- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.
Слово учителя:
- Ребята, я предлагаю начать наш урок с небольшой разминки, т.к. сегодня нам предстоит совершить путешествие в царство одного очень известного царя в мире русского языка.
Задание: определите части речи следующих слов:
Пила, покрывало, печь, клей.
Д: Эти слова могут быть как глаголами, так и существительными.
У: Верно, ребята! Сегодня на уроке мы будем вести речь именно о глаголе. Мы с вами уже знакомы с глаголом и многое о нем знаем. Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока-путешествия?
Д: Обобщить свои знания о глаголе.
У: Верно (на экране – тема урока). Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно будет сегодня хорошо поработать. У вас на партах лежат индивидуальные рабочие листы, по мере прохождения нашего путешествия вы будете их заполнять. А также сегодня на уроке мне понадобятся помощники, которые поработают индивидуально над уже пройденными темами и напомнят нам правила, о которых мы должны всегда помнить (раздать карточки).
А пока давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Игра «Да-нет». Учитель называет признаки глагола, а дети отвечают «да» или «нет».
Глагол – это служебная часть речи? (нет)
Глагол обозначает признак предмета? (нет)
Глагол имеет постоянные признаки: вид, наклонение, спряжение, возвратность, переходность? (да)
Глагол имеет 4 вида наклонения? (нет)
Условное наклонение и сослагательное наклонение – это одно и то же? (да)
Глагол имеет непостоянные признаки: род, число, падеж, время, лицо? (нет)
В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым? (да)
Проверка (слайд)
Давайте обобщим все то, что мы повторили о признаках глагола. Нам нужно дописать недостающую информацию о глаголе в пропускной билет (на слайде появляется пропускной билет):
Пропуск
Глагол – это ___________________________часть речи, которая отвечает на вопросы: _____________________________________ и обозначает ________________________. Имеет постоянные и непостоянные признаки:____________________________________________. В предложении чаще всего является_____________________________.
Письменно «заполняем» пропуски.
У: Молодцы, ребята! Теперь с заполненным пропускным билетом мы можем пройти на царский двор. Но кто это перед нами? Это мальчик по имени Петя Ошибкин. Он тоже очень хочет пойти вместе с нами к царю Глаголу, но его не пускают внутрь, потому что он ничего не знает о глаголах. Поможем ему? Перед нами текст. Давайте его прочитаем и подумаем, какова его тема и главная мысль.
Текст:
БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ
Сегодня, когда я разглядывал на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не моглаотмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке! (М.М.Пришвин)
Д: тема и основная мысль текста – удивительная память белки.
У: В чем особенность этого текста?
Д: много глаголов.
У: для чего Пришвин употребляет так много глаголов в тексте?
Д: чтобы показать, как много действий происходит, чтоб читатель увидел быстроту движений белки.
У: верно. Давайте назовем все глаголы в этом тексте.
Д:
У: (проверка на слайде). А сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать по рядам. Первый ряд работает с глаголами, имеющими суффиксы –ива-, -ыва-, -ова-, -ева-. Выписываете эти глаголы на листы, формулируете правило правописания суффиксов. Второй ряд находит глаголы «разглядывал», «сделала» и «отбежала» и комментируете правописание приставок в этих словах. Третий ряд поработает с глаголами «съела» и «нашёл» и прокомментирует правописание Ъ и Ё в корне.
Проверка работы над глаголами.
У: Ребята! Давайте напомним Пете правописание частицы НЕ с глаголами.
Д: НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются.
У: Молодцы! Сейчас я попрошу вас встать из-за парт. Я буду называть глаголы, а вы будете хлопать в ладоши, если глагол с НЕ пишется раздельно, и приседать, если НЕ с глаголом пишется слитно.
Негодовать, не знать, не умею, нездоровится, ненавижу, не помогаю, не хочет, невзлюбила, не успели.
Хорошо, ребята! Присаживайтесь.
А сейчас … расскажет Пете Ошибкину о наклонениях глагола, а заодно и всем нам напомнит об этом признаке глагола. А мы будем внимательно слушать и отмечать для себя достоинства и недостатки выступления, чтобы потом оценить.
Сообщение.
У: Спасибо за сообщение (оцениваем).
Ребята, вернемся к тексту Пришвина. Посмотрите, пожалуйста, на глаголы, которые мы в нем выделили, и скажите, к какому наклонению они относятся?
Д: К изъявительному, кроме «подумать», «отмеривать», «позавидовать», т.к. это инфинитивы, у которых нельзя определить наклонение.
У: Хорошо, молодцы! Теперь Петя Ошибкин точно сможет попасть вместе с нами в царство Глагола. Но для этого нужно пройти самое важное испытание. Сейчас, ребята, пришло время обобщить все нами сказанное о глаголе и показать свои знания, выполнив тест. Переверните рабочие листы и приступайте к заданию.
Выполнение работы.
Домашнее задание:
У: Дома вам предстоит составить небольшой связный рассказ по картинкам, которые есть у вас на распечатках. В своей работе вы должны будете использовать как можно больше глаголов.
Рефлексия:
Посмотрите на экран. Мы с вами достигли царства Глагола, а помогли нам в этом наши знания. Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Д: Обобщить знания о глаголе.
У: Как вы считаете, у нас получилось это сделать? Что нового вы сегодня узнали? У вас на партах приклеены цветные листочки. Если урок вам понравился, то нарисуйте на листочке улыбающийся смайлик, если не понравился – грустный, и приклейте эти листочки на свои тестовые задания, а затем сдайте. Спасибо за урок!
Тест
1. Глагол – часть речи, которая обозначает…
1) предмет
2) действие предмета
3) признак предмета
4) признак признака
2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО?
1) не\мог
2) не\доумевал
3) не\видел
4) не\нравится
3. Найдите ИНФИНИТИВ:
1) борется
2) бороться
3) боролись
4) борюсь
4. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:
1) варю, буду варить, сварила
2) не уходи, сходил бы, уйди
3) спешишь, не спеши, сходи-ка
4) сделал бы, пойду, пусть ответит
5. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.
1) В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
2) Начальной формой глагола является неопределённая форма.
3) В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется Ь.
4) Неопределённая форма указывает на время, число, лицо глагола (или род).
6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?