kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание не с глаголами".

учитель русского языка и литературы Агибаева Г.Х. 

Задачи урока:

  1. привести в систему имеющиеся знания о глаголе;
  2. тренировать в изменении глагольных форм;
  3. развивать орфографическую память и зоркость;
  4. воспитывать аккуратность при выполнении работы;
  5. работать над обогащением активного словаря учащихся посредством работы над лексическим значением глагола «говорить», составления синонимичного ряда, введения в речь данного глагола;
  6. содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов;
  7. развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения; формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.
  8.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«по русскому языку»



основная школа №2












ОКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку на тему:


«Правописание не с глаголами»













Подготовила: учитель русского языка и литературы Агибаева Г.Х.





2015 г.








Тема урока: Правописание не с глаголами.

Цель: дать понятие о правописании не с глаголами.

Формы: групповая, индивидуальная. парная.

Результат: знать правило написания Не с глаголами;, выполнение поисковых заданий, привитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: интерактивная доска, слайды, карточки, смайлики.

Ход урок: І. Орг. момент.

Психологический настрой. Здравствуйте, ребята!

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

Деление на группы. (бананы, апельсины).

ІІ. Актуализация знаний. Прием «Горячий стул». (Глагол. Инфинитив.)

 Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Инфинитив (от лат. modus infinivus неопределённый способ) – исходная форма, обозначающая действие вне связи с лицом

Почему эта форма глагола называется неопределённой?

(поощрение- правильный ответ дается звездочка).

ІІІ. Новая тема.

Мобилизующий этап. На доске написаны пословицы: СЛАЙД №1



  • (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

  • В чужом доме (не) указывают.

  • (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

  • Лодырю всегда (не) здоровится.



- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).



2. Формулирование темы и целей урока.



Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.



Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

- Открываем тетради. записываем дату и тему урока.



- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.



1) знать…;

2) уметь….;



Цель урока: знать о правописании НЕ с глаголами; уметь правильно писать и употреблять в речи НЕ с глаголами .



Есть глаголы, которые составляют исключения. СЛАЙД №2.  Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

Групповая работа.

Задание 1 группы Записать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).



Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.


Задание 2 группы- К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

Сомневаться, удивляться (НЕ) истовствовать

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (НЕ)навидеть

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти (НЕ)годовать

Проявлять безудержную ярость, буйство (НЕ)доумевать

Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)домогать

Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?

- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?

ВЫВОД. Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

Физминутка. Я буду читать предложения и словосочетания в которых есть глаголы с НЕ. Если НЕ с глаголом пишется слитно, вы должны хлопнуть в ладоши. Если слитно, т.е. без НЕ не употребляется- топнуть.

Не суди о человеке, не бросили друга, не стану молчать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания0, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Индивидуальная работа у доски. СЛАЙД №3. Спишите текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

Парная работа.

Задание 1 группы- «Допиши словечко». Допиши последнее слово, назови глагол с частицей НЕ. 
1. Пусть родник никогда не заглохнет, 
И зелёная ветвь ----------------------------------------. 
2. Я хорошим быть старался, 
Я с девчонками -----------------------------------------. 
3. Дождь. Но я в поход собрался, 
Я грозы ---------------------------------------------------. 
4. Стрекочет сорока, стрекочет- 
Никто её слушать


Задание 2 группы- Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ. 
1. Не вешать голову – не унывать. 
2. Сидеть сложа руки- ------------------------------------------------------- 
3. Не смыкать глаз- ----------------------------------------------------------- 
4. Пропустить мимо ушей- ------------------------------------------------- 
5. Не повышать голос- ------------------------------------------------------ 

Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест. Слайд №4-5.


Прием «Синквейн». «Весна».

Весна.
Теплая, мокрая.

Наступает, согревает, уходит.

Одно из времён года.
Солнце.

Домашнее задание: составить 4 предложения используя глаголы с НЕ.


V. Рефлексия.


1. Глагол в предложении чаще всего бывает

1)            подлежащим

2)            сказуемым

3)            дополнением

4)            обстоятельством

 

2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО

1)            не\навидеть

2)            не\здоровится

3)            не\выучить

4)            не\годовать

 

3. Найдите ИНФИНИТИВ

1)            смеюсь

2)            смеяться

3)            смеются

4)            смеялись


Игра-загадки.

Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). 
Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь).
Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Сроду он не ест, не пьет песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок).
Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).

Игра «Выбери». Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами?

Слезь со стула!

Не _ хочу!

Упадёшь!

Не _ упаду!

Отойди!

Не _ отойду!

Приедешь?

Нет, не _ приеду!

Придёшь?

Нет, не _ приду!

Услышишь?

Не _ услышу!

Найдёшь?

Нет, не _ найду!

Слезаешь?

Не _ слезаю!

Решаешь?

Не _ решу!

Мечтаешь?

Не _ мечтаю!

Молчишь?

Нет, не _ молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу, хочу, хочу!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
по русскому языку

Автор: Агибаева Гульбарам Хайдаровна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по русскому языку в 5 классе с УУД "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948532"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Планирование индивидуально - групповых занятий по русскому языку во 2 классе  УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(98) "planirovaniie-individual-no-ghruppovykh-zaniatii-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "146718"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419248387"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Русский язык - национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе "
    ["seo_title"] => string(112) "russkii-iazyk-natsional-nyi-iazyk-russkogho-naroda-osnovnoie-sriedstvo-obshchieniia-v-natsional-nom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "220442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434633054"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Сочинение на тему «Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваши ученики?» (по следам К.Г. Паустовского)"
    ["seo_title"] => string(106) "sochinieniienatiemurusskiiiazykuchitnielziazabytgdiestaviatzapiatuiuvashiuchienikiposliedamkgpaustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "313981"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459589592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства