Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера
Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера
Данная лабораторная работа поможет повторить сведения о тексте как о речевом высказывании, учиться определять тему и тип текста, находить его основную мысль,выделять микротемы текста, формировать навыки пересказа текста, оформления его в соответствии с грамматическими и стилистическими правилами; способствовать развитию речевой, творческой, мыслительной активности учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, к природе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Лабораторная работа
в 5 классе
на тему:
«Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера»
Подготовила
Белых Н.А., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Шахтёрская СШ №2
Шахтёрск, 2022
Тема. Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера
Цель:повторить сведения о тексте как о речевом высказывании, учиться определять тему и тип текста, находить его основную мысль,выделять микротемы текста, формировать навыки пересказа текста, оформления его в соответствии с грамматическими и стилистическими правилами; способствовать развитию речевой, творческой, мыслительной активности учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, к природе
Формируемые УУД:
Предметные: учитьсясоставлять связный монологический пересказ текста, следовать тематической цепочке, следуя этапам плана, находить и исправляет свои ошибки, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД: осуществлять учебное сотрудничество, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить планировать свою деятельность на уроке; осуществлять самоконтроль; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
ПознавательныеУУД: устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
КоммуникативныеУУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учиться осознанно строить речевое высказывание в устной форме, вносить необходимые коррективы.
Оборудование: плакат с изображением портфеля, задания для лабораторной работы
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков
Ход урока
І. Организационная часть
Приветствие
Релаксационное упражнение «Палитра эмоций»
Упражнение проводится с целью формирования у учащихся оптимистического отношения к уроку и ожидания положительных результатов.
Вступительное слово учителя
Для того чтобы урок прошел удачно, из предложенного перечня впечатлений, чувств, эмоций вам необходимо выбрать три слова, которые помогут плодотворно работать и получить положительные отметки.
Разместите стикер соответствующего цвета на импровизированной радуге».
- Какое настроение чувство передано в стихотворении?
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что такое текст. А для этого выполним следующие задания.
1. Мозговой штурм
Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения.
- Не можем, это просто набор предложений.
-Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом?
- Нужно расположить их по смыслу.
- Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).
I. Осенью певчие птицы улетают на юг.
II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
IV. Все они будут ждать возвращения на родину.
(Евгений Чарушин)
-Прочитайте текст, который у вас получился.
Дети читают текст.
2. Вопрос - ответ
-Что такое текст?
-Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.
- Определите тип данного текста
- А что же такое тема текста?
-Тема - о чём или о ком говорится в тексте.
-О чём этот текст? Попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?
-Этот текст о скворцах.
-Скажите, что такое основная мысль текста.
-То, что хотел сказать нам автор.
-Попробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?
На чужой стороне и весна не красна.
Всякому мила своя сторона.
За морем теплее, а на родине милее.
-Как можно озаглавить текст, сохраняя основную мысль в заголовке.
Варианты заголовков:
Скворцы.
Скворцы на чужбине.
Любовь к Родине.
3.Объявление темы урока и запись её в рабочие тетради
4. Формирование цели урока
- Руководствуясь темой, сформулируйте ожидания от сегодняшнего урока, запишите их на листочках, которые находятся перед вами, озвучьте их и поместите их в наш портфель
ІV. Восприятие и освоение учениками учебного материала
1.Вступительное слово учителя
Приступим к основной части работы. Наш сегодняшний урок будет посвящен работе над изложением.
Чтение учителем текста изложения
Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли густые. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, перешел в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня.
В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой.
Дед пош…л охотит...ся к оз…ру. Л..са стояли сухие. Но вдруг с юга пот...нуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.
Дед понял, что нач…лся л…сной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, переш…л в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а (с)зади был слышен гул и треск огня.
В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чу…т, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед поб…жал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выб…жали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пош…л домой.
(По К.Паустовскому)
Найдите ответы на вопросы:
Почему начался лесной пожар?
Где охотился дед?
Кто помог спастись деду?
Куда бежал зверёк?
Почему дед побежал за зайцем?
Сколько частей в тексте? Озаглавь текст __________________
Определи тему текста _____________________________________________________
Определи основную мысль текста ____________________________________________________
Определи тип речи (описание, повествование, рассуждение)