Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание не с глаголами".
учитель русского языка и литературы Агибаева Г.Х.
Задачи урока:
привести в систему имеющиеся знания о глаголе;
тренировать в изменении глагольных форм;
развивать орфографическую память и зоркость;
воспитывать аккуратность при выполнении работы;
работать над обогащением активного словаря учащихся посредством работы над лексическим значением глагола «говорить», составления синонимичного ряда, введения в речь данного глагола;
содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов;
развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения; формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Инфинитив(от лат. modus infinivus неопределённый способ) – исходная форма, обозначающая действие вне связи с лицом
Почему эта форма глагола называется неопределённой?
(поощрение- правильный ответ дается звездочка).
ІІІ. Новая тема.
Мобилизующий этап.На доске написаны пословицы: СЛАЙД №1
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не) здоровится.
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
2. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.
Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).
- Открываем тетради. записываем дату и тему урока.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) знать…;
2) уметь….;
Цель урока: знать о правописании НЕ с глаголами; уметь правильно писать и употреблять в речи НЕ с глаголами .
- Есть глаголы, которые составляют исключения. СЛАЙД №2. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.
Групповая работа.
Задание 1 группы Записать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).
Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.
В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.
Через порог руки (не) подают.
От учтивых слов язык (не) отсохнет.
Зазнайство (не) возвышает, а унижает.
Задание 2 группы- К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.
- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.
Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?
ВЫВОД. Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.
Физминутка. Я буду читать предложения и словосочетания в которых есть глаголы с НЕ. Если НЕ с глаголом пишется слитно, вы должны хлопнуть в ладоши. Если слитно, т.е. без НЕ не употребляется- топнуть.
Не суди о человеке, не бросили друга, не стану молчать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания0, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.
Индивидуальная работа у доски. СЛАЙД №3. Спишите текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.
Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.
Парная работа.
Задание 1 группы- «Допиши словечко». Допиши последнее слово, назови глагол с частицей НЕ. 1. Пусть родник никогда не заглохнет, И зелёная ветвь ----------------------------------------. 2. Я хорошим быть старался, Я с девчонками -----------------------------------------. 3. Дождь. Но я в поход собрался, Я грозы ---------------------------------------------------. 4. Стрекочет сорока, стрекочет- Никто её слушать
Задание 2 группы- Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ. 1. Не вешать голову – не унывать. 2. Сидеть сложа руки- ------------------------------------------------------- 3. Не смыкать глаз- ----------------------------------------------------------- 4. Пропустить мимо ушей- ------------------------------------------------- 5. Не повышать голос- ------------------------------------------------------
Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест. Слайд №4-5.
Прием «Синквейн». «Весна».
Весна. Теплая, мокрая.
Наступает, согревает, уходит.
Одно из времён года. Солнце.
Домашнее задание: составить 4 предложения используя глаголы с НЕ.
V. Рефлексия.
1. Глагол в предложении чаще всего бывает
1) подлежащим
2) сказуемым
3) дополнением
4) обстоятельством
2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО
1) не\навидеть
2) не\здоровится
3) не\выучить
4) не\годовать
3. Найдите ИНФИНИТИВ
1) смеюсь
2) смеяться
3) смеются
4) смеялись
Игра-загадки.
Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь). Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Сроду он не ест, не пьет песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок). Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).
Игра «Выбери». Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами?