kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная лабораторная работа поможет повторить сведения о тексте как о  речевом высказывании, учиться определять тему и тип  текста, находить его основную мысль, выделять микротемы текста, формировать навыки пересказа текста, оформления его в соответствии с грамматическими и стилистическими правилами;  способствовать развитию  речевой, творческой, мыслительной активности учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, к природе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»






Лабораторная работа

в 5 классе

на тему:

«Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера»



Подготовила

Белых Н.А., учитель

русского языка и литературы

МОУ «Шахтёрская СШ №2





















Шахтёрск, 2022

Тема. Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера

Цель: повторить сведения о тексте как о речевом высказывании, учиться определять тему и тип текста, находить его основную мысль, выделять микротемы текста, формировать навыки пересказа текста, оформления его в соответствии с грамматическими и стилистическими правилами; способствовать развитию речевой, творческой, мыслительной активности учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, к природе

Формируемые УУД:

Предметные: учиться составлять связный монологический пересказ текста, следовать тематической цепочке, следуя этапам плана, находить и исправляет свои ошибки, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД: осуществлять учебное сотрудничество, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить планировать свою деятельность на уроке; осуществлять самоконтроль; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учиться осознанно строить речевое высказывание в устной форме, вносить необходимые коррективы.

Оборудование: плакат с изображением портфеля, задания для лабораторной работы

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков

Ход урока

І. Организационная часть

  1. Приветствие

  2. Релаксационное упражнение «Палитра эмоций»

Упражнение проводится с целью формирования у учащихся оптимистического отношения к уроку и ожидания положительных результатов.

    • Вступительное слово учителя

Для того чтобы урок прошел удачно, из предложенного перечня впечатлений, чувств, эмоций вам необходимо выбрать три слова, которые помогут плодотворно работать и получить положительные отметки.

Разместите стикер соответствующего цвета на импровизированной радуге».






  • Любовь, вера, надежда (красный стикер);

  • Покой, умиротворение (оранжевый стикер);

  • Активность, упорство, храбрость (зелёный стикер);

  • Мечтательность, покой, терпеливость (голубой стикер);

  • Радость, увлечённость, мудрость (синий стикер);

  • Оптимизм, дружелюбие, искренность (фиолетовый стикер).

ІІ. Мотивация учебной деятельности

  1. Речевая разминка

Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию, стихотворение записанное на доске.

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит поселок дачный

У пригородный полосы.

                (М.Исаковский)

2. Беседа

- Догадались ли вы, о ком в нем идет речь?

- Какими вы представили себе соловья? Расскажите о нем, используя слова автора.

- А как отзывается автор о пении птицы, какой глагол он использует, каково его значение?

3. Работа с толковым словарём

Заворожить (перен.) – совершенно очаровать, обворожить кого-нибудь, всецело завладеть чьим-то вниманием, мыслями, чувствами.

- Какое настроение чувство передано в стихотворении?

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что такое текст. А для этого выполним следующие задания.

1. Мозговой штурм

Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения.

- Не можем, это просто набор предложений.

-Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом?

- Нужно расположить их по смыслу.

- Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

-Прочитайте текст, который у вас получился.

Дети читают текст.

2. Вопрос - ответ

-Что такое текст?

-Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

- Определите тип данного текста

- А что же такое тема текста?

-Тема - о чём или о ком говорится в тексте.

-О чём этот текст? Попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

-Этот текст о скворцах.

-Скажите, что такое основная мысль текста.

-То, что хотел сказать нам автор.

-Попробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?

На чужой стороне и весна не красна.

Всякому мила своя сторона.

За морем теплее, а на родине милее.

-Как можно озаглавить текст, сохраняя основную мысль в заголовке.

Варианты заголовков:

Скворцы.

Скворцы на чужбине.

Любовь к Родине.

3.Объявление темы урока и запись её в рабочие тетради

4. Формирование цели урока

- Руководствуясь темой, сформулируйте ожидания от сегодняшнего урока, запишите их на листочках, которые находятся перед вами, озвучьте их и поместите их в наш портфель

ІV. Восприятие и освоение учениками учебного материала

1.Вступительное слово учителя

Приступим к основной части работы. Наш сегодняшний урок будет посвящен работе над изложением.

  1. Чтение учителем текста изложения

Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли густые. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, перешел в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня.

В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой.

95 слов (По К.Паустовскому)

Музыкальная физминутка

  1. Лабораторная работа

  1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы

Дед пош…л охотит...ся к оз…ру. Л..са стояли сухие. Но вдруг с юга пот...нуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.

Дед понял, что нач…лся л…сной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, переш…л в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а (с)зади был слышен гул и треск огня.

В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чу…т, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед поб…жал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выб…жали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пош…л домой.

(По К.Паустовскому)

  1. Найдите ответы на вопросы:

Почему начался лесной пожар?

Где охотился дед?

Кто помог спастись деду?

Куда бежал зверёк?

Почему дед побежал за зайцем?

  1. Сколько частей в тексте? Озаглавь текст __________________

  2. Определи тему текста _____________________________________________________

  3. Определи основную мысль текста ____________________________________________________

  4. Определи тип речи (описание, повествование, рассуждение)



  1. Составь план:

  1. ___________________________________________________

  2. ___________________________________________________

  3. ___________________________________________________

  1. Выпиши ключевые слова из текста:

1 часть:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 часть:

______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

3 часть:

Подготовься к изложению текста

  1. Устное изложение текста

VІ. Итог урока

  1. Рефлексия. Интервью

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Чему научились?

    • Был ли вам полезен материал урока?

    • Довольны ли вы своей работой на уроке?

  2. Комментированная оценка работы на уроке

  3. Упражнение «комплимент»

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок

VІІ. Домашнее задание

Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Отметьте и подчеркните однородные члены



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Подробное устное изложение художественного текста повествовательного характера

Автор: Белых Наталья Анатольевна

Дата: 15.08.2022

Номер свидетельства: 611753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Календарно-тематическое планирование уроков русского языка"
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "258168"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448455983"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(50) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "271111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451379001"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Научная работа ученика на тему: русские народные сказки "
    ["seo_title"] => string(61) "nauchnaia-rabota-uchienika-na-tiemu-russkiie-narodnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "182317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425490322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства