Фотограф — автор фотографии (снимка), фотохудожник.
Обратите внимание!
Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своём фотоснимке и донести его до зрителя.
Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, и решает, какие из деталей этого материала должны войти в кадр, что следует оставить за его пределами, в какой части снимка должен оказаться главный объект изображения и где — второстепенные.
Отобрав в кадр из всего окружающего материала только те элементы, которые раскрывают смысл и содержание снимка, фотограф должен выделить эти элементы, изобразить их отчётливо, выпукло, объёмно, так, чтоб смысловой центр снимка сделать зрительным центром.
Смысловой центр фотоснимка — это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема фотоснимка. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.
Зрительный центр фотоснимка — это та часть фотографии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Главная задача фотографа — так скомпоновать материал, вошедший в кадр, и так построить композицию фотоснимка, чтобы смысловой и зрительный центры фотографии совпали.
Фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составляющий элемент. Эти элементы могут
образовывать центр сюжета;
характеризовать обстановку, среду;
быть изобразительными элементами.
Синтаксические конструкции для описания фотографии
Вариант 1
Вступление
Снимок этот — жанровая зарисовка, передающая сцену из повседневной (праздничной, обыденной, школьной и др.) жизни:.... Мы видим (зритель видит в кадре)
яркую многоплановую картину;
изображение, сделанное автором;
крупный план события. На фотографии мы видим ...
Основная часть
Переходим к описанию...
Цель фотографа — ...
На переднем плане фотографии, где и находится центр событий, — ...
Всё внимание фотографа поначалу сосредоточивается именно здесь, на сюжетном центре события:...
Фотограф создал настоящую художественную картину (чего?)...
В центре этого события...
Автору снимка удалось реализовать свою идею — передать...
Автор сумел подметить характерные для (кого?) (выражение лица, позы, жесты, манеру двигаться и т.п.)...
Фотограф выразительно изобразил на снимке (что? к о г о?)...
Внимание зрителя приковано к центральной фигуре: (опишите главного героя (героев):
его лицо,
волосы,
руки,
одежду,
позу,
состояние.
Снимок полон движения:...
Фотограф почувствовал всё напряжение и динамику момента:...
В кадре тщательно переданы (движения изображённых, выражения их лиц, позы, настроение, интерьер, архитектурные особенности здания и пр.)...
Фотографу оказалось подвластно то, что мало кому удаётся: остановить мгновение, запечатлевшее...
Снимок удивительно динамичен
Основная часть
Цель фотографа здесь — не столько точное, детальное изображение (чего?), сколько передача (впечатления, настроения, характера человека и т.д.);
Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя (перечислить какие):...
Автор фотографии стремится показать характеры изображённых (их состояние, настроение и т.д.):
Снимок отражает внутреннюю сущность, характер героев снимка:...
Глядя на фотоснимок, можно дать исчерпывающую характеристику (к о г о? чему?)...
Портрет прекрасно передаёт внутреннее состояние человека, полон непосредственности, динамики.
Заключение
Автор передал в снимке свои мысли и свои идеи:...
Фотограф помог увидеть неповторимую индивидуальность (ч е г о?) благодаря (чем у?) (продуманной композиции, цветовому и световому решению, чёткой прорисовке деталей)...
Фотография отражает авторское отношение к... (герою снимка, изображённому событию и т.д.):...
Фотоизображение захватывает зрителя правдой жизни, неповторимостью остановленных мгновений и заставляет...
Запёчатлённое мгновение даёт полное представление о событии в целом:...
Снимок оставляет впечатление подлинности картины жизни.
Снимок очень эффектен: (почему?)...
Синтаксические конструкции для описания фотографии
Вариант 2
Вступление
Фотограф запечатлел на данной фотографии...
Если внимательно посмотреть на фотографию, то...
При первом взгляде на фотографию становится очевидным, что...
Предложенная для описания фотография интересна тем, что...
Фотограф показал кульминационный момент события:...
Основная часть
Поворот головы (взгляд, выражение лица, жест), включённый в общую композицию фотопортрета, прост, естествен и потому особо выразителен:...
Фотограф стремится к глубине, поэтичности своих пейзажных снимков:...
Фотография полна красоты и правды жизни:...
Световой и цветовой эффекты служат средствами (формирования авторской мысли, средствами передачи впечатлений и пр.)... Характер человека находит своё выражение через его (внешний облик, деятельность, увлечение, занятия спортом и т.д.)... Фотопортрет не только фиксирует внешние черты, но и передаёт характер человека:...
Фотопортрет хорошо передаёт внутреннее состояние человека в (позе, повороте головы, выражении лица и т.д.)... Автор фотографии правильно понял сущность характера (кого?):... Фотография передаёт (среду, обстановку, событие, настроение и т.д.):...
Картина, запёчатлённая на фотографии, несёт в себе определённое настроение:...
Фотограф запечатлел один из моментов действительности:... Цвет передаёт атмосферу снимка:...
Привлекает поэтичность, живописность фотоизображения:... На снимке видны (характерные проявления поведения людей, их взаимодействие, настроение и т.п.)... Передать атмосферу события помогает...
Заключение
Нельзя не увидеть талант фотографа, умеющего (ч т о?) {наблюдать за выражением лица, движением, жестом снимаемого человека). Фотограф {автор фотоснимка) добивается (чего? чем?)
какого-либо настроения...
точности изображения...
ясности композиционного построения...
противопоставлением каких-либо цветов...
благодаря какому-либо контрасту... Завершая описание, хочется отметить... Мне хочется высказать своё мнение о...
Своё описание хочется закончить {завершить) (ч е м?)...
Памятка 2
Описание фотографии Словарь терминов, используемых в описании фотографии
Фотография — корни слова восходят к греческому языку: phos (photos) — «свет» и grapho— «пишу». Буквально: «пишу светом».
Получение изображений предметов на светочувствитель ных пластинках, плёнках.
Снимок, полученный таким образом.
Жанровая фотография — это остановленное мгновение жизни, какая-то сцена, история, но не постановочная, а естественная.
Замысел — задуманный план действий, деятельности, намерение; заложенный в фотографию смысл, идея.
Кадр — понятие, означающее в фотографии отдельный снимок в одной тематической серии.
Композиция фотокадра — структура, соотношение, взаимное распределение отдельных элементов фотографического изображения, обусловленные содержанием и характером произведения и во многом определяющие его восприятие.
Композиционный центр в фотографии — элемент снимка, связывающий все остальные его части в единое целое и не позволяющий этому целому развалиться на отдельные элементы; первое, что привлекает внимание зрителя.
Кульминация — момент наивысшего подъёма, напряжения в развитии чего-либо.
Облик — внешний вид, очертание, наружность.
Панорама — это снимок, сделанный с большим углом охвата, например пейзажа или большой группы людей. Панорама рассчитывается на её восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом.
Передний план — объекты, расположенные на снимке ближе, чем главный объект съёмки.
Пейзаж — это природа как таковая и природа искусственная, сотворенная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. В пейзажных снимках перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, моря и реки, то есть природа естественная.
План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
Поза — положение, принимаемое тем, кого рисуют или фотографируют.
Смысловой центр фотографии — элемент или несколько элементов снимка, делающих последний не просто набором изображённых на нём объектов, а наполняющих его определённым смысловым содержанием, отражающим замысел автора.
Сюжет — система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.
Фигура — изображение человека или животного.
Фон — задний план фотографии, способствующий выделению главных элементов композиции.
Форма — внешнее очертание, наружный вид предмета.
Характер — совокупность всех психических, духовных свойств человека, отражённая в деталях фотографии.
Цветовая гамма — ряд цветов, преобладающих на рассматриваемом объекте или его изображении.
Чёткость — степень проработки деталей изображения на фотографии.
Экспрессия — непосредственно наблюдаемые внешние сигналы и знаки, информирующие о внутреннем состоянии запёчатлённого на фотографии.
Подготовка к монологу (описание фотографии)
Вариант 1
Что Вы видите на фотографии?
Почему, на Ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?
Какую, на Ваш взгляд, цель преследовал автор снимка, запечатлев данные предметы?
4. Что характерно для композиции фотоснимка:
а) что изображено крупным планом в его центре?
б) что Вы видите на заднем плане снимка?
в) на каком фоне изображены предметы?
г) что особо тщательно, детально передано на снимке?
Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
Назовите признаки предметов, изображённых на фотографии (цвет, форма, размер).
Что больше всего привлекает в фотографии?
Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?
Подготовка к монологу (описание фотографии) Вариант 2
Рассмотрите внимательно фотографию.
Какое явление, событие изображено на снимке?
Почему фотограф запечатлел именно этот момент (событие)?
Что (кто?) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?
Опишите изображённое на фотографии
главного героя(-ев);
его (их) занятие(-я);
внешний облик: лицо(-а), волосы, одежду;
позу(-ы);
жесты;
динамику движений;
взаимоотношения;
настроение.
6. Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.
Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, цвет, яркие детали)?
Что больше всего привлекает в фотографии? Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?
Словарная работа по предложенной теме (повествование)
Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал
замены,
пропусков,
перестановки,
добавления,
искажения,
повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах
Интонационная функция знаков препинания
Знаки препинания
Роль
Интонация
1.
Точка
Показывает завершение мысли и законченность предложения.
Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.
2.
Восклицательный знак
Передаёт соответствующую интонацию. Указывает на целевое назначение предложения.
Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса.
3.
Вопросительный знак
Передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.
4.
Многоточие
Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершённости высказывания.
Требует длительной паузы.
5.
Запятая
Показывает, что мысль не закончена.
Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.
6.
Точка с запятой
Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предложения.
Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.
7.
Тире
Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие.
В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире — понижается. Требует значительной паузы.
8.
Двоеточие
Означает, что определённый отрезок мысли завершён, но
Должна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и
Знаки препинания
Роль
Интонация
одновременно этот знак является сигналом её продолжения.
поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части (перед двоеточием) — повышение тона.
9.
Скобки
Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания.
Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.
10.
Кавычки
Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты.
Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.
11.
Абзац
Расчленяет текст с целью выделения его компонентов.
Выделяется удлинённой разделительной паузой.
Чтение научно-популярного текста Повторяем склонение числительных
1) Простые количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные третьего склонения.
И.п.
тридцать
(дочь)
Р.п.
тридцати
(дочери)
Д.п.
тридцати
(дочери)
В.п.
тридцать
(дочь)
Т.п.
тридцатью
(дочерью)
П.п.
(о) тридцати
(о)дочери)
У числительных 40, 90, 100 две формы.
И.п., В.п.
сорок
девяносто
сто
Р., Д., Т., П.п.
сорока
девяноста
ста
3) При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.
Подсказка!
Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.
Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994. С. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот, слово нота (оно того же склонения, что и слово сотня).
И.п. семьсот — семь нот
Т.п. семьюстами — семью нотами
От 50 до 80
От 200 до 400
От 500 до 900
И.п.
семьдесят
четыреста
восемьсот
Р.п.
семидесяти
четырёхсот
восьмисот
Д.п.
семидесяти
четырёмстам
восьмистам
В.п.
семьдесят
четыреста
восемьсот
Т.п.
семьюдесятью
четырьмястами
восемьюстами
П.п.
(о) семидесяти
о четырёхстах
(о) восьмистах
4) У составных количественных числительных изменяется каждое слово.
Склоняем числительное шестьсот девяносто шесть
И.п. шестьсот девяносто пять
Р.п. шестисот девяноста пяти
Д.п. шестистам девяноста пяти
В.п. шестьсот девяносто пять
Т.п. шестьюстами девяноста пятью
П.п. о шестистах девяноста пяти
5) При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
И.п. тысяча восемьсот третий
Р.п. тысяча восемьсот третьего
Д.п. тысяча восемьсот третьему
В.п. тысяча восемьсот третий
Т.п. тысяча восемьсот третьим
П.п. о тысяча восемьсот третьем
6) Склоняем числительные полтора и полтораста.
К количественным числительным относятся слова пол тора и полтораста.
Числительное полтора обозначает количество, равное единице и половине единицы (1,5).
Числительное полтораста обозначает количество пред метов, равное ста пятидесяти.
И.п., В.п.
полтора, полтораста
Р., Д., Т., П.п.
полутора, полутораста
7) Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют (за исключением числительных оба и обе). В косвенных падежах собиратель*ные числительные имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.
Например: с семерыми котятами
Склоняем собирательные числительные оба, обе
И.п. оба (щенка), обе (птицы)
Р.п. обоих (щенков), обеих (птиц)
Д.п. обоим (щенкам), обеим (птицам)
В.п. обоих (щенков), обеих (птиц)
Т.п. обоими (щенками), обеими (птицами)
П.п. (об) обоих (щенках), об обеих (птицах)
Обратите внимание! Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба старика, оба озера; обе — с существительными женского рода: обе сестры, обе розы.
8) При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть (числитель) склоняется как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая (знаменатель) — как порядковое числительное.
Например: от двух седьмых, к двум седьмым
Повторяем основные черты научно-популярного текста
1. Наличие научных проблемных вопросов.
2. Основная познавательная задача — ответить на вопрос «почему? ».
Основная информационно-коммуникативная цель — дать характеристику предмета, понятия, явления.
В основе текста — либо сведения об объекте, его свойствах, признаках, характере, структуре, либо сообщение суммы научных сведений, фактов, явлений.
Научные проблемные вопросы увлекательно раскрываются через частные примеры.
Часто раскрываются возможности практического применения полученных сведений.
Особенности построения научно-популярныхтекстов
Подробное, детальное изложение научных данных, сведений;
раскрытие общих положений на конкретных примерах;
простота синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотреблений, использование специальных терминов;
намеренное подчёркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами (как правило, вводными словами);
стремление избегать частого использования терминов;
частое разъяснение значения терминов;
использование разнообразных приёмов (в том числе речевых) активизации внимания читателя;
стремление к оригинальности, увлекательности изложения.
Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста.
Медленный темп чтения.
«Скачкообразный» темп (то быстрее, то медленнее в пре делах одного предложения).
Нарушение правил орфоэпического чтения.
Неправильное прочтение окончания зависимого слова.
Замена слов по смыслу.
Неправильная постановка ударения.
Замена целых слов по оптическому сходству.
Смешения и замены:
глухих согласных на звонкие;
звонких согласных на глухие;
мягкого знака на гласные, обозначающие мягкость согласного:
Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;
Перестановки:
а) слов;
б) слогов;
в) букв и т.п.
Чтение научно-популярного текста. Пересказ Простые «запоминалки» правильного ударения в словах
Чтобы легко и быстро запомнить ударение в словах, рифмуйте их и превращайте в короткие и запоминающиеся фразы. Вот простые «запоминалки»:
• За труд не нужно забывать учителей премировАть.
• Из Парижа привези нам на окна жалюзИ, И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!
• А у нашей тёти Веры на уме одни афЕры.
• Объявление: «По средАм я пою для милых дам».
• Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.
• Исинбаевой взятА была и эта высота.
Меня мама балов Ала, словно куклу одевала.
Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
Починю-ка я утюг, чтобы скрасить свой досУг, И поглажу ш Арфы для дочурки Марфы.
Про порядок говорит, а как придёт — так насорИт!
Знаете ли, что Луна для влюблённых созданА?
Всем известны с детства от капризов срЕдства.
Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.
Выросла у Фёклы розовая свЁкла.
Меня дочка теребит, спрашивает, кто звонИт.
.(Надо Ваню полечить, чтоб страданья облегчИть.
Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.
Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.
Ванюшка, перестань хитрить! Работу нужно убыстрить!
Мне работать неохота: что-то в косточках ломОта, Да и от жары зевОта даже до седьмого пота.
МонолОг и диалОг мы включили в каталОг.
Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!
Красит наш забор малЯр, двери делает стол Яр.
Предъявите на цемЕнт настоящий докумЕнт!
Всем раздали фанты — розовые бАнты.
ДоговОр и приговОр утащил бесстыжий вор.
На суде соборном сник всем известный еретИк.
Пора показ дозИровать, довольно вам позировать.
И сердце ваше защемИт от слёз по дому и молитв.
Прошагала бодро рота, и захлопнулись ворОта.
Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
Я сижу, как пригвождённый: чутко спит новорождЁн-
ный!
А на даче садовод чинит свой водопровод.
Сдали мы нефтепровод! Вот!
Подарила дочке длинную цепОчку.
Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИч-
ный!
Мне запомнится надОлго, как красива река Волга!
Посигналил нам шофЁр: на дороге — контролЁр!
Совесть, Ваня, ты очисть: изживи свою корЫсть.
А подрос могучий кедр только лишь на сантимЕтр.
Ручку положил в футляр новоявленный школЯр.
Выбраны давно все квоты: получили их сирОты.
Не хромайте, милый сэр, шагайте лучше в диспансЕр!
Когда сваришь ты уху, лей мне дОверху!
Та фамилия вернА, в список вновь занесенА.
Оля в детской заперлАсь, смехом громким залилАсь.
Ягодки, что нарвал А, Таня маме отдалА.
Машенька ещё мала, потому и навралА.
Чтобы ладились дела, я квартиру убралА,
Чаю-кофе налилА и подружку позвалА.
Когда сгущаются туманы, на стройках исчезают крАны.
Мама дочку позвалА: «Твоя посылка прибылА!»
Нашел телёночка доЯр: Барбосом загнан он был в яр.
У бабульки бледный вид — ей полиция звонИт!
• Орешки на ёлке села белка щЁлкать.
• Купил отец конфет нам ящик, он у нас отец кормЯщий!
Ажиотаж вокруг создАв, улёгся на тропе удав.
Весь запас воды исчЕрпав, мы всё же напоили нерпу!
• МедвЕдица лохматая в лесу стоит как стАтуя.
• Магазин оптОвый есть теперь у Вовы.
• Это что ж такое, братцы, — к нам друзья не дозвонЯтся!
Баба с дедом обнялИсь и слезами залилИсь.
Маша — славная жена, мужу своему вернА.
У соседа Ваня кучу денег занЯл.
Нинка нам всегда лгалА и сегодня совралА.
Добрый доктор Айболит всех здоровьем наделИт.
Давай похвалим друга, Вить: его надо ободрИть.
В бассейн, где плавали моржи, тренер рыбу положИл.
Каждый станет долго жить, коль заботой окружИть.
Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
Доктор тигру в чаще зашил порез кровоточАщий.
По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
А мультяшка про крота чехами была снятА!
На крокодила ящер поднял взор молЯщий.
Волчонок приручЁнный ест пирог печёный.
В вуз экзамен я сдалА, но баллов вновь недобралА.
Ревизор проверку нАчал — обнаружил недостачу.
Если лодка накренИтся, можешь за борт ты свалиться.
Аладдин был в ступоре: джинна он откУпорил!
На стене — смотрите! — новый стиль граффИти!
Спешу вас информИровать: нужно номер забронировать!
Возле речки — ива, а под ней — крапИва.
Облюбован мухами старый столик кУхонный.
После долгого мытАрства Пётр посажен был на царство.
Добрая опЕка нужна для человека.
От жары спасла меня шёлковая простынЯ.
Похожа на ушко морская ракУшка.
Он такой суровый, этот нрав тигрОвый!
Надо нам ретировАться, чтоб с хулиганьём не драться.
Был один юрОдивый у меня на родине.
Стряпать булки сдобные на столе удОбнее.
От безводья и от зноя облетела с ёлки хвОя.
В слове Искра — погляди! — ударенье впереди!
Праздник был, конечно, бурный — марш везде гремел
бравУрный.
Хотите всё усугубИть? Тогда рекомендую бить.
Дед в туесочек ивовый запрятал джем наш ел Ивовый.
Ты в энциклопедии прочтёшь про ортопЕдию.
Как только птичка оперИтся, так сразу улететь стремится.
Внучка начала кричать, бегать и озорничАть.
Ест старуха поедОм: «Когда купишь новый дом?»
Гипертония — это бич, не лечишь — будет паралИч.
В армию пойдёшь, родной, уже твой возраст призывной.
Как только встану поутрУ, сразу пыль везде сотру.
Для меня всегда святое прошлое, пережитОе.
Брат теперь у нас геолог, ну а я — метеорОлог.
Наш бычок вчера сжевал Танечкины кружев А.
Он такой суровый край морской, китОвый.
Бьётся в истериИ нервная Мария.
Очень уж несовременный твой наряд иноплемЕнный.
Знаешь, что издалекА к нам течёт эта река?
Красотой её сражённый, князь стоял заворожЁнный.
Спать совсем мне неохота, но замучила зевОта.
Нездоровье — маета! Мучит Ваню тошнотА.
В этом племени обычай пополам делить добЫчу.
Чтоб в старости не горевать, детей не надо баловАть.
Не нужно деду посоха, уж высохло всё дОсуха.
Ну не будь ты как кремЕнь, съешь хотя б один пельмень,
А чтоб было чем жевать, надо зуб пломбировАть!
Новые скандалы связаны с вандАлом.
Во-пЕрвых, сегодня я на нервах...
Лишь зашёл в театр мэр, оглянулся весь партЕр
Убери из шкафа сор и поставь туда фарфОр.
Наш малыш-проказник псов соседских дрАзнит.
Колодец нужно углубИть, чтоб можно было воду пить.