеркальным стеклом.

Учитель: выпишите наречия, произведите морфемный разбор. Почему пишется дефис?

Дети: тихо-тихо, крепко-крепко.

3. Новая тема.

§21.

4. Закрепление.

1). Упражнение278. (первые 3 примера).

Дети: 1. по-зимнему, по-осеннему, по-пустому.

2. по-волчьи, по-заячьи, по-медвежьи.

3. по-французски, по-русски, по-африкански.

4. в-третьих, в-шестых, в-девятых.

5. кое-куда, куда-то, куда-либо, куда-нибудь.

6. видимо-невидимо, вот-вот, крепко-накрепко.

Учитель: расскажите об употреблении дефиса в наречиях.

2) Выборочное списывание.

Задание: выпишите из предложений словосочетания (основное слово + наречие на изучаемое сегодня правило). Графически обозначьте орфограмму.

  1. На реке и (кое) где на лугу подн…мался туман.

  2. Белая пелена метели (по) прежнему закрывала горизонт.

  3. Вода в озере стояла тихо тихо.

  4. Ломоносов писал (по) русски, (по) немец(?)ки, (по) латыни.

  5. Соседи (по) своему заботились о детях.

  6. (В) седьмых, помой посуду.

Дети: поднимался кое-где; по-прежнему закрывала; стояла тихо-тихо; писал по-русски, по-немецки, по-латыни; заботились по-своему; в-седьмых помой.

3) Составление словосочетаний.

Упражнение 283.

Работать по-богатырски, выглядеть по-детски, поступать по-человечески, работать по-прежнему, по-юношески стройный, поделиться по-товарищески, одеться по-дорожному, кричать по-вороньи, смотреть по-бычьи.

4) Упражнение 280(1).


Итоги.

Домашнее задание: §21, упражнение 278 (доделать), 280 (2,3)





7 класс. Дефис в наречиях.


1. Цель: закрепить умения писать дефис в наречиях, научиться различать наречия и омонимические формы без дефиса.

Словарная работа.

ИзощрЕнный – искон. острити – острый, буквально «более тонкий, совершенный».

ИзощрЕнность

ИзощрЕнно

ИзощрИть

Изощренный – утонченный, тонко развитый, изысканный.

Изощренный ум. У него был изощренный вкус.

Учитель: объясните написание -нн- в суффиксе наречия «изощренно». Вспомним, в каких случаях в наречиях пишется дефис.

2. Объяснительный диктант.

Тепло по-летнему, много-много лет назад, встретились по-дружески, по-прежнему изощренный, где-то пилили дрова, во-вторых, говорить по-английски, устроиться по-походному, было давным-давно.

Учитель: графически обозначьте орфограмму.

3. Составление словосочетаний.

Учитель: запомните написание данных наречий, составьте и запишите с ними словосочетания.

Волей-неволей Всего-навсего

Видимо-невидимо

Мало-помалу !!! точь-в-точь

Крепко-накрепко !!! бок о бок

Дети: волей-неволей выполнить, накидано видимо-невидимо, собрать мало-помалу, связать крепко-накрепко, написать всего-навсего, перерисовать точь-в-точь, сидеть бок о бок.

4. Исследование языкового материала.

Я шел по зимнему лесу.

В лесу по-зимнему свежо.

Жизнь протекала по-старому.

Жить по старому адресу.

Учитель: разберите предложения, объясните написание слов-омонимов.

5.Закрепление.

1) Комментированное письмо.

По-настоящему изощренный – скучаю по настоящему делу; расти по-прежнему – по прежнему пути; по осеннему лесу – по-осеннему хмурый; в-седьмых, вымой пол – в седьмых классах.

Учитель: объясните написание слов-омонимов.

2) Творческое списывание.

Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Графически обозначьте написание.

  1. Возвр…щались мы ______ пути. В л…су _______ тихо. (по, прежнему)

  2. ______ врем…ни сейчас было 10 часов. Разг…вор ш…л (не) т…ропливо, _______. (по, местному)

  3. Пусть буд…т ________ . _________ виду нельзя (н..) о чем дог…дат(?)ся. (по, твоему)

  4. Пугачев был одет _________ . _________ впеч…тлению пут…шествие об…щало быть интересным. (по, дорожному)

Учитель: расскажите о приемах разграничения наречий и омонимичных сочетаний. В каких случаях в наречиях употребляется дефис?

3) Упражнение 282 (1 и 2 тексты). Карандашом в учебнике.

Шиповник – шип; оказался – кажется; семечки; насколько (наречие); тянулся – тянет; привстал (неполн. действие ); на цыпочки (исключение); прикинуть; увидел; лобастую – лоб; с дремучими – дрёма; как-то.

Вовсе (наречие); ничего; разглядел – взгляд; наконец (наречие); по-заячьи.

4) Собери пословицу.

В, душа, еле (еле), теле.

Скроен, (по) русски, если, воин, и, в, один, поле.

(По) пустому, грому, много

Ревет, и, (по) волчьи, волк.

Дети: Еле-еле душа в теле. Если по-русски скроен, и один в поле воин. Много грому по-пустому. Волк по-волчьи и ревет.

5) Распределительное списывание.

слитно

дефис

раздельно





(По) весеннему лесу, приклеить (пО) верху, есть (по) немногу, обняться (по) братски, (по) нашему дому, бегать (по) всюду, встать (по) раньше, (по) праздничному городу, поступать (по) доброму, сделать (по) моему.



Итоги.

Домашнее задание: §21, упражнения 279, 281 (з.1)






7 класс. НЕ и НИ в отрицательных наречиях.


1. Цель: узнать о написании не и ни в отрицательных наречиях; закрепить умения правильно писать слова с этой орфограммой.

Словарная работа.

ПроисшЕствие – старослав. шед «идти»

Происшествие – событие, нарушившее обычный ход вещей.

Чрезвычайное происшествие. Мы стали свидетелями происшествия.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Умелый пилот, никак не ожидавший такого происшествия, ничуть не растерялся и вовремя успел развернуть самолет.

[ - , | ~ |, = и = ].

(повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осл. причастным оборотом и однородными сказуемыми)

Задание: выпишите словосочетания (* + наречие). Почему «вовремя» пишется слитно, придумайте и запишите такое словосочетание, чтобы слово писалось раздельно. Произведите словообразовательный разбор двух других наречий.

Дети: не ожидавший никак - как

не растерялся ничуть - чуть

успел развернуть вовремя - во время перемены

Учитель: сегодня на уроке мы должны узнать о написании не и ни в наречиях.

3. Новая тема.

Учитель: что мы уже знаем о приставках (частицах) НЕ и НИ? Расскажите о написании не-ни в местоимениях.

Написание не-ни в наречиях подчиняется этому же правилу. Поставим ударение.

никАк (приставка ни), ничУть (приставка ни).

§22.

Расскажите о правописании не-ни с наречиями. Может ли приставка не и ни быть частицей и писаться раздельно?

Дети: нет.

4.Закрепление.

1) Упражнение 286. Составление словосочетаний.

Негде взять, некуда спешить, неоткуда брать, некогда позвонить, незачем стараться, нигде не был, никуда не идти, ниоткуда не появился, никогда не любил, никак не справиться, нисколько не похудеть.

2) Осложненное списывание.

(Н…) когдабыло гулять, (н…) сколько (не) мешал, (н…) где было спрятат(?)ся, (не) откуда было взять, (н…) как 9не) могла пом…шать, (н…) когда (не) был св…детелем пр…и(?)шествия.

Учитель: объясните написание наречий.

3) Письмо по памяти.

Свет пр…йти, н…где (н…) сыщ…ш(?),

(Н…) случалось видеть мне

Дружбы той св…тей и чище,

Что быва…т на в…йне.

(А. Твардовский)

Р.р. Как автор характеризует дружбу, возникшую между людьми на войне? Почему она святая и чистая?

4) Упражнение 288. распределительное списывание.

Наречия

Местоимения

Ничуть не боюсь

Нисколько не страшно

Негде играть

Никак не пойму

Неоткуда взять


Ни за что не берусь

Ничего не хочу

Не о чем заботиться

Не с кем дружить

Ни у кого не был

Учитель: когда не и ни с местоимением пишется раздельно?

5) Комментированное письмо.

Нигде не встретились, ничем не интересовался, ни с кем не советовался, неоткуда ждать вестей, не с кого спрашивать, поговорить не с кем, яблоку негде упасть, никогда ни на кого не обижался.

Учитель: найдите среди словосочетаний фразеологизм. Объясните его значение. Что такое фразеологизм?

Дети: яблоку негде упасть – тесно.

6) Фразеологическая разминка.

Задание: вместо пропусков вставьте подходящее по смыслу наречие. Устно объясните написание.

  1. Учиться _________ не поздно. (никогда)

  2. Лучше поздно, чем ________ . (никогда)

  3. С трудовыми руками _________ не пропадешь. (нигде)

  4. Деньги девать _________ , а кошелька купить не на что. (некуда)


Итоги.

Домашнее задание: §22, упражнения 285(словосочетания), 287(1зад.), 289





7 класс. Употребление мягкого знака на конце наречий.


1. Цель: узнать, когда на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, когда нет; закрекпить умения правильно писать слова с этой орфограммой.

Словарная работа.

НАвзничь – искон. взничь – ничь—вниз

Навзничь – опрокинуться на спину, вверх лицом.

Упасть навзничь. Он упал навзничь.

2. Синтаксическая пятиминутка.

От сильного удара Вася упал навзничь и уже никак не смог подняться, чтобы оказать сопротивление.

[ - = и = ], чтобы ( = )

Учитель: найдите отрицательное наречие, графически объясните написание.

Дети: никАк, ни – приставка.

Учитель: расскажите о написании не-ни в наречиях. Найдите еще одно наречие в предложении. Почему в слове «навзничь» на конце пишется мягкий знак? Задача сегодняшнего урока – узнать об этом.

3. Новая тема.

§23.

Учитель: расскажите о правописании на конце наречий. Перечислите слова-исключения.

4.Закрепление.

1) Комментированное письмо.

Уйти прочь, ударить наотмашь, выйти замуж (искл.), открыть настежь, пуститься вскачь, опрокинуться навзничь, ждать невтерпеж (искл.), уж (искл.) поздно, сплошь засеять, забыть напрочь.

Учитель: расскажите о правописании мягкого знака.

2) Составление словосочетаний.

Задание: к глаголам из левого столбика подберите наречия из правого. Запишите словосочетания. Какая орфограмма объединяет данные наречия?

Уходит навзнич…

Ударил наотмаш…

Мчатся проч…

Упал вскач…

Уйти напроч…

Отказаться настеж…

Открыть невмоч…

Дети: уходит прочь, ударил наотмашь, мчатся вскачь, упал навзничь, уйти невмочь, отказаться напрочь, открыть настежь.

3) Творческий диктант.

Задание: замените отдельные слова или словосочетания наречием на шипящую, запишите наречия.

  1. Уйти домой.

  2. Не терпится дослушать до конца.

  3. Дерево всё усыпано плодами.

  4. Упасть на спину.

  5. Мчаться во весь опор.

  6. Дверь совсем открыта.

  7. Невмоготу больше терпеть.

  8. Сильно ударить.

  9. Срисовать тютелька в тютельку.

Дети: прочь, невтерпеж, сплошь, навзничь, вскачь, настежь, невмочь, наотмашь, точь-в-точь.

4) Письмо по памяти.

Р…дная пр…рода –

И врач(?) и художник:

Когда человеку быва…т (не) вмоч(?),

Р…стет для него

Вдоль д…рог под…рожник,

Чтоб быть под рукой

И от бол… помоч(?).

(А. Гребёнкин)

Р.р. Определите тему и идею стихотворения.

Дети: отвечают.

Учитель: как нужно относиться к природе?

5) Собери пословицу.

Задание: «соберите» пословицу, запишите. Объясните, как вы понимаете её смысл?

Хоть, вскач(?), грамоты, с, без, а, грамотой, плач(?).

Дети: С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Учитель: объясните написание в словах Ь.

6) Предупредительный диктант.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, красноватое отражение. Тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и упадет навзничь; мрак боролся со светом. Когда пламя горело слабее, лошадиная голова смотрела на нас и снова скрывалась прочь. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и поэтому вблизи всё казалось сплошь задернутым черной завесой.

(И. Тургенев)

Учитель: объясните написание наречий.


Итоги.

Домашнее задание: §23, письменно объясните смысл записанной пословицы.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Правописание наречий и их омонимов других частей речи

Автор: Леонтьева Анжелика Евгеньевна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(78) "tiematichieskoie-planirovaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405692444"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Учебно-методическое пособие для студентов "
    ["seo_title"] => string(50) "uchiebno-mietodichieskoie-posobiie-dlia-studientov"
    ["file_id"] => string(6) "192963"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427547420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства