2.Формировать умение выделять модальные частицы среди других частей речи.
3. Формировать умение употреблять модальные частицы в речи.
-развивающие:
1. Развивать познавательный интерес.
2. Развивать умение анализировать и делать выводы.
3. Развивать творческое мышление.
-воспитательная:
1. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, настойчивость в учёбе, аккуратность.
Форма урока: урок – повторение
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.
- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
- Мы с вами изучили все темы по разделу Частица.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Первое ваше задание – Блиц-опрос. (слайд 2)
1. Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)
2. Если не пишется слитно, то это …? (приставкаили часть корня, если без не не употребляется)
3. Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)
4. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)
5. Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)
6. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)
7. Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)
8. Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.
Ребята скажите:
- Какие частицы участвуют в образовании? Что они образуют? (повелительное и условное наклонение глагола, составную форму сравнительной степени прилагательных и наречий)
- Скажите, какие частицы помогают нам изменить оттенки смысла в предложении? (смысловые)
Второе задание: Найдите в тексте частицы и определите их разряд. (слайд 3)
Пушкинский заповедник — это книга, только (огранич) написана она не (отриц) буквенными знаками, не (отриц) словами, а вещами. Немых вещей на свете нет. Все имеет свой язык, свое сказание. Если бы (формообраз) этого не (отриц) было, так не (отриц) хранили бы (формообраз) люди эти вещи так бережно, не(отриц) было бы (формообраз) музеев-заповедников, не (отриц) было бы (формообраз) в словаре русского языка слова «память», создавшего другое слово — «памятник».
Третье задание: Отрицательные частицы не и ни
- Как Вы думаете, почему они так называются?
- Дополните предложения, появившиеся на слайде:
«Частица не придает…»
«Частица ни служит…» (слайд 4)
НЕ Отрицательное значение:
1. ВСЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
2. ОТДЕЛЬНЫМ ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НИ Отрицательное значение
1. В предложениях без подлежащего (ни при сущ. в Р.п.):
2. Усиление отрицания, которое выражено частицей не или словом нет:
Утвердительное значение
Частица стоит перед сказуемым после слов: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КУДА, ГДЕ, КОГДА, КАК, СКОЛЬКО и др.
Четвертое задание: Вставьте нужную частицу НЕ или НИ (слайд 5, 6)
1. В комнате ни души.
2. В газете не было ни строчки о спорте.
3. Это предложение ни у кого не вызвало никаких возражений.
4. Там я не был ни разу.
5. Я не мог не любоваться этим произведением искусства.
- Обратите внимание на последнее предложение (предложение получает положительный смысл)
Пятое задание: А)Исправьте ошибки: (слайд 7, 8)
Б) Замените следующие предложения или словосочетания фразеологизмом с частицей ни и запишите их. (слайд 9)