kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование на тему Тема: "Местоимение как часть речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Местоимение как часть речи

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: урок-путешествие

ТДЦ:

Образовательная:

- повторение материала о местоимении, обогащение его новым материалом;

– осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;

– овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной форме.

Развивающие:

– развитие образного и логического мышления и речи;

– обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

– воспитание любви к родному языку, культуры письма, аккуратность в работе, уважение к товарищам, дружбе, формировать патриотические  и  нравственные качества.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, атласы.

Ход урока:

Этап урока

СУМ

 (содержание учебного материала)

1

2

1. Орг. момент.

Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.

- Ребята! Обратите внимание на слова Президента РК Н.А.Назарбаева, обращенные  молодежи, на которых возлагается большая надежда в будущем в нашей стране.

          «Я часто спрашиваю себя, каким он будет «казахстанец будущего». Сегодня, глядя на вас, я вижу его». Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач.
«Казахстанец будущего» - это высококлассный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен. И наша задача совместными усилиями школы, семьи, общественности воспитывать «Казахстанцев будущего» - новых патриотов страны. И я верю, что всегда будут с гордостью произноситься слова: «Мы, народ Казахстана», а при звучании Государственного Гимна на глазах будут наворачиваться слезы от гордости за страну.                                                                          

Н.А Назарбаев.

2. Актуализация новой темы.

Внимательно прочитав слова президента скажите, пожалуйста- Какие слова указывают на предмет или лицо, но не называют их? ( Я, себя, он, вас, я его, его, его, самых,, это, он, наша, я,)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование на тему Тема: "Местоимение как часть речи."»

Тема: Местоимение как часть речи

3 урок.

Учитель: Гиетдинова Г.М..

Предмет: Естествознание. 7 а класс Дата: 16.11.14

Тема урока: Местоимение как часть речи







Тип урока: изучение новой темы







Вид урока: урок-путешествие







ТДЦ:

Образовательная:

- повторение материала о местоимении, обогащение его новым материалом;

– осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;

– овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной форме.








Развивающие:

– развитие образного и логического мышления и речи;

– обогащение словарного запаса.








Воспитательные:

воспитание любви к родному языку, культуры письма, аккуратность в работе, уважение к товарищам, дружбе, формировать патриотические и нравственные качества.








Оборудование: интерактивная доска, презентация, атласы.







Ход урока:







Этап урока

СУМ

(содержание учебного материала)

МО

ФОПД

Уровень усвоения пограммного материала

Компетентностные задания

подготовка к ВОУД

индивидуально-колррекционная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Орг. момент.

Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.

- Ребята! Обратите внимание на слова Президента РК Н.А.Назарбаева, обращенные молодежи, на которых возлагается большая надежда в будущем в нашей стране.

«Я часто спрашиваю себя, каким он будет «казахстанец будущего». Сегодня, глядя на вас, я вижу его». Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач.
«Казахстанец будущего» - это высококлассный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен. И наша задача совместными усилиями школы, семьи, общественности воспитывать «Казахстанцев будущего» - новых патриотов страны. И я верю, что всегда будут с гордостью произноситься слова: «Мы, народ Казахстана», а при звучании Государственного Гимна на глазах будут наворачиваться слезы от гордости за страну.

Н.А Назарбаев.

репр

фронт





2. Актуализация новой темы.

Внимательно прочитав слова президента скажите, пожалуйста- Какие слова указывают на предмет или лицо, но не называют их? ( Я, себя, он, вас, я его, его, его, самых,, это, он, наша, я,)


репр

фронт





3. Изучение новой темы

Попробуйте отгадать загадку:

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)


Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

Урок наш будет посвящен одной цели – добраться до ключа от сундука золотых знаний. А клад – это сундук золотых знаний о местоимении. На последующих уроках ваш сундук будет пополняться все новыми и новыми знаниями. (слайд 4)

Итак, перед нами первое испытание на пути к кладу - «Море Неизвестности».

Местоимение – своеобразная часть речи, и порой очень хитрая.

В ходе нашего урока мы должны ответить на вопрос «В чем особенность местоимения?» и доказать или опровергнуть, что местоимение является самостоятельной частью речи. Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

Ответьте на вопросы:

- Кто он? (Асылбек)

- От кого узнал? (От синоптиков)

- Какая погода установится? (Солнечная)

- Через сколько дней? (Через семь дней)

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Асылбек, синоптиков, солнечная, семь).

Запишите местоимения в один столбик, а имена, которые они заменили напротив них во второй столбик. И от местоимений проведите стрелки к именам.

- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Асылбек, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ

Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

Не Асылбек, он;

не от синоптиков, а от них;

не солнечная, а такая;

не семь, а несколько.

– Давайте подведем итог исследований о значении местоимений.

– Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении. (Несколько учеников отвечают.)

МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Запишем определение в тетради для правил.

А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

вступились за нее.

Прослушивание песни « Я, ты, он, она вместе целая страна….»

Задание: Найдите личные местоимения, какие еще местоимения есть в данной песне?

Работа с кластером:

Физминутка.

Восстанови текст.

Творческий диктант по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.

Раннее утро. Медвежата резво играют в сосновом лесу. _____ пришли сюда недавно. Двое медвежат распол_жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.

Задание. Спишите, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и орфограммы в словах. Для чего служат местоимения в данном тексте?

объяснительно-иллюстративный

групп



+

Работа с атласом.

5. Закрепление изученной темы

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Слушаем внимательно. Запишите местоимения в столбик вместе с предлогами.

1)Приплыла к нему рыбка, спросила:

“Что тебе надобно, старче?”

2)Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уже и следа;

Перед нею изба со светелкой...

3)Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости...

4)Там за речкой тихоструйной,

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

Проверим. (Слайд 6)

– У кого так же?

– Узнали вы сказки? Назовите.

– Проверим, есть ли у этих местоимений падежи. Будьте внимательны, чтобы не очутиться в реке ошибок.

Проверим, что получилось.

На доске и в тетради:

к нему – д.п., тебе – д.п, он – и.п., ко своей – д.п. , перед нею – т.п., их – в.п.,в ней – п.п.

Учитель: Ребята, для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.

Перед вами текст. Прочитаем его вслух. (слайд 12)

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

ВЫВОД. Ребята, следует избегать повторений слов стоящих рядом, чтобы стараться не засорять предложения одними и теми словами, нужно заменить слова другими словами. В этом нам помогут местоимения. Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавать двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего!

проблемный

коллект





6. Дом.зад

Написать эссе на тему «Что такое дружба?» ( использовать местоимения)

репр

индив





7. Итог урока.

Рефлексия

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

Интересно – Что для вас было интересно?

Творчество – Каким творчеством вы занимались на уроке?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что вы узнали на уроке?

Сегодня хорошо работали (...)

Выставление оценок.

репр

индив












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Поурочное планирование на тему Тема: "Местоимение как часть речи."

Автор: Гизетдинова Гузэлия Мисхатовна

Дата: 10.04.2016

Номер свидетельства: 317234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока на тему "Родовые окончания имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rodovyie-okonchaniia-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "161892"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422285348"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства