kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина "Сосны, освещённые солнцем".

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с творчеством русского пейзажиста И. И. Шишкина;

-  учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения;

- учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее;

- учить чувствовать выразительность слова;

- развивать творческое воображение;

- развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина "Сосны, освещённые солнцем". »

ЗАДАЧИ УРОКА:


- познакомить с творчеством русского пейзажиста И. И. Шишкина;

- учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения;

- учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее;

- учить чувствовать выразительность слова;

- развивать творческое воображение;

- развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картины.
















ОЧЕНЬ КРАСИВО. НАМ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ОКАЗАТЬСЯ СРЕДИ ЭТОЙ КРАСОТЫ, ВДОХНУТЬ СОСНОВЫЙ АРОМАТ, УСЛЫШАТЬ ШЕПОТ ВЕТОК , ОТДОХНУТЬ И ПОМЕЧТАТЬ !









ДЕРЕВЬЯ ОГРОМНЫЕ И КРАСИВЫЕ. ПОД КРОНАМИ СОСЕН, ЧУВСТВУЕТСЯ ПРОХЛАДА, ЛЕГКОЕ ДУНАВЕНИЕ ВЕТЕРКА!













И. И. Шишкин очень любил природу, почти все картины о ней.





«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ». И. И. ШИШКИН.


Чаща густая и непроходимая. Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются неугомонные, шаловливые медвежата. Мать охраняет своих малышей. Сосны и медвежата как живые. Очень захотелось подышать свежим лесным воздухом и даже поиграть с медвежатами.






На картине «Сосны, освещенные солнцем» он так передал теплоту деревьев и их красоту, что очень хочется вступить в этот лес, узнать его тайны, магию и волшебство. Картина вызывает радостное и доброе настроение.
















И.И.Шишкин. Корабельная роща











И.И.Шишкин.Рожь.

1878 г.




















1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.


На уроке литературы дети знакомятся со стихами – «Детство» И. А. Бунина, «На севере диком….» М. Ю. Лермонтова.



ДЕТСТВО


Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.



Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк…..

Прильну к сосне корявой -

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.



Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.


И. А. Бунин



* * *


На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.




И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.


М. Ю. Лермонтов



Дети читают первое стихотворение.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Какими вы представляете себе эти сосны?

- Выберите из стихотворения эпитеты и сравнения, которые помогли вам представить картину леса. ( «Смолистый аромат» , «солнечные поляны» , «песок – как шелк» , «ствол – гигант, тяжелый , величавый». )

- Представь себе эти солнечные сосны, залитые светом.

- Какие краски вы выбрали бы, чтобы изобразить их на своей картине?

- Какие краски преобладали бы на вашей картине?

- Как вы показали бы блеск и свет вокруг? ( Желтые, золотистые, оранжевые, светло-коричневые блики на стволах и кронах деревьев).



Дети читают второе стихотворение.

- Какое настроение навевает стихотворение? ( Грустное, печальное, лирическое. )

- Какими словами автор подчеркивает это настроение? ( «На севере диком» , «стоит одиноко на голой вершине» .)

- Попробуйте представить эту одинокую сосну, нарисовать словесную картину. (Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. )

- Попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к одному из стихотворений.

- Эти поэтические строки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком».

- Попробуем сравнить сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной Лермонтовым. ( Бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Эти сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с детством. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом,тоской, одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег укрыл ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы грустно и одиноко рядом. )

- Каждый поэт по-своему показывает нам сосны, образцы этих деревьев создают разные настроения. Мы убедились, как действует на нас поэтическое слово.



2 этап. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ РУССКОГО ПЕЙЗАЖИСТА И. И. ШИШКИНА.


Ранее на уроках изобразительного искусства идет знакомство с творчеством художника.

Всю свою творческую жизнь он посвятил изображению русской природы. Основным его жанром ста пейзаж. Одним из наиболее поэтических пейзажей Шишкина – «Сосна, освещенная солнцем».

Из всех своих поездок по живописным местам России художник привозил огромное количество этюдов и зарисовок деревьев, трав, цветов. Шишкин одним из первых стал придавать значение работе с натуры. Немало дорог пришлось исходить пейзажисту, прежде чем он найдет в природе то , что отвечает его замыслу.

Один из этюдов Шишкина стал самостоятельной картиной. Это «Сосны, освещенные солнцем », одно из самых лирических полотен художников. Этот пейзаж весь пронизан светом, от него веет солнечным теплом, свежестью русского леса.

Всю жизнь художник изучал русский северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую жизнь. Современники писали о нем, что лес – это его царство, «и тут он не имеет себе соперников, он единственный».



3 этап. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ.


Детям дается задание: внимательно изучать картину. Репродукция картины весит в классе. (несколько дней )



4 этап. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ КАРТИНЫ.


- Летний день. Горячее солнце, сверкающее на золотисто-оранжевой коре сосен, пробивается сквозь зелень деревьев. С особой силой художник показывает мощную, величавую красоту леса.

- Как бы вы назвали картину? («Гордые сосны» , «Под лучами солнца» , «Величавый русский лес» ).

- Запишите слова, передающие ваше настроение. ( Радость, восхищение, восторг, удивление.)

- Как думаете, почему художник выбрал для своей картины сосны? ( она символ северного леса ).

- Как показал он эти деревья? (На переднем плане могучие сосны поднимаются до самого неба, широко раскинули свои ветви. )

- Ветви деревьев сплелись. Это могучие и крепкие деревья. Что можно сказать, глядя на эти сосны? (Образ сосны – образ русского человека. )


5 этап. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.


- Из карточки №1 выберите наиболее понравившиеся слова для образа сосны:

торжественные необъятные

величавые ветвистые

могучие прекрасные

лучезарные изумительные

просветлевшие широкие


- А сейчас включите эти слова в художественное описание. Помните, что важнейшим средством создания образа является метафора, основанная на сравнении и переносном значении слов. Используйте карточку №2:

сосны царицы красуются

красавицы подняли к небу свои ветки \\

хозяйки охраняют покой


Дети составляют предложения:

Сосны, как царицы, торжественно замерли под лучами солнца.

Крепко обнявшись, гордые, величавые красавицы распластали свои кроны. Как прекрасные, гостеприимные хозяйки, раскрыв свои объятия, сосны приглашают всех заглянуть в их владения. Охраняя покой леса, статные деревья воцарились на поляне.


- Какое стихотворение поможет нам словами передать красоту сосен в летний жаркий день? ( Учащиеся называют стихотворение «Детство» И. Бунина, читают наизусть, выбирают строки, подходящие к этой картине.


- Какую роль играют цвет свет на картине «Сосны, освещенные солнцем» ? Перечислите все оттенки цветов, которые преобладают в этом живописном произведении. ( Золотистый, светло-зеленый, голубоватый, бархатный, травяной, зеленовато-желтый, коричневый, голубовато-зеленый.


- Очень богата гамма зеленых тонов в картине. Художник, оживляя зеленый цвет, вызвал к жизни все богатство его тонов. А как художник изобразил солнечный свет? ( Мы видим блики солнечных лучей на стволах сосен, длинные тени. Художник показывает только небольшой кусочек неба, но все говорит о присутствии света на картине: освещенные лужайки, ветви, стволы деревьев. Свет как бы заполнил всю картину. Создается впечатление, что Бунин видел эту картину и сказал: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, песок – как шелк». )



6 этап. «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ»



- Представьте, что вы оказались в этом лесу. Что вы чувствуете, видите и слышите? ( «Чувствуем сосновый запах, аромат, дуновение ветерка, свежесть леса. Видим взгляд белки из густых веток, трудягу дятла на дереве. Слышим радостные трели птиц, голос одинокой кукушки, шепот сосновых веток».)


- Сделаем небольшие словесные зарисовки. Вы слышите шепот сосновых веток? Попробуйте рассказать о чем они шепчутся. («Мы напоили воздух ароматом. Придите, вдохните запах соснового леса. Мы впитали в себя теплые солнечные лучи, чтобы потом отдать это тепло другим. Нам так хорошо под теплыми лучами, но мы укроем всех от летнего зноя. Мы крепки и сильны, ничто не может нас сломать».)



7 этап. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.


1. Яркий солнечный день на картине.


2. Сосны – царицы леса.


3. Краски и освещение. Цветовая гамма картины.


4. Мое отношение к картине.



8 этап. Работа по написанию сочинения.

Для большего эмоционального воздействия еще раз обратить внимание учащихся на картину. Очень важно, чтобы чувства, которые переживал художник, глядя на эти сосны, смогли пережить и дети.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина "Сосны, освещённые солнцем".

Автор: Лобачева Татьяна Владимировна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация на тему:  «Детям о художниках и картинах. Неутомимый труженик Иван Иванович Шишкин ». "
    ["seo_title"] => string(107) "priezientatsiia-na-tiemu-dietiam-o-khudozhnikakh-i-kartinakh-nieutomimyi-truzhienik-ivan-ivanovich-shishkin"
    ["file_id"] => string(6) "122917"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414353547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства