Открытый урок. "Зима. Зимние изменения в природе. Имя существительное, его значение и роль в речи"
Открытый урок. "Зима. Зимние изменения в природе. Имя существительное, его значение и роль в речи"
Открытый урок проведен в пятом классе коррекционной школы.
Цели. 1).Уточнить и расширить представления учащихся о приметах зимы; повторить изученное о частях речи; закрепить имеющиеся знания об имени существительном, познакомить с понятиями предметности, формировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.
2). Через слово, музыку и художественные образы развивать поэтический вкус учащихся, способность точного употребления слов в речи; расширять их словарный запас. Корригировать мышление на основе упражнений в анализе-синтезе, классификация.
3). Воспитывать мотивацию к учению, творческую активность, бережное отношение к окружающей природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. "Зима. Зимние изменения в природе. Имя существительное, его значение и роль в речи"»
ГКОУ "Волгоградская школа-интернат № 4"
Открытый урок
Зима. Зимние изменения в природе. Имя существительное, его значение и роль в речи
Учитель – Иванова
Татьяна Александровна
Волгоград.
Тема. Зима. Зимние изменения в природе.
Имя существительное, его значение и роль в речи.
Цели. 1).Уточнить и расширить представления учащихся о приметах зимы; повторить изученное о частях речи; закрепить имеющиеся знания об имени существительном, познакомить с понятиями предметности, формировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.
2). Через слово, музыку и художественные образы развивать поэтический вкус учащихся, способность точного употребления слов в речи; расширять их словарный запас. Корригировать мышление на основе упражнений в анализе-синтезе, классификация.
3). Воспитывать мотивацию к учению, творческую активность, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование.
1). Магнитная доска с домиками сказочных жителей страны Речи.
2). «Портреты» Существительного, Прилагательного и Глагола.
3). Картина «Зима», иллюстрации о зиме.
4). Карточки с основными признаками зимы.
5). Репродукция картины К. Юона «Волшебница-зима», фотографии зимнего леса.
6). Музыкальный альбом А. Вивальди «Времена года».
7). Снег.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы отправляемся в волшебную страну Речь. Но ворота волшебной страны распахнутся перед вами, если вы выполните следующее задание. В таблице зачеркните одинаковые буквы и вам станет известна тема нашего урока.
Л
О
Л
К
Ю
Е
Р
Е
Р
И
М
О
З
К
Ю
А
Итак, тема нашего урока «Зима. Зимние изменения в природе». Работая над темой, мы постоянно будем общаться с жителями страны Речь, будем находить их повсюду, узнавать их значение и использовать в своей речи самые красивые. Все это сделает вашу речь правильной и понятной. А чтобы речь была образной, яркой нужно заботиться об обогащении словарного запаса. К этому мы и будем стремиться.
III. Повторение изученного материала о частях речи.
Чтобы вам было легче находить жителей страны Речь, давайте вспомним, что вам о них известно? (На доске – домики жителей страны Речь с их обитателями.)
Мы с вами живем в Волгограде и нас называют … (волгоградцы).
Жителей Москвы называют …
― А как называют тех, кто живет в стране Речь? (Части речи).
Сейчас я предлагаю вам загадку:
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик и в монеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы!
― Кто это? (Имя существительное).
― В каком домике он живет?
― Что вы знаете о нем? (Он может превращаться в любые предметы).
― А что называют предметами? (Привести примеры).
Вывод учителя.
Вслушайтесь в имя волшебника. Существительное – то есть обозначающее все, что существует.
На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?).
Игра «Замени одним словом»
1). Промежуток времени в 60 минут (час).
2). Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).
3). Лесной доктор (дятел).
4). Модель земного шара (глобус).
Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, какие – на вопрос что? Почему?
Вывод учащихся. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Учитель. Но каким бедным станет наш язык, если мы ничего не будем знать о предмете. Поэтому продолжим наше путешествие.
― Кто живет по соседству с добрым Именем Существительным? (Имя прилагательное, она художница).
― Что происходит с предметами, благодаря её работе? (Каждый предмет становится каким-то особенным. Было, например, дерево. Прикоснулась к нему художница кисточкой, и оно стало зеленым, ветвистым, кудрявым. Все это признаки, по которым мы узнаем, о каком предмете идет речь. Все эти слова как бы прилагаются к существительным для обозначения признаков, поэтому они называются прилагательными.)
Вывод учащихся в стихах:
Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
― Кто этот чудной дядечка в шляпе? (Это тоже житель страны Речь. Он только тем и отличается от других частей речи, что носит шляпу и отвечает на вопросы: что делает? Что будет делать? Что делал? Он всё время что-нибудь делает. Действие ― это его жизнь. )
Вывод учащихся. Глагол – это часть речи, которая называет действия людей, животных или предметов.
Учитель. Эти сведения, ребята, помогут вам в дальнейшей работе на уроке.
IV. Поможет вам и гимнастика, активизирующая мыслительную деятельность («Думательная шапочка»).
V. Новый материал.
а). Беседа с учащимися.
― Что особенного в сегодняшнем дне? (Начало зимы).
― Какое сейчас время дня? (Утро).
― Какая это часть речи?
― На какой вопрос отвечает?
А теперь с помощью художницы постарайтесь найти самое точное описание сегодняшнего утра. Составьте предложение.
Утро сегодня солнечное и морозное.
― Какие признаки зимы вы можете назвать?
б). Слово учителя.
О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слово красками (показ иллюстраций). Фотографы сделали прекрасные фотографии (открытки). Композиторы написали музыку. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних», «белых» слов.
в). Первый снег.
― Кто видел, как шел первый снег? Расскажите нам об этом.
― Кто помнит как пахнет снег? Учащиеся нюхают снег.
― Расскажите, какие снежинки вы видели?
― С чем бы вы могли их сравнить?
Итак, с приходом зимы к нам прилетают снежинки.
― Что же они делают?
― В какую погоду снежинки самые красивые?
― Во что превращаются снежинки при сильном ветре?
― Что происходит с ними, когда на улице несильный мороз?
― Во что превращаются снежинки на земле?
― А какой бывает снег?
Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый,
В морозный день ― скрипучий,
Холодный и колючий. (Сыпучий, рыхлый, серебристый …).
А теперь обогатим предложение красивыми словами:
… … снег падает на землю. (Подчеркнуть части речи: существительное ― одной чертой, прилагательное ― волнистой линией, глагол ― двумя чертами).
Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Разделите страницу на две части, запишите вопросы что? кто? и существительные из данного стихотворения разнесите по столбикам. Таким способом мы выявим самых внимательных учащихся.
Выпал снежок,
Засыпал лужок.
Заяц-дружок сделал прыжок.
На первый снежок.
― Почему же предметы отвечают на разные вопросы?
Вывод учащихся.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные ― на вопрос что?
Итак, о каком же основном признаке зимы мы говорили? Вывешивается карточка со словом снег.
г). Слово учителя.
Снег может идти по-разному. Представьте себе, что ветра нет, снег медленно падает на землю.
― Как называется такое состояние природы? (Снегопад).
― А если снегопад с ветром, как называется это явление природы? (Метель).
― А если очень сильный ветер со снегом? (Буран).
― А какое ещё есть название у погоды, когда летит снег по ветру? (Вьюга).
― А как называется такое явление природы, когда ветер подхватывает снег с одного места и переносит на другое? (Позёмка).
Вывешиваются карточки с названиями явлений природы.
Русские поэты очень любили воспевать такие явления природы. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый…» и выберите среди картин на доске ту, которая подходит по смыслу. (На доске 5 картин из серии «Времена года», две из них – с зимним пейзажем).
― А как выглядит лес после снегопада? (Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…»).
― Какое настроение навевают картины заснеженного леса?
Физкультминутка. «Не ошибись, пожалуйста».
д). ― Какой ещё признак зимы вы знаете? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Невидимка осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он рисунки на стекле. (Мороз)
― Подберите однокоренные слова к этому слову.
― Где живут эти слова? Расселите их по домикам.
На магнитной доске появляется ещё одна карточка со словом мороз.
е). ― Что происходит зимой с водой в водоёмах?
По признаку определить, о каком существительном, предмете идёт речь в предложении.
Толстый … лежит на реках и озёрах.
Лёд – ещё один признак зимы.
ж). ― О каком очень красивом явлении в природе говорится в загадке:
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт.
― Что это за серебро? (Иней).
Составить предложения по схеме:
(Серебристый иней покрыл ветви деревьев).
Дайте общее название группе слов, которые помещены на магнитной доске. (Явления природы).
VI. Закрепление. «Путешествие в зимний лес».
Хотите отправиться в зимний лес?
Закройте глаза. (Звучит музыка А. Вивальди.) Учитель читает текст «В зимнем лесу».
Что вы увидели или услышали в лесу? Поделитесь с нами.
Каким вы увидели лес?
Лес – какой? Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, сонный… Какая это часть речи?
А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима).
Зима – кружевница, волшебница, красавица, кудесница… Какая это часть речи?
А что вы услышали в лесу?
Что делает ветер в лесу?
Ветер (что делает?) – дует, шумит, поёт, завывает, баюкает… Какая это часть речи?
VII. Слово учителя.
Наблюдать за природой интересно во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь видеть. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Уж так устроен человек: что любит то и защищает.
SOS! Что это значит? (Сигнал бедствия, который подают те, с кем случилась беда. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в природе: “SOS! SOS! Помогите!”
VIII. Игра «Пятый лишний».
Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение – просьбу.
На доске слова в два столбика:
дерево лиса
солнце лисий
тропинка лисица
берегите лес
река лисёнок
(В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные существительные. Во втором лишнее слово лес, так как другие слова имеют корень лис и другое значение. Получилось предложение – Берегите леc!
А что вы можете сделать для спасения природы?
Как и чем можете помочь ей?
Вывод. Человек многое может. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, «болеть душой» за нашу планету Земля.
IX. Итог урока.
Чему мы учились на уроке?
Назовите признаки зимы в неживой природе.
К какой части речи относятся данные слова?
Дать определение имени существительного.
Раскрыть значение существительного в речи.
Почему существительные отвечают на разные вопросы?
X. Выставление оценок и их комментарий.
XI. Домашнее задание. Обогатить текст красивыми словами.
Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях. (Подчеркнуть части речи: существительное ― одной чертой, прилагательное ― волнистой линией, глагол ― двумя чертами).