kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение основных разделов русского языка. Путешествие по океану Русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе проводится в конце учебного года. Тип урока - урок-путешествие. Урок соответствует ФГОС. Задания к уроку подобраны интересные, носят познавательный характер. Виды заданий разнообразные и охватывают все основные разделы русского языка, изучаемые в 5 классе. В помощь к уроку предлагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«нов. конспект 2»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе .

Тема. Повторение основных разделов русского языка.

(урок-путешествие)

Цель: 

Расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученной программой курса русского языка в 5 классе.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся в области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, орфографии.

Развивающие:

формирование познавательных УУД:

  • умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие;

  • умение строить логическую цепь рассуждений.

формирование регулятивных УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Воспитательные:

формирование коммуникативных УУД: 

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;

  • владение устной и письменной речью.

формирование личностных УУД: 

  • этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:

Тип урока: урок общеметодологической направленности (повторения

и систематизации знаний).

Формы работы: работа в парах, беседа,

самостоятельная работа,работа с книгой

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные,

частично-поисковый, предметно- практические








1.Организация класса.

Прозвенел уже звонок, 
Начинается урок. 
А теперь все повернитесь, 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам

- Здравствуйте, ребята, гости!

Мы уже знакомы, но я ещё раз напомню, зовут меня Лидия Александровна.

Я очень рада видеть вас снова.

2.Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие, и путешествовать мы с вами будем по воде.

Ребята, кто из вас был на речке, на озере, на море?

А как называется самый крупный водный объект? (океан)

Русский язык– это бескрайний океан знаний.

И мы отправимся путешествовать по океану Русского языка. (Слайд №1)

Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.

Давайте поприветствуем на нашем корабле почетных пассажиров – наших гостей.

Ребята, но путешествовать можно по новым местам, а можно и по хорошо вам известным.

Океан Русского языка вам уже известен.



Познакомимся с картой путешествия. (Слайд №2)

Наш маршрут пройдет по островам Фонетики, Лексики , Морфемики, Морфологии, Орфографии.

Глядя на карту, давайте попробуем сформулировать тему урока:

Глядя на карту, давайте попробуем сформулировать тему урока: (Слайд №3)

Повторение основных разделов русского языка.

В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас.

Посмотрите на тему нашего урока. Что мы должны сделать, путешествуя по этому океану.

Целью нашего путешествия является обобщение знаний по русскому языку за курс 5 класса.

Повторим и закрепим знания по фонетике, морфологии, лексике, орфографии. Будем повторять звуки, части речи, морфемы.

У каждого члена команды есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время путешествия.

Давайте сделаем первую запись в нашем «Бортовом журнале» - число 7 мая, классная работа, тема урока "Повторение основных разделов русского языка.

Вперед!


3. Закрепление.

Первый остров – Остров Фонетика (Слайд №4)

Жители этого острова знаю все о звуках речи.

Что изучает фонетика? (звуки речи)

(Раздел русского языка, изучающий звуки речи, называется ФОНЕТИКОЙ).

Задания:

1 (Устно у доски)

Найдите жителей Фонетики

Корень, звонкий, приставка, гласный, суффикс, звук, окончание, согласный, запятая, глухой, предложение, части речи.

2

Сколько букв, сколько звуков.

1 вариант

семья (5 б, 5 зв),

лук (3 б, 3 зв),

2 вариант

маяк (4 б, 5 зв),

день (4 б, 3 зв),

3 вариант

ёлка ( 4 б, 5 зв),

язык ( 4 б, 5 зв.)

Вывод

Всегда ли совпадает количество букв и звуков в словах? (нет)

Почему?

Ь и ъ не обозначают звука, а буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука если стоят в начале слова, после ь и ъ знаков и после гласных.




































А теперь мы подходим к острову Лексики и Фразеологии. (Слайд № 5)

В кладовых этого острова весь словарный состав языка.

Что изучается в Лексике?

(Весь словарный состав языка).

Этот остров сказочно богат. В его кладовых хранятся слова – все слова русского языка – от самых древних до только что родившихся.

Жители, населяющие этот остров бережно хранят всё богатство нашего языка и с удовольствием разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек так же бережно и аккуратно обращается со словом.

Почему же надо обращаться с словом бережно?

(Работа с текстом) (Слайд №6)

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Вадим Шефнер

Ответ.Словом можно поддержать в трудную минуту, развеселить, можно обидеть человека, огорчить. Поэтому со словами надо обращаться осторожно, бережно.

1Тест

  1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а) каменное сердце;

б) каменное здание;

в) золотые серьги.

  1. Найдите многозначное слово:.

а) звезда;

б) самолет;

в) композитор.

  1. Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.

  1. Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый;

б) робкий – скупой;

в) презирать – уважать.

  1. Найдите лишнее слово:

а) водный

б) водяной;

в) водитель;

г) наводнение.





Поменяйтесь с соседом и проверте по ключу.

Ключ: 1-а; 2-а; 3-в; 4-в; 5-в

Оценка: если 5 верных ответов – оценка «5»; если 4 – «4»; 3 – «3»; 2 – «2»; 1 – «1».



У кого оценка «5»?



Фразеологизмы «Угадайте фразеологизм» и запишите их.

(Слайды №7,8, 9)



Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания типа семь пятниц на неделе, водить за нос)

Посмотрите на слайд и угадайте фразеологизм.

Слайды: считать ворон, ставить палки в колёса, льёт, как из ведра.





Вывод: (Слайд № 7)

Ребята, у слова «лексика» есть однокоренное слово «лексикон».

Что такое лексикон? (запас слов)это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

Ребята, можно ли этот раздел исключить и не изучать? (нет)

Ведь так важно изучать слова, обогащать свой лексикон, если у человека большой словарный запас , то с ним интересно общаться.





























Впереди остров Морфемика. (Слайд №10)

В распоряжении жителей этого острова находятся все части слова – морфемы.

Что изучает Морфемика? (морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание;

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

На этом острове всё напоминает завод. Здесь во всю кипит работа. Приставки, суффиксы, окончания так и снуют от одного корня к другому, образуя разные слова. Здесь происходят поистине волшебные превращения.

1Отгадайте слова и запишите, графически обозначьте морфемы

1. Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (расписка)

2. Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (завязка)

3. Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. (подснежники)

Вывод:

Ребята, русский язык богат морфемами, т.е. приставками, суффиксами, корнями, окончаниями.

Ребята, вы немного утомились в пути, нужно отдохнуть.

4.Физминутка

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я довольна –

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!





Остров Морфология (Слайд №11)

Чем дальше мы плывём, тем больше узнаём. Перед нами следующий остров - Морфология.

Что изучает раздел Морфология? ( слово как части речи)

Какие части речи вы знаете?

Перед нами таблица (на доске)

1 Посмотрите внимательно на таблицу , мы должны её заполнить.

На столе карточки со словами , вы должны слова разместить в нужные ячейки, 1 ученик работает у доски, остальные в бортовых журналах.

Часть речи.

Вопросы.

Что обозначает?

Примеры

Имя существительное.

Кто? Что?

Предмет.


Имя прилагательное.

Какой? Чей?

Признак предмета.




Глагол.

Что делать? Что сделать?

Действие предмета.






- Молодцы.

2Задание: определить часть речи (по одному предложению) (Слайд №12)

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2. Снежное покрывало покрывало все поле.

3. Ведро дало течь, и вода стала течь.

Вывод.

Ребята, морфология очень важный остров, и вы ещё знакомы не со всеми его жителями (т.е частями речи), на следующий год вы познакомитесь с числительными, причастиями, деепричастиями и т.д.



Остров Орфография (Слайд №13)

Последний остров, который мы с вами посетим, называется Орфография.

Что изучается в этом разделе? (орфограммы)

Орфограмма ( правильно пишу) - написание слова, соответствующее какому-либо орфографическому правилу. Раздел языка, изучающий орфограммы, называется орфографией.

Самостоятельная работа. (Слайд №14)

(Работа с учебником, упр №718 (выборочное письмо)

Чтение учителем стихотворения С.Есенина «Черёмуха»

Выпишите слова с пропусками букв, вставьте нужные буквы.

Чтобы правильно выполнить это упражнение, какие орфограммы вы должны знать?

  • Буквы з и с на конце приставок.

  • Безударные проверяемые гласные в корне слова.

  • Буквы И, У, А после шипящих.

  • Буква Е и И в окончаниях глаголов.

  • Тся и Ться в глаголах.

  • Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и существительных.



Вывод:

Сложной орфографией славится наш русский язык.

Ребята, а для чего мы должны изучать орфографию?

Человек, грамотно говорящий и пишущий, вызывает уважение у окружающих. Его легко понять. Каждый человек должен знать свой язык и гордиться им.






6.Итог урока. Рефлексия.


Вот и подходит к концу путешествие. В начале урока мы поставили цель: повторить основные разделы русского языка.

- Цель достигнута?

- Понравилось путешествие?

- На каком острове вам было интересно?

- На каком хотелось ещё побывать? Тогда я предлагаю вам выбрать домашнее задание по тому разделу, который вам понравился, перед вами конверты выбирайте.

- Над чем ещё нам нужно поработать?

- Отметим самых активных путешественников. (выставление оценок)

А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать и вы продолжите путешествие по океану Русского языка



Спасибо за ваше усердие и старание! (Слайд №15)

Мне было очень приятно работать с вами!













Просмотр содержимого презентации
«Путешествие по океану Русского языка2»

Остров Лексики и Фразеологии Остров Фонетики Остров Морфемики  Остров Морфологии   Остров Орфографии

Остров Лексики и Фразеологии

Остров Фонетики

Остров Морфемики

Остров Морфологии

Остров Орфографии

Словом можно убить, словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести.  Словом можно продать, и предать, и купить.  Словом можно в разящий свинец перелить.  Но слова всем слова в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.     Вадим Шефнер

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Словом можно в разящий свинец перелить. Но слова всем слова в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Вадим Шефнер

Считать ворон   Бездельничать, глядеть по сторонам

Считать ворон

Бездельничать, глядеть по сторонам

Льёт как из ведра  Идёт проливной дождь

Льёт как из ведра

Идёт проливной дождь

Вставлять палки в колёса  Мешать в каком-либо деле

Вставлять палки в колёса

Мешать в каком-либо деле

Лексикон - это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. По расчетам исследователей, в словаре у Пушкина – 30 тысяч слов, у Толстого – более 40 тысяч слов. Однако столь богатый словарный запас не мешал великим авторам стремиться еще больше его пополнить. Современный молодой россиянин использует...  32 тысячи слов.

Лексикон - это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

По расчетам исследователей, в словаре у Пушкина30 тысяч слов, у Толстого – более 40 тысяч слов. Однако столь богатый словарный запас не мешал великим авторам стремиться еще больше его пополнить.

Современный молодой россиянин использует...

32 тысячи слов.

1. Посадила мама в печь пироги с  капустой печь .   2. Снежное покрывало покрывало всё  поле.   3. Ведро дало течь , и вода стала течь .

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь . 2. Снежное покрывало покрывало всё поле. 3. Ведро дало течь , и вода стала течь .

Черёмуха душ_стая  С весною ра_цвела  И ветки з_лотистые,  Что кудри, зав_ла.  Кругом роса медвяная  Сп_лзает по к_ре,  Под нею зелень пряная  Сияет в серебре.  А рядом, у проталинки,  В траве, между к_рней,  Бежит, струит_ся маленький  Серебряный ручей.  Черёмуха душ_стая,  Ра_весившись, ст_ит,  А зелень з_лотистая  На солнышке горит.  Ручей в_лной гремучею  Все ветки обдаёт  И вкрадчиво под кручею  Ей песенки поёт.   С.Есенин

Черёмуха душ_стая С весною ра_цвела И ветки з_лотистые, Что кудри, зав_ла. Кругом роса медвяная Сп_лзает по к_ре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между к_рней, Бежит, струит_ся маленький Серебряный ручей. Черёмуха душ_стая, Ра_весившись, ст_ит, А зелень з_лотистая На солнышке горит. Ручей в_лной гремучею Все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт. С.Есенин

Черёмуха душ и стая  С весною ра с цвела  И ветки з о лотистые,  Что кудри, зав и ла.  Кругом роса медвяная  Сп о лзает по к о ре,  Под нею зелень пряная  Сияет в серебре.  А рядом, у проталинки,  В траве, между к о рней,  Бежит, струится маленький  Серебряный ручей.  Черёмуха душ и стая,  Ра з весившись, ст о ит,  А зелень з о лотистая  На солнышке горит.  Ручей волной гремучею  Все ветки обдаёт  И вкрадчиво под кручею  Ей песенки поёт.   С.Есенин

Черёмуха душ и стая С весною ра с цвела И ветки з о лотистые, Что кудри, зав и ла. Кругом роса медвяная Сп о лзает по к о ре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между к о рней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душ и стая, Ра з весившись, ст о ит, А зелень з о лотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт. С.Есенин

Спасибо за урок!        Пусть сбудутся ваши мечты!

Спасибо за урок!

Пусть сбудутся ваши мечты!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Повторение основных разделов русского языка. Путешествие по океану Русского языка.

Автор: Филинова Лидия Александровна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства