kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Глагол как часть речи" (итоговое повторение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока будет полезна для учителей, работающих в 5 классах, на уроках закрепления изученного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Глагол как часть речи" (итоговое повторение)»

Цели:

Предметные:

  1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе как о части речи

  2. Проверить умения и навыки в определении вида, наклонения глагола

Метапредметные:

  1. Развивать умения учащихся делать выводы, обобщать, сравнивать, систематизировать

  2. Развивать навыки самоконтроля

Личностные:

  1. Формировать мотивацию к изучению нового и углублению изученного

Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы учащихся.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

  1. Слово учителя:

- Ребята, я предлагаю начать наш урок с небольшой разминки, т.к. сегодня нам предстоит совершить путешествие в царство одного очень известного царя в мире русского языка.

Задание: определите части речи следующих слов:

Пила, покрывало, печь, клей.

Д: Эти слова могут быть как глаголами, так и существительными.

У: Верно, ребята! Сегодня на уроке мы будем вести речь именно о глаголе. Мы с вами уже знакомы с глаголом и многое о нем знаем. Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока-путешествия?

Д: Обобщить свои знания о глаголе.

У: Верно (на экране – тема урока). Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно будет сегодня хорошо поработать. У вас на партах лежат индивидуальные рабочие листы, по мере прохождения нашего путешествия вы будете их заполнять. А также сегодня на уроке мне понадобятся помощники, которые поработают индивидуально над уже пройденными темами и напомнят нам правила, о которых мы должны всегда помнить (раздать карточки).

А пока давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Игра «Да-нет». Учитель называет признаки глагола, а дети отвечают «да» или «нет».

  1. Глагол – это служебная часть речи? (нет)

  2. Глагол обозначает признак предмета? (нет)

  3. Глагол имеет постоянные признаки: вид, наклонение, спряжение, возвратность, переходность? (да)

  4. Глагол имеет 4 вида наклонения? (нет)

  5. Условное наклонение и сослагательное наклонение – это одно и то же? (да)

  6. Глагол имеет непостоянные признаки: род, число, падеж, время, лицо? (нет)

  7. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым? (да)

Проверка (слайд)

Давайте обобщим все то, что мы повторили о признаках глагола. Нам нужно дописать недостающую информацию о глаголе в пропускной билет (на слайде появляется пропускной билет):

Пропуск

Глагол – это ___________________________часть речи, которая отвечает на вопросы: _____________________________________ и обозначает ________________________. Имеет постоянные и непостоянные признаки:____________________________________________. В предложении чаще всего является_____________________________.

Письменно «заполняем» пропуски.

У: Молодцы, ребята! Теперь с заполненным пропускным билетом мы можем пройти на царский двор. Но кто это перед нами? Это мальчик по имени Петя Ошибкин. Он тоже очень хочет пойти вместе с нами к царю Глаголу, но его не пускают внутрь, потому что он ничего не знает о глаголах. Поможем ему? Перед нами текст. Давайте его прочитаем и подумаем, какова его тема и главная мысль.

Текст:

БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ

Сегодня, когда я разглядывал на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке! (М.М.Пришвин)

Д: тема и основная мысль текста – удивительная память белки.

У: В чем особенность этого текста?

Д: много глаголов.

У: для чего Пришвин употребляет так много глаголов в тексте?

Д: чтобы показать, как много действий происходит, чтоб читатель увидел быстроту движений белки.

У: верно. Давайте назовем все глаголы в этом тексте.

Д:

У: (проверка на слайде). А сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать по рядам. Первый ряд работает с глаголами, имеющими суффиксы –ива-, -ыва-, -ова-, -ева-. Выписываете эти глаголы на листы, формулируете правило правописания суффиксов. Второй ряд находит глаголы «разглядывал», «сделала» и «отбежала» и комментируете правописание приставок в этих словах. Третий ряд поработает с глаголами «съела» и «нашёл» и прокомментирует правописание Ъ и Ё в корне.

Проверка работы над глаголами.

У: Ребята! Давайте напомним Пете правописание частицы НЕ с глаголами.

Д: НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются.

У: Молодцы! Сейчас я попрошу вас встать из-за парт. Я буду называть глаголы, а вы будете хлопать в ладоши, если глагол с НЕ пишется раздельно, и приседать, если НЕ с глаголом пишется слитно.

Негодовать, не знать, не умею, нездоровится, ненавижу, не помогаю, не хочет, невзлюбила, не успели.

Хорошо, ребята! Присаживайтесь.

А сейчас … расскажет Пете Ошибкину о наклонениях глагола, а заодно и всем нам напомнит об этом признаке глагола. А мы будем внимательно слушать и отмечать для себя достоинства и недостатки выступления, чтобы потом оценить.

Сообщение.

У: Спасибо за сообщение (оцениваем).

Ребята, вернемся к тексту Пришвина. Посмотрите, пожалуйста, на глаголы, которые мы в нем выделили, и скажите, к какому наклонению они относятся?

Д: К изъявительному, кроме «подумать», «отмеривать», «позавидовать», т.к. это инфинитивы, у которых нельзя определить наклонение.

У: Хорошо, молодцы! Теперь Петя Ошибкин точно сможет попасть вместе с нами в царство Глагола. Но для этого нужно пройти самое важное испытание. Сейчас, ребята, пришло время обобщить все нами сказанное о глаголе и показать свои знания, выполнив тест. Переверните рабочие листы и приступайте к заданию.

Выполнение работы.

Домашнее задание:

У: Дома вам предстоит составить небольшой связный рассказ по картинкам, которые есть у вас на распечатках. В своей работе вы должны будете использовать как можно больше глаголов.

Рефлексия:

Посмотрите на экран. Мы с вами достигли царства Глагола, а помогли нам в этом наши знания. Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Д: Обобщить знания о глаголе.

У: Как вы считаете, у нас получилось это сделать? Что нового вы сегодня узнали? У вас на партах приклеены цветные листочки. Если урок вам понравился, то нарисуйте на листочке улыбающийся смайлик, если не понравился – грустный, и приклейте эти листочки на свои тестовые задания, а затем сдайте. Спасибо за урок!




































Тест

 1. Глагол – часть речи, которая обозначает…

1)            предмет

2)            действие предмета

3)            признак предмета

4)            признак признака

 

2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО?

1)            не\мог

2)            не\доумевал

3)            не\видел

4)            не\нравится

 

3. Найдите ИНФИНИТИВ:

1)            борется

2)            бороться

3)            боролись

4)            борюсь

4. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

1)            варю, буду варить, сварила

2)            не уходи, сходил бы, уйди

3)            спешишь, не спеши, сходи-ка

4)            сделал бы, пойду, пусть ответит

5. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

2) Начальной формой глагола является неопределённая форма.

3) В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется Ь.

4) Неопределённая форма указывает на время, число, лицо глагола (или род).



 6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) изнаш...вать

2) наращ...вать
3) выпраш...вать
4) переноч...вать



7. Из данных предложений выпишите глагол СОВЕРШЕННОГО ВИДА:

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.

А мохнатые боятся: где нам с этаким сражаться.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему "Глагол как часть речи" (итоговое повторение)

Автор: Илющенко Юлия Евгеньевна

Дата: 02.06.2016

Номер свидетельства: 332281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства