Правописание наречий и их омонимов других частей речи
Правописание наречий и их омонимов других частей речи
Представлены уроки русского языка в 7 классе по теме "Написание наречий : написание наречий и их омонимов, правописание суффиксов О и А, употребленрие дефиса в наречиях, написание Ь после шипящих в наречиях.На каждом уроке представлена словарная работа, работа с текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание наречий и их омонимов других частей речи»
7 класс. Написание наречий.
1. Цель: закрепить умения правильно писать наречия, орфографический и пунктуационный разбор.
Словарная работа.
ШероховАтый- искон. шерох «неровность».
ШероховАто
ШероховАтость
Шероховатый – негладкий, с мелкими неровностями.
Шероховатый стол. Поверхность стола шероховатая.
2. Предупредительный диктант.
Бесшумно, медленно, густо падает с неба неумолимая белизна. Пушинки уже не тают на охлажденной земле, они копятся, оглаживая ещё шероховатую поверхность своей бархатной чистотой. На глазах неузнаваемо перекраивается пейзаж.
(Федосеев)
Р.р. Понравился вам текст? Какие картины рисует ваше воображение, когда вы читаете его?
Определите тему и идею, стиль речи.
Дети: Тема: падения снега.
Идея: бархатистая чистота снега, меняется пейзаж.
Стиль речи: художественный.
Задание: выпишите из текста словосочетания(главное слово+наречие), укажите разряд наречий.
Дети: падает (как) бесшумно
падает (как) медленно
падает (как) густо
уже не тают
ещё шероховатую
неузнаваемо перекраивается
3. Фронтальный опрос.
Дайте определение понятию «наречие». Назовите смысловые группы наречий. Расскажите о правописании НЕ с наречиями, Н-НН в суффиксах и о правописании О-Е-Ё после шипящих.
4. Фразеологическая разминка. (устно)
Задание: замените фразеологизмы подходящим по смыслу наречием.
Спал как убитый крепко
Кричать во все горло громко
Знать как свои пять пальцев хорошо
Видно как на ладони отчетливо
Яблоку негде упасть тесно
Кот наплакал мало
Идти черепашьим шагом медленно
Рукой подать близко
Из рук вон плохо
Хоть глаз выколи темно
Что такое фразеологизм? Какую роль они играют в языке?
5. Объяснительный диктант.
Дорога во льдах.
Капризен нрав Арктики. Ещё с утра стоял туман, потом светило солнце, розово пламенели снега, шероховатый лед весело сверкал пронзительной синевой, вода голубела.
К обеду все изменилось. Подул резкий ветер, и снега потускнели. Вода кажется густой и черной.
Вот такой хмурой и неприветливой неожиданно предстала Арктика в начале нашего плавания.
Пустынно сейчас море. Прямо на нас несутся тяжелые облака. Они идут все ниже, едва не задевая мачты. Лед теперь крепче, разломы попадаются реже.
Но ледокол упрямо продолжает двигаться, разламывая льды и прокладывая в белой целине темный канал.
(В. Николаев)
Задания:
1) подчеркните все наречия как члены предложения. Расскажите о приемах разграничения наречий и прилагательных в сравнительной степени.
Дети: лед (каков?) крепче (сравн. степ. прил.)
Учитель: почему слово «в начале» (3 абзац) пишется раздельно? Устно составьте предложение так, чтобы слово писалось слитно. Какой частью речи оно будет являться?
Дети: Вначале помой посуду.
2) произведите морфологический разбор наречия из предпоследнего предложения (стр.98)
Попадаются реже.
наречие, признак действия.
нач. форма – редко.
образ действия.
сравнительная степень, простая форма.
обстоятельство.
Итоги:
Домашнее задание: записать текст 15 предложения, подчеркнуть в нем все наречия.
7 класс. -О, -А на конце наречий.
1. Цель: узнать, в каких случаях на конце наречий пишется суффикс О, в каких А, закрепить умения правильно писать слова с этой орфограммой.
Словарная работа.
СанатОрий – лат. санаре «лечить».
СанатОрный
Санаторий – учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха.
Хороший санаторий. Прошлым летом мы отдыхали в санатории.
2. Осложненное списывание.
Слева открывалось море до кр…ёв наполне(н,нн)ое солнеч(?)ным блеском. Справа выглядывали из зел…н… набело ра…калё(н,нн)ые солнцем к…рпуса с…н…ториев.
Задание: запишите предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Устно объясните.
Составьте схемы предложений.
Объясните наличие или отсутствие знаков препинания при причастном обороте.
Надолг… друзей пот…рять; насильн…; исподт…шк…; куса…т; еш(?) досыт…; сначал…, кто после.
Р.р. Объясните смысл пословиц.
Итоги.
Домашнее задание:§20 упражнения 276, 277.
7 класс. Дефис в наречиях.
1. Цель: узнать, в каких случаях в наречиях употребляется дефис; закрепить умения правильно писать слова с этой орфограммой.
Словарная работа.
НепокОрный – искон. по+коръ (кара)
НепокОрно
ПокорИть
ПокОрность
Непокорный – непослушный, неустойчивый.
Непокорный человек. Он захотел покорить эту страну.
2. Осложненное списывание.
Горная р…ка бурлившая днем пр…см…рела и к ней тихо-тихо по…крался хол…д крепко-крепко обнял (не)п…корную кр…савицу и точ(?)но пр…крыл её з…ркальным ст…клом.
Учитель: объясните написание -нн- в суффиксе наречия «изощренно». Вспомним, в каких случаях в наречиях пишется дефис.
2. Объяснительный диктант.
Тепло по-летнему, много-много лет назад, встретились по-дружески, по-прежнему изощренный, где-то пилили дрова, во-вторых, говорить по-английски, устроиться по-походному, было давным-давно.
Учитель: графически обозначьте орфограмму.
3. Составление словосочетаний.
Учитель: запомните написание данных наречий, составьте и запишите с ними словосочетания.
Волей-неволей Всего-навсего
Видимо-невидимо
Мало-помалу !!! точь-в-точь
Крепко-накрепко !!! бок о бок
Дети: волей-неволей выполнить, накидано видимо-невидимо, собрать мало-помалу, связать крепко-накрепко, написать всего-навсего, перерисовать точь-в-точь, сидеть бок о бок.
По-настоящему изощренный – скучаю по настоящему делу; расти по-прежнему – по прежнему пути; по осеннему лесу – по-осеннему хмурый; в-седьмых, вымой пол – в седьмых классах.
Учитель: объясните написание слов-омонимов.
2) Творческое списывание.
Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Графически обозначьте написание.
Возвр…щались мы ______ пути. В л…су _______ тихо. (по, прежнему)
______ врем…ни сейчас было 10 часов. Разг…вор ш…л (не) т…ропливо, _______. (по, местному)
Пусть буд…т ________ . _________ виду нельзя (н..) о чем дог…дат(?)ся. (по, твоему)
Пугачев был одет _________ . _________ впеч…тлению пут…шествие об…щало быть интересным. (по, дорожному)
Учитель: расскажите о приемах разграничения наречий и омонимичных сочетаний. В каких случаях в наречиях употребляется дефис?
3) Упражнение 282 (1 и 2 тексты). Карандашом в учебнике.
Шиповник – шип; оказался – кажется; семечки; насколько (наречие); тянулся – тянет; привстал (неполн. действие ); на цыпочки (исключение); прикинуть; увидел; лобастую – лоб; с дремучими – дрёма; как-то.
Вовсе (наречие); ничего; разглядел – взгляд; наконец (наречие); по-заячьи.
4) Собери пословицу.
В, душа, еле (еле), теле.
Скроен, (по) русски, если, воин, и, в, один, поле.
(По) пустому, грому, много
Ревет, и, (по) волчьи, волк.
Дети: Еле-еле душа в теле. Если по-русски скроен, и один в поле воин. Много грому по-пустому. Волк по-волчьи и ревет.
Задание: выпишите словосочетания (* + наречие). Почему «вовремя» пишется слитно, придумайте и запишите такое словосочетание, чтобы слово писалось раздельно. Произведите словообразовательный разбор двух других наречий.
Дети: не ожидавший никак - как
не растерялся ничуть - чуть
успел развернуть вовремя - во время перемены
Учитель: сегодня на уроке мы должны узнать о написании не и ни в наречиях.
3. Новая тема.
Учитель: что мы уже знаем о приставках (частицах) НЕ и НИ? Расскажите о написании не-ни в местоимениях.
Написание не-ни в наречиях подчиняется этому же правилу. Поставим ударение.
никАк (приставка ни), ничУть (приставка ни).
§22.
Расскажите о правописании не-ни с наречиями. Может ли приставка не и ни быть частицей и писаться раздельно?
Дети: нет.
4.Закрепление.
1) Упражнение 286. Составление словосочетаний.
Негде взять, некуда спешить, неоткуда брать, некогда позвонить, незачем стараться, нигде не был, никуда не идти, ниоткуда не появился, никогда не любил, никак не справиться, нисколько не похудеть.
2) Осложненное списывание.
(Н…) когдабыло гулять, (н…) сколько (не) мешал, (н…) где было спрятат(?)ся, (не) откуда было взять, (н…) как 9не) могла пом…шать, (н…) когда (не) был св…детелем пр…и(?)шествия.
Учитель: объясните написание наречий.
3) Письмо по памяти.
Свет пр…йти, н…где (н…) сыщ…ш(?),
(Н…) случалось видеть мне
Дружбы той св…тей и чище,
Что быва…т на в…йне.
(А. Твардовский)
Р.р. Как автор характеризует дружбу, возникшую между людьми на войне? Почему она святая и чистая?
4) Упражнение 288. распределительное списывание.
Наречия
Местоимения
Ничуть не боюсь
Нисколько не страшно
Негде играть
Никак не пойму
Неоткуда взять
Ни за что не берусь
Ничего не хочу
Не о чем заботиться
Не с кем дружить
Ни у кого не был
Учитель: когда не и ни с местоимением пишется раздельно?
5) Комментированное письмо.
Нигде не встретились, ничем не интересовался, ни с кем не советовался, неоткуда ждать вестей, не с кого спрашивать, поговорить не с кем, яблоку негде упасть, никогда ни на кого не обижался.
Учитель: найдите среди словосочетаний фразеологизм. Объясните его значение. Что такое фразеологизм?
Дети: яблоку негде упасть – тесно.
6) Фразеологическая разминка.
Задание: вместо пропусков вставьте подходящее по смыслу наречие. Устно объясните написание.
Учиться _________ не поздно. (никогда)
Лучше поздно, чем ________ . (никогда)
С трудовыми руками _________ не пропадешь. (нигде)
Деньги девать _________ , а кошелька купить не на что. (некуда)
Учитель: расскажите о написании не-ни в наречиях. Найдите еще одно наречие в предложении. Почему в слове «навзничь» на конце пишется мягкий знак? Задача сегодняшнего урока – узнать об этом.
3. Новая тема.
§23.
Учитель: расскажите о правописании на конце наречий. Перечислите слова-исключения.
4.Закрепление.
1) Комментированное письмо.
Уйти прочь, ударить наотмашь, выйти замуж (искл.), открыть настежь, пуститься вскачь, опрокинуться навзничь, ждать невтерпеж (искл.), уж (искл.) поздно, сплошь засеять, забыть напрочь.
Учитель: расскажите о правописании мягкого знака.
2) Составление словосочетаний.
Задание: к глаголам из левого столбика подберите наречия из правого. Запишите словосочетания. Какая орфограмма объединяет данные наречия?
Уходит навзнич…
Ударил наотмаш…
Мчатся проч…
Упал вскач…
Уйти напроч…
Отказаться настеж…
Открыть невмоч…
Дети: уходит прочь, ударил наотмашь, мчатся вскачь, упал навзничь, уйти невмочь, отказаться напрочь, открыть настежь.
3) Творческий диктант.
Задание: замените отдельные слова или словосочетания наречием на шипящую, запишите наречия.
Дети: С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Учитель: объясните написание в словах Ь.
6) Предупредительный диктант.
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, красноватое отражение. Тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и упадет навзничь; мрак боролся со светом. Когда пламя горело слабее, лошадиная голова смотрела на нас и снова скрывалась прочь. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и поэтому вблизи всё казалось сплошь задернутым черной завесой.