kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Глагол как часть речи" (итоговое повторение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока будет полезна для учителей, работающих в 5 классах, на уроках закрепления изученного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Глагол как часть речи" (итоговое повторение)»

Цели:

Предметные:

  1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе как о части речи

  2. Проверить умения и навыки в определении вида, наклонения глагола

Метапредметные:

  1. Развивать умения учащихся делать выводы, обобщать, сравнивать, систематизировать

  2. Развивать навыки самоконтроля

Личностные:

  1. Формировать мотивацию к изучению нового и углублению изученного

Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы учащихся.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

  1. Слово учителя:

- Ребята, я предлагаю начать наш урок с небольшой разминки, т.к. сегодня нам предстоит совершить путешествие в царство одного очень известного царя в мире русского языка.

Задание: определите части речи следующих слов:

Пила, покрывало, печь, клей.

Д: Эти слова могут быть как глаголами, так и существительными.

У: Верно, ребята! Сегодня на уроке мы будем вести речь именно о глаголе. Мы с вами уже знакомы с глаголом и многое о нем знаем. Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока-путешествия?

Д: Обобщить свои знания о глаголе.

У: Верно (на экране – тема урока). Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно будет сегодня хорошо поработать. У вас на партах лежат индивидуальные рабочие листы, по мере прохождения нашего путешествия вы будете их заполнять. А также сегодня на уроке мне понадобятся помощники, которые поработают индивидуально над уже пройденными темами и напомнят нам правила, о которых мы должны всегда помнить (раздать карточки).

А пока давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Игра «Да-нет». Учитель называет признаки глагола, а дети отвечают «да» или «нет».

  1. Глагол – это служебная часть речи? (нет)

  2. Глагол обозначает признак предмета? (нет)

  3. Глагол имеет постоянные признаки: вид, наклонение, спряжение, возвратность, переходность? (да)

  4. Глагол имеет 4 вида наклонения? (нет)

  5. Условное наклонение и сослагательное наклонение – это одно и то же? (да)

  6. Глагол имеет непостоянные признаки: род, число, падеж, время, лицо? (нет)

  7. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым? (да)

Проверка (слайд)

Давайте обобщим все то, что мы повторили о признаках глагола. Нам нужно дописать недостающую информацию о глаголе в пропускной билет (на слайде появляется пропускной билет):

Пропуск

Глагол – это ___________________________часть речи, которая отвечает на вопросы: _____________________________________ и обозначает ________________________. Имеет постоянные и непостоянные признаки:____________________________________________. В предложении чаще всего является_____________________________.

Письменно «заполняем» пропуски.

У: Молодцы, ребята! Теперь с заполненным пропускным билетом мы можем пройти на царский двор. Но кто это перед нами? Это мальчик по имени Петя Ошибкин. Он тоже очень хочет пойти вместе с нами к царю Глаголу, но его не пускают внутрь, потому что он ничего не знает о глаголах. Поможем ему? Перед нами текст. Давайте его прочитаем и подумаем, какова его тема и главная мысль.

Текст:

БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ

Сегодня, когда я разглядывал на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке! (М.М.Пришвин)

Д: тема и основная мысль текста – удивительная память белки.

У: В чем особенность этого текста?

Д: много глаголов.

У: для чего Пришвин употребляет так много глаголов в тексте?

Д: чтобы показать, как много действий происходит, чтоб читатель увидел быстроту движений белки.

У: верно. Давайте назовем все глаголы в этом тексте.

Д:

У: (проверка на слайде). А сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать по рядам. Первый ряд работает с глаголами, имеющими суффиксы –ива-, -ыва-, -ова-, -ева-. Выписываете эти глаголы на листы, формулируете правило правописания суффиксов. Второй ряд находит глаголы «разглядывал», «сделала» и «отбежала» и комментируете правописание приставок в этих словах. Третий ряд поработает с глаголами «съела» и «нашёл» и прокомментирует правописание Ъ и Ё в корне.

Проверка работы над глаголами.

У: Ребята! Давайте напомним Пете правописание частицы НЕ с глаголами.

Д: НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются.

У: Молодцы! Сейчас я попрошу вас встать из-за парт. Я буду называть глаголы, а вы будете хлопать в ладоши, если глагол с НЕ пишется раздельно, и приседать, если НЕ с глаголом пишется слитно.

Негодовать, не знать, не умею, нездоровится, ненавижу, не помогаю, не хочет, невзлюбила, не успели.

Хорошо, ребята! Присаживайтесь.

А сейчас … расскажет Пете Ошибкину о наклонениях глагола, а заодно и всем нам напомнит об этом признаке глагола. А мы будем внимательно слушать и отмечать для себя достоинства и недостатки выступления, чтобы потом оценить.

Сообщение.

У: Спасибо за сообщение (оцениваем).

Ребята, вернемся к тексту Пришвина. Посмотрите, пожалуйста, на глаголы, которые мы в нем выделили, и скажите, к какому наклонению они относятся?

Д: К изъявительному, кроме «подумать», «отмеривать», «позавидовать», т.к. это инфинитивы, у которых нельзя определить наклонение.

У: Хорошо, молодцы! Теперь Петя Ошибкин точно сможет попасть вместе с нами в царство Глагола. Но для этого нужно пройти самое важное испытание. Сейчас, ребята, пришло время обобщить все нами сказанное о глаголе и показать свои знания, выполнив тест. Переверните рабочие листы и приступайте к заданию.

Выполнение работы.

Домашнее задание:

У: Дома вам предстоит составить небольшой связный рассказ по картинкам, которые есть у вас на распечатках. В своей работе вы должны будете использовать как можно больше глаголов.

Рефлексия:

Посмотрите на экран. Мы с вами достигли царства Глагола, а помогли нам в этом наши знания. Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Д: Обобщить знания о глаголе.

У: Как вы считаете, у нас получилось это сделать? Что нового вы сегодня узнали? У вас на партах приклеены цветные листочки. Если урок вам понравился, то нарисуйте на листочке улыбающийся смайлик, если не понравился – грустный, и приклейте эти листочки на свои тестовые задания, а затем сдайте. Спасибо за урок!




































Тест

 1. Глагол – часть речи, которая обозначает…

1)            предмет

2)            действие предмета

3)            признак предмета

4)            признак признака

 

2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО?

1)            не\мог

2)            не\доумевал

3)            не\видел

4)            не\нравится

 

3. Найдите ИНФИНИТИВ:

1)            борется

2)            бороться

3)            боролись

4)            борюсь

4. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

1)            варю, буду варить, сварила

2)            не уходи, сходил бы, уйди

3)            спешишь, не спеши, сходи-ка

4)            сделал бы, пойду, пусть ответит

5. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

2) Начальной формой глагола является неопределённая форма.

3) В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется Ь.

4) Неопределённая форма указывает на время, число, лицо глагола (или род).



 6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) изнаш...вать

2) наращ...вать
3) выпраш...вать
4) переноч...вать



7. Из данных предложений выпишите глагол СОВЕРШЕННОГО ВИДА:

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.

А мохнатые боятся: где нам с этаким сражаться.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему "Глагол как часть речи" (итоговое повторение)

Автор: Илющенко Юлия Евгеньевна

Дата: 02.06.2016

Номер свидетельства: 332281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства