kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. "Зима. Зимние изменения в природе. Имя существительное, его значение и роль в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок проведен в пятом классе коррекционной школы. 

Цели. 1).  Уточнить и расширить представления учащихся о приметах зимы; повторить изученное о частях речи; закрепить имеющиеся знания об имени существительном, познакомить с понятиями предметности, формировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

2). Через слово, музыку и художественные образы развивать поэтический вкус учащихся, способность точного употребления слов в речи; расширять их словарный запас. Корригировать мышление на основе упражнений в анализе-синтезе, классификация.

3). Воспитывать мотивацию к учению, творческую активность, бережное отношение к окружающей природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. "Зима. Зимние изменения в природе. Имя существительное, его значение и роль в речи"»



ГКОУ "Волгоградская школа-интернат № 4"





Открытый урок


Зима. Зимние изменения в природе. Имя существительное, его значение и роль в речи




Учитель – Иванова

Татьяна Александровна








Волгоград.




Тема. Зима. Зимние изменения в природе.

Имя существительное, его значение и роль в речи.


Цели. 1). Уточнить и расширить представления учащихся о приметах зимы; повторить изученное о частях речи; закрепить имеющиеся знания об имени существительном, познакомить с понятиями предметности, формировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

2). Через слово, музыку и художественные образы развивать поэтический вкус учащихся, способность точного употребления слов в речи; расширять их словарный запас. Корригировать мышление на основе упражнений в анализе-синтезе, классификация.

3). Воспитывать мотивацию к учению, творческую активность, бережное отношение к окружающей природе.


Оборудование.

1). Магнитная доска с домиками сказочных жителей страны Речи.

2). «Портреты» Существительного, Прилагательного и Глагола.

3). Картина «Зима», иллюстрации о зиме.

4). Карточки с основными признаками зимы.

5). Репродукция картины К. Юона «Волшебница-зима», фотографии зимнего леса.

6). Музыкальный альбом А. Вивальди «Времена года».

7). Снег.


Ход урока.

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.


II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы отправляемся в волшебную страну Речь. Но ворота волшебной страны распахнутся перед вами, если вы выполните следующее задание. В таблице зачеркните одинаковые буквы и вам станет известна тема нашего урока.


Л

О

Л

К

Ю

Е

Р

Е

Р

И

М

О

З

К

Ю

А


Итак, тема нашего урока «Зима. Зимние изменения в природе». Работая над темой, мы постоянно будем общаться с жителями страны Речь, будем находить их повсюду, узнавать их значение и использовать в своей речи самые красивые. Все это сделает вашу речь правильной и понятной. А чтобы речь была образной, яркой нужно заботиться об обогащении словарного запаса. К этому мы и будем стремиться.


III. Повторение изученного материала о частях речи.

Чтобы вам было легче находить жителей страны Речь, давайте вспомним, что вам о них известно? (На доске – домики жителей страны Речь с их обитателями.)

Мы с вами живем в Волгограде и нас называют … (волгоградцы).

Жителей Москвы называют …

― А как называют тех, кто живет в стране Речь? (Части речи).

Сейчас я предлагаю вам загадку:

Есть один седой старик,

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В кактус, в зонтик и в монеты,

В тапочки, в слона, в конфеты,

Словом, в разные предметы!

― Кто это? (Имя существительное).

― В каком домике он живет?

― Что вы знаете о нем? (Он может превращаться в любые предметы).

― А что называют предметами? (Привести примеры).

Вывод учителя.

Вслушайтесь в имя волшебника. Существительное – то есть обозначающее все, что существует.

На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?).

Игра «Замени одним словом»

1). Промежуток времени в 60 минут (час).

2). Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).

3). Лесной доктор (дятел).

4). Модель земного шара (глобус).

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, какие – на вопрос что? Почему?

Вывод учащихся. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Учитель. Но каким бедным станет наш язык, если мы ничего не будем знать о предмете. Поэтому продолжим наше путешествие.

― Кто живет по соседству с добрым Именем Существительным? (Имя прилагательное, она художница).

― Что происходит с предметами, благодаря её работе? (Каждый предмет становится каким-то особенным. Было, например, дерево. Прикоснулась к нему художница кисточкой, и оно стало зеленым, ветвистым, кудрявым. Все это признаки, по которым мы узнаем, о каком предмете идет речь. Все эти слова как бы прилагаются к существительным для обозначения признаков, поэтому они называются прилагательными.)

Вывод учащихся в стихах:

Художницу нашу знает весь свет,

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

― Кто этот чудной дядечка в шляпе? (Это тоже житель страны Речь. Он только тем и отличается от других частей речи, что носит шляпу и отвечает на вопросы: что делает? Что будет делать? Что делал? Он всё время что-нибудь делает. Действие ― это его жизнь. )

Вывод учащихся. Глагол – это часть речи, которая называет действия людей, животных или предметов.

Учитель. Эти сведения, ребята, помогут вам в дальнейшей работе на уроке.


IV. Поможет вам и гимнастика, активизирующая мыслительную деятельность («Думательная шапочка»).


V. Новый материал.

а). Беседа с учащимися.

― Что особенного в сегодняшнем дне? (Начало зимы).

― Какое сейчас время дня? (Утро).

― Какая это часть речи?

― На какой вопрос отвечает?

А теперь с помощью художницы постарайтесь найти самое точное описание сегодняшнего утра. Составьте предложение.

Утро сегодня солнечное и морозное.

― Какие признаки зимы вы можете назвать?

б). Слово учителя.

О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слово красками (показ иллюстраций). Фотографы сделали прекрасные фотографии (открытки). Композиторы написали музыку. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних», «белых» слов.

в). Первый снег.

― Кто видел, как шел первый снег? Расскажите нам об этом.

― Кто помнит как пахнет снег? Учащиеся нюхают снег.

― Расскажите, какие снежинки вы видели?

― С чем бы вы могли их сравнить?

Итак, с приходом зимы к нам прилетают снежинки.

― Что же они делают?

― В какую погоду снежинки самые красивые?

― Во что превращаются снежинки при сильном ветре?

― Что происходит с ними, когда на улице несильный мороз?

― Во что превращаются снежинки на земле?

― А какой бывает снег?

Снег бывает разный:

Глубокий и пушистый,

В морозный день ― скрипучий,

Холодный и колючий. (Сыпучий, рыхлый, серебристый …).

А теперь обогатим предложение красивыми словами:

… … снег падает на землю. (Подчеркнуть части речи: существительное ― одной чертой, прилагательное ― волнистой линией, глагол ― двумя чертами).

Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Разделите страницу на две части, запишите вопросы что? кто? и существительные из данного стихотворения разнесите по столбикам. Таким способом мы выявим самых внимательных учащихся.

Выпал снежок,

Засыпал лужок.

Заяц-дружок сделал прыжок.

На первый снежок.

― Почему же предметы отвечают на разные вопросы?

Вывод учащихся.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные ― на вопрос что?

Итак, о каком же основном признаке зимы мы говорили? Вывешивается карточка со словом снег.

г). Слово учителя.

Снег может идти по-разному. Представьте себе, что ветра нет, снег медленно падает на землю.

― Как называется такое состояние природы? (Снегопад).

― А если снегопад с ветром, как называется это явление природы? (Метель).

― А если очень сильный ветер со снегом? (Буран).

― А какое ещё есть название у погоды, когда летит снег по ветру? (Вьюга).

― А как называется такое явление природы, когда ветер подхватывает снег с одного места и переносит на другое? (Позёмка).

Вывешиваются карточки с названиями явлений природы.

Русские поэты очень любили воспевать такие явления природы. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый…» и выберите среди картин на доске ту, которая подходит по смыслу. (На доске 5 картин из серии «Времена года», две из них – с зимним пейзажем).

― А как выглядит лес после снегопада? (Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…»).

― Какое настроение навевают картины заснеженного леса?

Физкультминутка. «Не ошибись, пожалуйста».

д). ― Какой ещё признак зимы вы знаете? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Невидимка осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он рисунки на стекле. (Мороз)

― Подберите однокоренные слова к этому слову.

― Где живут эти слова? Расселите их по домикам.

На магнитной доске появляется ещё одна карточка со словом мороз.

е). ― Что происходит зимой с водой в водоёмах?

По признаку определить, о каком существительном, предмете идёт речь в предложении.

Толстый … лежит на реках и озёрах.

Лёд – ещё один признак зимы.

ж). ― О каком очень красивом явлении в природе говорится в загадке:

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт.

― Что это за серебро? (Иней).

Составить предложения по схеме:


(Серебристый иней покрыл ветви деревьев).

Дайте общее название группе слов, которые помещены на магнитной доске. (Явления природы).


VI. Закрепление. «Путешествие в зимний лес».

  • Хотите отправиться в зимний лес?

  • Закройте глаза. (Звучит музыка А. Вивальди.) Учитель читает текст «В зимнем лесу».

  • Что вы увидели или услышали в лесу? Поделитесь с нами.

  • Каким вы увидели лес?

  • Лес – какой? Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, сонный… Какая это часть речи?

  • А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима).

  • Зима – кружевница, волшебница, красавица, кудесница… Какая это часть речи?

  • А что вы услышали в лесу?

  • Что делает ветер в лесу?

Ветер (что делает?) – дует, шумит, поёт, завывает, баюкает… Какая это часть речи?


VII. Слово учителя.

Наблюдать за природой интересно во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь видеть. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Уж так устроен человек: что любит то и защищает.

SOS! Что это значит? (Сигнал бедствия, который подают те, с кем случилась беда. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в природе: “SOS! SOS! Помогите!”


VIII. Игра «Пятый лишний».

Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение – просьбу.

На доске слова в два столбика:

дерево лиса

солнце лисий

тропинка лисица

берегите лес

река лисёнок

(В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные существительные. Во втором лишнее слово лес, так как другие слова имеют корень лис и другое значение. Получилось предложение – Берегите леc!

  • А что вы можете сделать для спасения природы?

  • Как и чем можете помочь ей?

Вывод. Человек многое может. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, «болеть душой» за нашу планету Земля.


IX. Итог урока.

  • Чему мы учились на уроке?

  • Назовите признаки зимы в неживой природе.

  • К какой части речи относятся данные слова?

  • Дать определение имени существительного.

  • Раскрыть значение существительного в речи.

  • Почему существительные отвечают на разные вопросы?


X. Выставление оценок и их комментарий.


XI. Домашнее задание. Обогатить текст красивыми словами.

Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях. (Подчеркнуть части речи: существительное ― одной чертой, прилагательное ― волнистой линией, глагол ― двумя чертами).


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Иванова Татьяна Александровна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 458046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока Морфологический разбор имени существительного"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokamorfologhichieskiirazborimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "297769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456235857"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства