Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик
Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик
Урок открытия новых знаний!
Цели :
Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.
Метапредметные:
Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик»
Урок в 5 классе
Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.
Цели :
Предметные:освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.
Метапредметные:
Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.
Тип урока: личностно-ориентированный ( изучение нового материала)
Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
-настроить обучающихся на предстоящую работу.
II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)
Цель: формулировка собственного отношения к содержанию урока.
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Отводимое время:
- Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?
-Кем вы хотите стать ?
Я предлагаю вам от данных глаголов образовать имена существительные, обозначающие профессии
Фасовать-фасовщик
Грузить – грузчик
Летать – летчик
Фрезеровать – фрезеровщик
Стеклить – стекольщик
Укладывать - укладчик
- При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-, ).
- Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом"). Произнесите концовки слов. Сравните с написанием.
А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий)
Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?
ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».
А сейчас давайте обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом в учебнике
Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.
Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.
IV. Практикум
Цель: формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.
Методы и приемы: коллективная, работа в парах, объяснение, групповая.
Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:
1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).
2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).
3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).
4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).
5. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)
6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).
Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы дети записывают на доске)
2.Работа в парах по определению разницы в написании слов с суффиксами -щик , -чик-.
предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):
1. Барабанчики яростно колотили в барабаны. 2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре. 3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня. 4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики. 5. Рабочие передавали сменчикам станки. 6. Жестянчики работали на глазах всей улицы. 7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
зад. повыш. сложн.
Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»
-Определите разницу в написании слов.(объяснение учащихся)
6. Самостоятельная работа
-Распределить слова по профессиям и видам деятельности
Строительная профессия
Отрицательная оценка человеку
Другие профессии
Устаревшие профессии
арматурщик
сварщик
резчик
формовщик
прогульщик
зачинщик
перебежчик
забастовщик
разведчик
паяльщик
ракетчик
газетчик
фонарщик
переплетчик
переписчик
приказчик
Проверка, оценивание по критериям
Д/З. Выполнить упр.707, 708 или составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".
V. Оценочно-рефлексивный этап.
Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.
Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности