Галда Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 с.Арзгир
Ставропольского края
Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК «Гармония»
Тема: Открываем секреты письма. Правописание суффиксов –ик, -ек-.
Цель: развивать умения решать орфографические задачи в правописании суффиксов –ик, -ек, вырабатывать умение находить способ проверки написания суффиксов –ик, -ек, совершенствовать умение систематизировать и обобщать, развивать коммуникативные навыки, воспитывать интерес к предмету , аккуратность при письме.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, тесты, карточки.
Ход урока.
Слайд №1.
1 Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.Слайд №2.
-Здравствуйте, ребята! Начиаем урок русского языка. Слайд №3.
-На нашем уроке разрешается думать, рассуждать, отвечать; запрещается лениться и молчать.А девиз у нас какой?
п/о «Все, что надо,- под рукой!»
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
-Сегодня на уроке нам предстоит открывать новые секркты письма, русского языка. А что это за секрет? Не знаете? А хотите узнать? В этом нам поможет мультфильм «В стране невыученных уроков». Кто поможет вспомнить его содержание?
п/о Мальчик Витя плохо учился.
Слайд №4
-Учебники отправили его в Страну невыученных уроков. Ему нужно добраться до дворца Грамматики, преодолев трудности. Но попасть во дворец Витя мог только в том случае, если выполнит задание Вопросительного и Восклицательного знаков.
Слайд №5.
-Внимательно посмотрите. В каких словах нужно Вите вставить буквы, чтобы ворота дворца открылись?
п/о –В словах ключ(е/и)к, замоч(е,и)к.
-Почему у Вити такой испуганный вид? В чем его затруднение?
п\о –Витя не знает правила написания этих слов
-А вы смогли бы вставить правильно буквы в этих словах? Почему?
п/о –Не знаем этого правила тоже.
Слайд №6
-Поможем Вите?
-Для того, чтобы решить эту проблему, давайте сначала обозначим опасные места, выясним в какой части слова возникла трудность.
Поставим в словах ударение. Куда падает ударение в слове ключ..к? Замоч…к?
п/о –На «ю», на «о».
Слайд №7
-Итак, мы обнаружили в словах безударные гласные. В какой части слова находятся эти гласные? Какие части слова вы знаете?
п/о –Окончание
-Что мы называем окончанием?
п/о –Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
-Назовите окончание в слове ключик, замочек.
п/о –нулевое.
-Назовите основу слова.
п\о –Основа слова- это часть слова , которая передает смысл слова. В основу входит все слово без окончания. Ключик, замочек- все слово это основа слова
-Назовите корень слова. Что такое корень?
п/о- Корень- общая часть родственных слов, которая хранит в себе общее значение слов. В слове ключик корень- ключ-, в слове замочек корень- замоч-.
- Какая часть слова содержит в себе безударную гласную?
п/о – Суффикс.
Суффикс –это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. В слове ключ…к суффикс –ек/ик, в слове замоч…к –ек/ик.
-Слайд №8. Проверим, правильно ли мы сделали разбор слов.
III Итак, в какой части слова Витя не мог вставить букву?
п/о –В суффиксах
-Какова тема нашего урока?
п/о – Правописание суффиксов
- Верно, тема нашего урока «Правописание суффиксов –ек, -ик-.
Слайд №9.
IV.Построение проекта выхода из ситуации. Выдвижение гипотез.
-Как же нам помочь Вите и себе? Обратимся к печатной тетради, к упражнению №53. Может здесь найдем ответ на решение проблемы? Что нужно сделать в упражнении?
п/о –Изменить слова и понаблюдать за суффиксами.
-Каким образом изменить слова?
п/о –Задать вопросы: нет кого? нет чего?
Слайд №10.
-Что заметили?
п/о –В слове носочек после изменения буквы –е- не стало, а в слове мостик –и- осталась.
-Давайте попробуем вывести правило к данной орфограмме.
п/о –Если после изменения слова по вопросу нет чего? гласный пропал, то надо писать в суффиксе –е-, если гласный не остался, то в суффиксе надо писать –и-.
-Послушайте грамматическую сказку и проверим, правильно ли мы рассуждали?
Слайд №11.
Рассказывают дети.
-В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс-ек-, был настоящим прогульщиком, вернее, «к» всегда оставался на месте, а «е» умудрялась улизнуть. Один раз, когда «е» опять убежала,суффикс решил считать ее беглой и обходиться без нее. И если сейчас мы изменяем слово и гласная убегает, то пишем –ек-, если гласная останется, пишется –ик-.
V/ Проверка гипотезы.
-А каким правилом пользуются взрослые, встретив данную орфограмму? Работаем по учебнику, стр.20, упр.54. Читаем правило. Это правило – алгоритм.
Слайд №12.
VI. Первичное закрепление.
Коллективная работа в тетради «Потренируйся!», стр.22-23, упр.26.
Выбрать букву гласного в суффиксах –ек-, -ик-, дать письменные
объяснения.
Горшочек – нет горшочка
Кустик – нет кустика
Мешочек – нет мешочка
Огонечек – нет огонечка
Словари – нет словарика
Орешек – нет чего орешка
Секретик –нет секретика
Работа над словом ключик, замочек.
–Теперь, когда мы вывели правило, алгоритм, убедились в правильности его применения, поможем Вите.
Слайд №13.
-Какую букву надо Вите вставить в слове ключ…к? Замоч..к? Почему?
VII. Физминутка
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три.
VIII.Включение нового в систему знаний.
а) игра «Рассели по домикам слова», работа в парах, на карточках.
-ик- -ек-
кусоч..к
пальч..к
луч..к
фонар..к
крючоч..к
звоноч..к
Слайд №14 –проверка работы по карточкам
б)Проверка усвоения нового , тест «Найди «лишнее» слово», индивидуальная работа (2мин)
Звоноч...к, веноч…к, цветоч…к, зайч…к, кусоч…к, песоч…к, ореш…к.
Слайд №15 – взаимопроверка, оценивание работы товарища.
IX. Подведение итога урока
-какое правило мы сегодня вывели на уроке?
Слайд №16.
-Над какой темой работали?
Слайд №17.
X.Рефлексия. Ребята, вы работали на уроке. Каждый по-своему. И каждый может честно оценить свою работу на уроке. Продолжите предложение, которое я предлагаю, используя синонимы и антонимы.
Слайд №18.
Предложение «Я работал на уроке… (неважно, прекрасно, неплохо, замечательно, плохо, отлично…)
XI. Домашнее задание: упр.57., нарисовать «портреты» суффиксов –ек-,-ик- опираясь на содержание грамматической сказки, закрепить правило- алгоритм стр. 20 учебника.
Спасибо за работу.
Самоанализ урока русского языка в 3 классе по УМК «Гармония»
Общие сведения: Тема: Открываем секреты письма. Правописание суффиксов –ик, -ек-.
Урок русского языка проведен в 3 классе. Тема: «Открываем секреты письма. Правописание суффиксов –ик, -ек».
Задачи урока следующие:
Образовательные:
развивать умения решать орфографические задачи в
правописании суффиксов –ик, -ек, вырабатывать умение находить способ
проверки написания суффиксов –ик, -ек,
2. Развивающие:
развивать речь, коммуникативно-речевые умения,
мышление, память, интерес к русскому языку.
3. Воспитательные: воспитывать усидчивость,
взаимоуважение, взаимовыручку; воспитывать умение
работать дружно, согласованно с одноклассниками.
4. Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности
каждого ученика, благоприятный психологический климат;
предупреждать утомляемость детей.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, , карточки с заданием, тесты, текст
Алгоритма.
ТСО: компьютер, проектор, экран, , диск с компьютерной презентацией.
Содержание урока
соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию орфографической грамотности учащихся. Содержание урока способствовало развитию коммуникативно-речевых умений, мышления, памяти. Содержание урока способствовало развитию интереса учащихся к предмету.
Тип и структура урока:
Тип урока – урок введения новых знаний, с применением компьютерных технологий.
Структура урока:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прием работы :девиз урока
II. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемой ситуации диалог, подводящий к теме урока.
Актуализация знаний.
Мотивирующий прием: фрагмент из мультфильма, интригующий материал.
III. Открытие нового знания(построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.
Вывод алгоритма действий.
Способы: диалог, парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания
IV. Первичное закрепление материала. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного алгоритма.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: выполнение продуктивных заданий.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый ученик для себя
делает вывод о том, что он уже умеет.
Тест ( 7 слов типового задания)
Метод: самоконтроль, самооценка.
VI. Рефлексия деятельности . Итог урока. Цель: осознание учащимися своей УД(учебной деятельности), самооценка своей деятельности и всего класса.
Все этапы взаимосвязаны и последовательны.
Реализация принципов обучения:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
принцип прочности и действенности результатов обучения связан с деятельностью смысловой памяти: увязывание нового материала с ранееусвоенным обеспечивает прочность знаний;
принцип наглядности обучения осуществлялся посредством демонстрации изображений с помощью мультимедийного проектора.
Методы обучения
соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ, элементы эвристической беседы),
- наглядные (демонстрация, иллюстрация),
- практические (выполнение заданий),
по уровню самостоятельности учащихся:
- частично- поисковые, репродуктивные,
Общие результаты урока
План урока выполнен, цели урока реализованы.