Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"2»
Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Шаяхметов Мырзабай Хабиболлаевич учитель русского языка и литературы
Цели:
уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;
знакомство с группами союзов по значению;
усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.
Оборудование:
короб коробейника, в котором находятся задания;
раздаточный материал – таблицы, изображение горы Однородной.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Успокойся, детвора, Прозвенел уже звонок. Отправляться всем пора В путешествие-урок. Нынче всем на удивленье Игровое ознакомленье. Раз игра, то есть затейник. Я сегодня – коробейник. У меня товар по теме, На покупку будет время.
II. Опрос.
Все готовы отвечать? Но с чего бы нам начать? Одного прошу к доске: Получи заданье, постарайся приложить Максимум старания.
1. Индивидуальное задание.
Перепишите, расставляя знаки препинания.
Выполните синтаксический разбор, используя правило ЦИГВО.
Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее. (А.П.Чехов)
[.-.-.-.-.-, _____ ==== и ===].
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, деепричастным оборотом и находящимися в нем однородными определениями.
Запятая между словами “теплую” и “душевную” ставится, так как определения-эпитеты обычно однородны. Запятая после слова “нотку” означает завершение деепричастного оборота, стоящего в начале предложения. Между однородными членами предложения – сказуемыми – запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом “и”.
2. Цифровой диктант.
Остальных я попрошу Слушать предложенье И записывать в тетрадь Цифрами решенье.
(Ученики разбивают лист на две части, одна из которых – для записи однородных определений, другая предназначена для записи неоднородных определений в цифровом варианте.)
1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке. (С.Маршак)
Перед вами два слова, которые были заимствованы из польского языка в XVII веке. Первое слово образовано от польского слова “cavallo” – “конь, лошадь”. Второе слово имеет такой же корень, что и слово “артист” – “art” – “умение, искусство”. Оба слова – роды войск русской армии. (Кавалерия, артиллерия)
Сообщение учащегося о толковании данных слов, данное в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Ожегова.
Кавалерия – конное войско, конница. Легкая кавалерия (без тяжелого вооружения). Тяжелая кавалерия (на крупных лошадях, с тяжеловесным вооружением).
Артиллерия – 1. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы). Береговая артиллерия, также (перен. шутл.: 1) о наиболее веских, неотразимых аргументах в споре; 2) о ком-нибудь тяжелом на подъем, медлительном, неповоротливом). 2. Род войск с таким вооружением. Служитьв артиллерии. 3. Наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение.
Задание: выпишите из “Школьного словообразовательного словаря” гнезда однокоренных слов.
Кавалерия –
по-кавалерийски
Артиллерия –
артиллеристский
IV. Объяснение нового материала.
1. А для закрепления запишем предложение.
Конница, пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне. (Л.Толстой)
– Объясните, пожалуйста, орфограммы предложения.
– Как вы расставили знаки препинания?
– Почему вы не поставили запятую перед союзом “и”?
Этот союз, соединяющий однородные подлежащие, одиночный.
2. Работа по таблице.
– По таблице** определите, какие бывают группы сочинительных союзов и к какой группе относится союз “и”.
Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены по значению, делятся на 3 группы: 1) соединительные, 2) разделительные и 3) противительные. Союз “и” относится к соединительным союзам.
– Почему, на ваш взгляд, эта группа союзов получила такое название, и какие еще союзы входят в группу соединительных?
Анализ примеров с сочинительными союзами, составление схемы и вывод правила. Аналогичная работа выполняется по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом:
Запятая ставится между однородными членами
Запятая не ставится между однородными членами
1. Перед противительными союзами [О, а О] [О, но О] [О, зато О]
1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О]
2. Перед повторяющимися союзами [О, и О, и О]
3. Перед второй частью двойных союзов [как О, так и О]
– Вывод по изученной теме:
Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, на один и тот же вопрос отвечают, одно и то же слово поясняют.
– Где же ставить запятые? Вот вам правила простые. – Коль союзы повторяем, иль союзов вовсе нет, То поставьте запятые! – Это правильный совет. – Здесь у нас примеры есть. Их советуем прочесть.
Примеры:
Шумит, бушует непогода. И мчит, стремится с гор поток. Или простит нас мать-природа, Или опять задаст урок?
Союз зато, а, но, да В тексте сыщешь без труда, Можешь ставить запятую Перед ними ты всегда.
Но, дружок, не торопись: В значенье “да” ты убедись! – Здесь у нас примеры есть, Их советуем прочесть.
Примеры:
Ученье без уменья не польза, а беда; Наносит то ученье много всем вреда. Двойной союз заметил ты И оробел впервой? Не бойся, запятую ставь Пред частью ты второй. – Здесь у нас примеры есть, Их советуем прочесть.
Примеры:
Дремали не только леса В той стороне глухой, Но и водные чудеса В речках с волшебной водой.
Встретив однородные члены в предложении, Мы всегда им выразим наше уважение!
V. Тренировочные упражнения.
1. Работа в парах постоянного состава.
Закрепить поможет знание Мое следующее задание. Отправляемся в поход, Гора Однородная*** ждет. Не бойтесь к вершинам идти – Друг поможет в пути!
Перед детьми на доске висит плакат с изображением горы Однородной. Задача пары – записать предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, подготовиться к защите своего объяснения.
2. “Третье лишнее”.
Я слова читаю вам. Вы прислушайтесь к словам. Может, лишние попали? Докажите, как узнали.
– А, но, либо (либо).
– И, ни-ни, то-то (то-то).
– Не то – не то, не только… но и, или (не только…но и).
3. Свободный диктант.
Пушкин и дети.
Среди псковских знакомых Пушкина были не только взрослые, но и дети. Он хорошо знал всех дворовых девчонок и мальчишек Михайловского, да и многих деревенских ребятишек Тригорского. Летом ходил вместе с ними в лес по грибы и ягоды, а зимой катался на коньках по озеру, часто видел в окно, как по усадьбе бегал “дворовый мальчик, в салазки жучку посадив”.
Акулина Ларионова, дожившая до ста пяти лет и умершая в 1924 году, много рассказывала навещавшим ее журналистам или писателям, как она в детстве встречалась с Пушкиным, и какой он был добрый человек. (По С.Гейченко.)
VI. Подведение итогов.
Подходит к концу ученический час, Хочу поблагодарить я всех вас.
VII. Домашнее задание.
Словарные слова дома повторите, Само правило по таблице учите. А теперь вам уж пора – Подошла к концу игра.
– Задание на дом: таблица, упражнение 237 (1-7 предложения), повторить правописание слов “кавалерия, артиллерия”.
Приложение.
Данное приложение содержит:
1. Формулу ЦИГВО.
2. Раздаточный материал – таблицу “Группы сочинительных союзов”.
3. Рисунок “Гора Однородная”.
* Формула ЦИГВО.
Для успешного запоминания схемы синтаксического разбора предложения я использую формулу
Ц – охарактеризовать предложение по цели высказывания.
И – охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске.
Г – охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения.
В – охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения.
О – охарактеризовать предложение по наличию усложненности.
** Раздаточный материал – таблица.
Союзы
Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим)
И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и ..
1. Дни стояли теплые и ласковые. (Фед.)
2.Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. (Ч.)
4.В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5.Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование)
Или (иль), либо, то-то, не то – не то(два последних союза только повторяющиеся)
1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2.Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. (Мус.)
Противительные (противопоставляют один член другому)