kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Порядок слов в спокойной монологической речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок общеметодологической направленности ( урок-экспедиция)

Цели урока:

-  обобщить знания и способы деятельности при повторении орфограмм, пунктограмм,  изученных в 5-6 классах, закрепить навыки работы с текстом, составления текста «рассуждение», компрессии текста

-  умение применять знания в измененной ситуации, развивать навыки общения, самостоятельной и групповой работы;

-  развивать всесторонне развитую личность, формировать духовно-нравственные ценности

Задачи: систематизация и обобщение знаний и умений работы с текстом

Оборудование урока:  компьютер, проектор, экран, театральный костюм (треуголка, плащ-накидка), подзорная труба

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Порядок слов в спокойной монологической речи»

Конспект урока развития речи в 7 классе (в соответствии с требованиями ФГОС).

Тема урока: Порядок слов в спокойной монологической речи

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель: Комарова Лариса Александровна

Тип урока: урок общеметодологической направленности ( урок-экспедиция)

Цели урока:

- обобщить знания и способы деятельности при повторении орфограмм, пунктограмм, изученных в 5-6 классах, закрепить навыки работы с текстом, составления текста «рассуждение», компрессии текста

- умение применять знания в измененной ситуации, развивать навыки общения, самостоятельной и групповой работы;

- развивать всесторонне развитую личность, формировать духовно-нравственные ценности

Задачи: систематизация и обобщение знаний и умений работы с текстом

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, театральный костюм (треуголка, плащ-накидка), подзорная труба

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный этап (самоопределение к деятельности)

Цель этапа: - включение в деловой ритм урока Дети рассаживаются по группам

Учитель:

- В одном стихотворении Владимир Высоцкий пишет:

- Говорят, будто парусам рЭквиЭм спет,
Черный бриг за пиратство в музей заточен,
Бросил якорь в историю стройный корвет,
Многотрубные увальни вышли в почет.

Но весь род моряков — сколько есть — до седьмого колена
Будет помнить о тех, кто ходил на накале страстей...

- И мы сегодня тоже вспомним 2-х славных моряков, великих сыновей нашего Отечества.

- Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть вновь.

СЛАЙД 1




Ценностно-смысловая ориентация учащихся(Л)

Нравственно-этическое оценивание (Л)









Самоопределение (Л)

Смыслополагание (Л)


  1. Постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности обучающихся)

Цель этапа:

- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Вы узнали этих путешественников, изображенных на слайде? Да, это Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, мореплаватели, первооткрыватели.


- На нашем уроке мы совершим экспедицию по их следам, цели у нас будут другие, но такие же славные и почетные, как у Крузенштерна и Лисянского.

Тема нашего урока-экспедиции - «Во славу земли русской» (Порядок слов в спокойной монологической речи )

СЛАЙД 2

- Об этой экспедиции и о многих других рассказывает Николай Чуковский «Водители фрегатов». В вашем возрасте это была одна из моих любимых книг. Все тексты на нашем уроке взяты из этой книги.

СЛАЙД 3

- У нас будут 2 экипажа корабля, 2 капитана-Крузенштерн- у экипажа «Надежда» и Лисянский у экипажа «Нева». Капитанов вы выберете сами


Дети выбирают капитанов


- У каждого из вас есть судовой журнал, в котором он оценивает свою работу после выполнения задания. Работать вы будете индивидуально, в экипажах (группах) и в шлюпках (микрогруппах). У каждого есть листы с заданиями, работу нужно на этих листах.

СЛАЙД 4

- Перед началом экспедиции я хочу дать вам напутственные слова:

1. Народная пословица гласит: «Первое дело в жизни – служить Отчизне»
2. Русский языковед Владислав Иллич-Свитыч сказал: «Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды»

- Как эти слова соотносятся с темой нашего урока?

- Можно ли служить Отчизне за школьной партой?


- Итак, разминка перед плаванием. Обратите внимание на 2-ой эпиграф. Задание для всех – нужно построить схему предложения.

Но перед началом работы давайте вспомним алгоритм действий


- Дети проговаривают, учитель обобщает


СЛАЙД 5

- Итак, вот перед нами алгоритм построения схемы предложения. Приступаем к заданию


Дети составляют схему П


СЛАЙД 6

- Давайте проверим. У кого получилась такая схема?

Подхожу, проверяю, помогаю заполнить судовой журнал.

- Хорошо, молодцы. А теперь скажите, какие цели стоят перед нашей экспедицией?

Дети говорят, учитель обобщает СЛАЙД 7

Цели учителя:

- обобщить знания и способы деятельности при повторении орфограмм, пунктограмм, изученных в 6-7 классах, закрепить навыки работы с текстом, составления текста «рассуждение», компрессии текста

- умение применять знания в измененной ситуации, развивать навыки общения, самостоятельной и групповой работы;

- развивать всесторонне развитую личность, формировать духовно-нравственные ценности



Устные ответы




Активное слушание













Работа в группе


Знакомство с судовым журналом
















Сопоставление фактов





Проговаривание алгоритма действий


Составление алгоритма построения схемы предложения





Индивидуальная работа над составлением схемы П


Самопроверка

Самооценка


Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Ученические цели урока:

- обобщить знания и способы деятельности при повторении орфограмм, пунктограмм, изученных в 6-7 классах, закрепить навыки работы с текстом, составления текста «рассуждение», компрессии текста






Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)





















Ценностно-смысловая ориентация учащихся (Р)










Установление причинно-следственных связей (П)




Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Рефлексия способов и условий действия



Выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)


Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

Целеполагание, прогнозирование (Р)

  1. Актуализация знаний.

Цель этапа:

- повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной и групповой деятельности обучающихся

Описание географического и лингвистического маршрута.

- Итак, к плаванию вы готовы. Но, чтобы подняться на наши корабли знаний, нам нужно вспомнить – кто такие Крузенштерн и Лисянский, как и когда проходила их экспедиция. Биография Крузенштерна находится у экипажа «Надежда», биографии Лисянского - у экипажа «Нева».


- Второе задание в экипажах, связано с биографиями мореплавателей. В каждом тексте по 3 абзаца. Нужно прочитать текст о мореплавателях и сжать каждый абзац до 1 предложения, сохранив основную информацию.


- Какие 3 способа компрессии есть? (обобщение, упрощение, исключение)


Дети отвечают, учитель обобщает

СЛАЙД 8


- У вас должно получиться сообщение о мореплавателях в 3-х предложениях. Сжимая текст, не забывайте о способах компрессии. Удачи!


- Итак, экипажи выбирают того, кто расскажет свое сообщение.


Выступление экипажа «Надежда» - СЛАЙД 9

Выступление экипажа «Нева» - СЛАЙД 10


Дети заполняют судовые журналы



Активное слушание













Устный ответ, составление схемы компрессии





Чтение, анализ, сжатие текста в группе

Выбор представителя от группы



Сообщение 1 группы

Сообщение 2 группы


Самопроверка - сопоставление своего сжатого текста с текстом учителя на слайде

Самооценка



Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Нравственно-этическое оценивание (Р)










Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Рефлексия способов и условий действия (П)



Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста (П)


Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Контроль, коррекция, оценка (Р)


  1. Обобщение и систематизация знаний (подготовка обучающихся к совместной деятельности)

Цель этапа:

- мотивировать детей на совместную деятельность

СЛАЙД 11

- Давайте ознакомимся с картой нашей экспедиции. Наш пункт выхода и конечный путь - это город Кронштадт, первая бухта – Бразилия, вторая - остров Нукагива. Побываем в бухте Японии и вернемся с почетом в город Кронштадт. И в каждой бухте нас ждут задания по русскому языку


Активное слушание






Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей (П)



  1. Обобщение и систематизация знаний (применение знаний и умений в новой ситуации)

Цель этапа:

-обобщить и систематизировать знания, умения, навыки, полученные в 6-7 классе

СЛАЙД 12

- 18 декабря 1803 года. Мы подошли к берегам Бразилии. Как экзотична и красива эта страна!


Читаю текст СЛАЙД 13

- Здесь нас ждет задание в шлюпках.

Внимательно прочитать текст Н. Чуковского

и выполнить задания:


1 шлюпка – выписать из текста причастный(-ые) оборот(-ы) с определяемым(-ми) словом(-ами), составить схему;

2 шлюпка - выписать из текста деепричастный(-ые) оборот(-ы) с определяемым(-ми) словом(-ами), составить схему;

3 шлюпка – выписать из текста слова с частицами НЕ- и НИ- (с разными частями речи), объяснить написание;

4 шлюпка – выписать их текста слова с -Н-, -НН- в суффиксах разных частей речи, объяснить написание

- Итак проверяем, как справилась с заданием 1-ая шлюпка - СЛАЙД 14


- Вторая шлюпка – СЛАД 15


- Третья шлюпка - СЛАЙД 16


- Четвертая шлюпка - СЛАЙД 17


Дети заполняют судовые журналы


СЛАЙД 18


- Теперь давайте отдохнем. Закроем глаза.

Расслабьтесь и представьте, что вы находитесь на берегу моря. Воздух чистый и свежий... Вы слышите шум волн...  чувствуете запах соленой воды... Легкий ветерок  окутывает все ваше тело...   Вы наслаждаетесь своим пребыванием на берегу моря... Смотрите на море и видите, как чайки порхают высоко над ним...  Вокруг вас царит полное спокойствие. Вы вдыхаете чистый воздух, и с каждым выдохом вы оставляете все свое напряжение и беспокойство. Ваш организм наполняется новой энергией и спокойствием...

- теперь вернемся на урок.

СЛАЙД 19

- 7 мая 1804 года перед нами остров Нукагива. Наше 4 задание возвращает нас к 1-ому эпиграфу урока.

Всем экипажем нужно составить рассуждение на тему: «Как я понимаю смысл пословицы «Первое дело в жизни – служить Отчизне»».

Но перед этим давайте вспомним, из каких частей состоит рассуждение


Дети говорят, учитель обобщает

СЛАЙД 20

- На составление рассуждения дается 7 минут. Удачи!


После составления рассуждения 1ученик из экипажей зачитывает его.




Дети заполняют судовые журналы


- В конце сентября 1804 года мы приблизились к берегам недружественной Японии. Здесь нас ожидает новое задание в экипажах кораблей.

СЛАЙД 21


- Перед вами перепутанный текст. Ваша задача - расставить все предложения по порядку, то есть восстановить текст. Это задание на скорость, но не забывайте про качество!


Деформированный текст

1. У японцев нет никакой мебели, и дом внутри был совершенно пуст. 2. Но японцы, разгадав их намерения, решили отделить свою страну от всего остального мира. 3. Одному Крузенштерну разрешили приехать осмотреть будущее жилище посла, никогда прежде не бывал он в японских домах и поэтому очень удивился.4. Япония была закрытой страной. 5. Португальцы, испанцы и голландцы издавна делали попытки завладеть Японией. 6. Комнаты отделялись друг от друга большими ширмами из плотной бумаги, которые свободно передвигались.


- Давайте проверим!


- Учитель читает восстановленный текст, дети проверяют


-Дети сравнивают свои тексты с восстановленным текстом на слайде

СЛАЙД 22


Восстановленный текст

1.(4) Япония была закрытой страной. Португальцы, испанцы и голландцы издавна делали попытки завладеть Японией. Но японцы, разгадав их намерения, решили отделить свою страну от всего остального мира. Одному Крузенштерну разрешили приехать осмотреть будущее жилище посла, никогда прежде не бывал он в японских домах и поэтому очень удивился. У японцев нет никакой мебели, и дом внутри был совершенно пуст. Комнаты отделялись друг от друга большими ширмами из плотной бумаги, которые свободно передвигались.

Дети заполняют судовые журналы





Активное слушание





Работа в микрогруппах












Самопроверка - сопоставление своего выполненного задания с ответом на слайде







Самооценка




Релаксация. Дети закрывают глаза, представляют картины, проговариваемые учителем, расслабляются












Активное слушание









Составление алгоритма текста «рассуждение»

Составление рассуждений



Сообщение представителя от группы

Сообщение 1 группы

Сообщение 2 группы


Самоанализ, самооценка







Активное слушание
























Самоанализ
















Самооценка


Нравственно-этическое оценивание (Р)







Поиск и выделение информации; Анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)


Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)



Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

Контроль, коррекция, оценка (Р)




Контроль, коррекция, оценка (Р)




Волевая саморегуляция (Р)















Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Нравственно-этическое оценивание (Р)








Построение логической цепи рассуждения. Умение составлять текст публицистического жанр(П)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)


Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)









Смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П)



Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К)











Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)












Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель этапа:

- выделить и осознать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- осознать качество и уровень усвоения

Слайд 23

- И только 18 апреля 1805 года мы отплываем от Японии и направляемся в обратное путешествие домой. В Кронштадт «Нева» пришла 5-го, а «Надежда» — 17 августа 1806 года.

- Книга Николая Чуковского заканчивается такими словами:

Значение плавания «Надежды» и «Невы» в истории русского флота трудно переоценить. Всему миру доказало оно высокие качества русского моряка.

- В этом тексте 2 предложения. С помощью какого средства связывается 2-е предложение с 1-ым Личное мест. ОНО)

- Вот и закончилась наша экспедиция по обобщению и закреплению знаний, умений и навыков, полученных в 5-6 классах. Мы путешествовали сегодня по следам экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. А насколько успешной она была, покажут ваши судовые журналы. Внимательно изучите свою работу на каждом этапе и поставьте себе итоговую оценку за урок. Вложите их в конверты. Ваши конверты потом вы получите назад.



Активное слушание



















Смыслообразование и нравственно-этического оценивание (Л)








Поиск и выделение необходимой информации (П)


Самоопределение учебной деятельности (Л)

Смыслообразование и нравственно-этического оценивание (Л)

  1. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей, всей группы

- подведение итогов;

- домашнее задание ( выполнить упр.377 стр.156 Учебник Разумовской М.М., 7 класс,"Дрофа"2014 год )

- Мне важно, в каком настроении вы закончили урок. Перед вами лежат 3 вида кораблей - корабль с Андреевским флагом (покажите), корабль с алыми парусами и пиратский корабль (покажите)

- Если урок вам понравился, вы все поняли, у вас прекрасное настроение – вложите в свой конверт корабль с Андреевским флагом.

- Если у вас хорошее настроение, но кое-что не поняли, вас не удовлетворяют ваши знания, то вложите в конверт корабль с алыми парусами.

- А если урок не понравился и на душе невесело – то пиратский корабль. Положите на край стола.


- После кругосветного путешествия Александром I была учреждена медаль "За путешествие кругом света" Такие же медали я хочу вручить вам за активное участие в экспедиции.

Вручаю медали.



Выставление итоговой оценки за урок




Рефлексия


Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)




Оценка усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей (Л)






Записывают домашнее задание ( выполнить упр.377 стр.156 Учебник Разумовской М.М., 7 класс,"Дрофа"2014 год )

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Порядок слов в спокойной монологической речи

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 08.01.2019

Номер свидетельства: 494249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Как работать над связной речью у детей 6-7 лет"
    ["seo_title"] => string(52) "kak-rabotat-nad-sviaznoi-riech-iu-u-dietiei-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "303156"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457446340"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Урок-суд над Чингисханом""
    ["seo_title"] => string(24) "uroksudnadchinghiskhanom"
    ["file_id"] => string(6) "278966"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453173239"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства