Открытый урок по русскому языку в 5 классе .
Тема. Повторение основных разделов русского языка.
(урок-путешествие)
Цель:
Расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученной программой курса русского языка в 5 классе.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания учащихся в области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, орфографии.
Развивающие:
формирование познавательных УУД:
умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие;
умение строить логическую цепь рассуждений.
формирование регулятивных УУД:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Воспитательные:
формирование коммуникативных УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;
владение устной и письменной речью.
формирование личностных УУД:
Оборудование:
Тип урока: урок общеметодологической направленности (повторения
и систематизации знаний).
Формы работы: работа в парах, беседа,
самостоятельная работа,работа с книгой
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные,
частично-поисковый, предметно- практические
1.Организация класса.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам
- Здравствуйте, ребята, гости!
Мы уже знакомы, но я ещё раз напомню, зовут меня Лидия Александровна.
Я очень рада видеть вас снова.
2.Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи
Ребята, а вы любите путешествовать?
Сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие, и путешествовать мы с вами будем по воде.
Ребята, кто из вас был на речке, на озере, на море?
А как называется самый крупный водный объект? (океан)
Русский язык– это бескрайний океан знаний.
И мы отправимся путешествовать по океану Русского языка. (Слайд №1)
Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.
Давайте поприветствуем на нашем корабле почетных пассажиров – наших гостей.
Ребята, но путешествовать можно по новым местам, а можно и по хорошо вам известным.
Океан Русского языка вам уже известен.
Познакомимся с картой путешествия. (Слайд №2)
Наш маршрут пройдет по островам Фонетики, Лексики , Морфемики, Морфологии, Орфографии.
Глядя на карту, давайте попробуем сформулировать тему урока:
Глядя на карту, давайте попробуем сформулировать тему урока: (Слайд №3)
Повторение основных разделов русского языка.
В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас.
Посмотрите на тему нашего урока. Что мы должны сделать, путешествуя по этому океану.
Целью нашего путешествия является обобщение знаний по русскому языку за курс 5 класса.
Повторим и закрепим знания по фонетике, морфологии, лексике, орфографии. Будем повторять звуки, части речи, морфемы.
У каждого члена команды есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время путешествия.
Давайте сделаем первую запись в нашем «Бортовом журнале» - число 7 мая, классная работа, тема урока "Повторение основных разделов русского языка.
Вперед!
3. Закрепление.
Первый остров – Остров Фонетика (Слайд №4)
Жители этого острова знаю все о звуках речи.
Что изучает фонетика? (звуки речи)
(Раздел русского языка, изучающий звуки речи, называется ФОНЕТИКОЙ).
Задания:
№1 (Устно у доски)
Найдите жителей Фонетики
Корень, звонкий, приставка, гласный, суффикс, звук, окончание, согласный, запятая, глухой, предложение, части речи.
№2
Сколько букв, сколько звуков.
1 вариант
семья (5 б, 5 зв),
лук (3 б, 3 зв),
2 вариант
маяк (4 б, 5 зв),
день (4 б, 3 зв),
3 вариант
ёлка ( 4 б, 5 зв),
язык ( 4 б, 5 зв.)
Вывод
Всегда ли совпадает количество букв и звуков в словах? (нет)
Почему?
Ь и ъ не обозначают звука, а буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука если стоят в начале слова, после ь и ъ знаков и после гласных.
А теперь мы подходим к острову Лексики и Фразеологии. (Слайд № 5)
В кладовых этого острова весь словарный состав языка.
Что изучается в Лексике?
(Весь словарный состав языка).
Этот остров сказочно богат. В его кладовых хранятся слова – все слова русского языка – от самых древних до только что родившихся.
Жители, населяющие этот остров бережно хранят всё богатство нашего языка и с удовольствием разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек так же бережно и аккуратно обращается со словом.
Почему же надо обращаться с словом бережно?
(Работа с текстом) (Слайд №6)
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Вадим Шефнер
Ответ.Словом можно поддержать в трудную минуту, развеселить, можно обидеть человека, огорчить. Поэтому со словами надо обращаться осторожно, бережно.
№1Тест
Какое словосочетание употреблено в переносном значении?
а) каменное сердце;
б) каменное здание;
в) золотые серьги.
Найдите многозначное слово:.
а) звезда;
б) самолет;
в) композитор.
Определите, где верно указаны синонимы:
а) жажда – увлечение;
б) благородный – спокойный;
в) одаренный – талантливый.
Определите, где верно указаны антонимы:
а) могучий – глупый;
б) робкий – скупой;
в) презирать – уважать.
Найдите лишнее слово:
а) водный
б) водяной;
в) водитель;
г) наводнение.
Поменяйтесь с соседом и проверте по ключу.
Ключ: 1-а; 2-а; 3-в; 4-в; 5-в
Оценка: если 5 верных ответов – оценка «5»; если 4 – «4»; 3 – «3»; 2 – «2»; 1 – «1».
У кого оценка «5»?
Фразеологизмы «Угадайте фразеологизм» и запишите их.
(Слайды №7,8, 9)
Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания типа семь пятниц на неделе, водить за нос)
Посмотрите на слайд и угадайте фразеологизм.
Слайды: считать ворон, ставить палки в колёса, льёт, как из ведра.
Вывод: (Слайд № 7)
Ребята, у слова «лексика» есть однокоренное слово «лексикон».
Что такое лексикон? (запас слов)это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.
Ребята, можно ли этот раздел исключить и не изучать? (нет)
Ведь так важно изучать слова, обогащать свой лексикон, если у человека большой словарный запас , то с ним интересно общаться.
Впереди остров Морфемика. (Слайд №10)
В распоряжении жителей этого острова находятся все части слова – морфемы.
Что изучает Морфемика? (морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание;
Морфема – это наименьшая значимая часть слова.
На этом острове всё напоминает завод. Здесь во всю кипит работа. Приставки, суффиксы, окончания так и снуют от одного корня к другому, образуя разные слова. Здесь происходят поистине волшебные превращения.
№1Отгадайте слова и запишите, графически обозначьте морфемы
1. Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (расписка)
2. Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (завязка)
3. Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. (подснежники)
Вывод:
Ребята, русский язык богат морфемами, т.е. приставками, суффиксами, корнями, окончаниями.
Ребята, вы немного утомились в пути, нужно отдохнуть.
4.Физминутка
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна –
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к заданиям готов!
Остров Морфология (Слайд №11)
Чем дальше мы плывём, тем больше узнаём. Перед нами следующий остров - Морфология.
Что изучает раздел Морфология? ( слово как части речи)
Какие части речи вы знаете?
Перед нами таблица (на доске)
№1 Посмотрите внимательно на таблицу , мы должны её заполнить.
На столе карточки со словами , вы должны слова разместить в нужные ячейки, 1 ученик работает у доски, остальные в бортовых журналах.
Часть речи. | Вопросы. | Что обозначает? | Примеры |
Имя существительное. | Кто? Что? | Предмет. | |
Имя прилагательное. | Какой? Чей? | Признак предмета. |
|
Глагол. | Что делать? Что сделать? | Действие предмета. |
|
- Молодцы.
№2Задание: определить часть речи (по одному предложению) (Слайд №12)
1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
2. Снежное покрывало покрывало все поле.
3. Ведро дало течь, и вода стала течь.
Вывод.
Ребята, морфология очень важный остров, и вы ещё знакомы не со всеми его жителями (т.е частями речи), на следующий год вы познакомитесь с числительными, причастиями, деепричастиями и т.д.
Остров Орфография (Слайд №13)
Последний остров, который мы с вами посетим, называется Орфография.
Что изучается в этом разделе? (орфограммы)
Орфограмма ( правильно пишу) - написание слова, соответствующее какому-либо орфографическому правилу. Раздел языка, изучающий орфограммы, называется орфографией.
Самостоятельная работа. (Слайд №14)
(Работа с учебником, упр №718 (выборочное письмо)
Чтение учителем стихотворения С.Есенина «Черёмуха»
Выпишите слова с пропусками букв, вставьте нужные буквы.
Чтобы правильно выполнить это упражнение, какие орфограммы вы должны знать?
Буквы з и с на конце приставок.
Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Буквы И, У, А после шипящих.
Буква Е и И в окончаниях глаголов.
Тся и Ться в глаголах.
Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и существительных.
Вывод:
Сложной орфографией славится наш русский язык.
Ребята, а для чего мы должны изучать орфографию?
Человек, грамотно говорящий и пишущий, вызывает уважение у окружающих. Его легко понять. Каждый человек должен знать свой язык и гордиться им.
6.Итог урока. Рефлексия.
Вот и подходит к концу путешествие. В начале урока мы поставили цель: повторить основные разделы русского языка.
- Цель достигнута?
- Понравилось путешествие?
- На каком острове вам было интересно?
- На каком хотелось ещё побывать? Тогда я предлагаю вам выбрать домашнее задание по тому разделу, который вам понравился, перед вами конверты выбирайте.
- Над чем ещё нам нужно поработать?
- Отметим самых активных путешественников. (выставление оценок)
А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать и вы продолжите путешествие по океану Русского языка
Спасибо за ваше усердие и старание! (Слайд №15)
Мне было очень приятно работать с вами!