kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Алфавитный порядок слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок русского языка разработан по ФГОС для 1 класса по программе "Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Алфавитный порядок слов"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза

А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области











Открытый урок по русскому языку

Алфавитный порядок слов

(1 класс УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова)










Учитель 1 категории Колокольцева О.П.






Сызрань, 2017-2018 учебный год

Тема: Алфавитный порядок слов

Общая дидактическая цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

1.Раскрыть содержание понятия «Алфавит», «Азбука».

2.Познакомить с механизмом применения алфавита на практике.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования УУД:

Предметные:

  • формировать у учащихся понятие – алфавит, правила расположения букв в русском языке;

  • умения использовать алфавит на практике;

  • расширить кругозор учащихся;

  • развивать мышление, речь

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • учить соблюдению правил работы в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • создавать условия для овладения начальными сведениями об алфавите и его использование на практике;

  • учить использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Воспитательный аспект:

- способствовать формированию и развитию у учащихся качеств демократической личности, гражданственности, интернационализма и толерантности;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма урока: интегрированный урок.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная групповая.

В ходе урока использовались элементы педагогических технологий: проблемного обучения, игровой, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, карточки со словом ЛУ,К, LUK, карточки с названиями месяцев(1 комплект на парту), листы с тестами(1 и 2 вариант)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный момент – 1 мин.

— включить учащихся в деятельность,
— вызвать положительную эмоциональную направленность;
— повышать уровень учебной мотивации.

 

Тяжела для всех наука,  

 Если в школе сон, да скука.

Если будет увлеченье,

Станет радостным ученье.

 Чтоб совместная работа  

Нам открытие принесла!

— Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

— Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты)






Повторяют правила посадки при письме


 

 

К-1

 

 

 

К-2

 

 

П-8

Актуализация знаний - 4 мин.

 

—актуализировать субъектный опыт детей, необходимый для «открытия нового знания»;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

 

  На предыдущих уроках вы и ваш друг Сергей, учились записывать слова значками звуков. Серёжа решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что он написал.  [Л’УК]

  •  Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе? (Чита­ется слово люк.)

  •  Можно ли такую вывеску поместить во дворе?

  •  Все ли прохо­жие поймут, что на ней написано?

  • Годятся ли значки звуков для письменной речи? (Большинство детей на все вопросы отвечают отрицательно.)Сравните наш вывод с выводом на слайде о записи слов с помощью значков звуков. (Дети шёпотом читают сведения из презентации и вставляют пропущенное слово буквы.)

Свою помощь Серёже предложил мальчик-иностранец и сде­лал запись на вывеске буквами. LUK

Можно ли такую вывеску поместить во дворе? (Нет.)

Почему?

(Она на иностранном языке, и люди не поймут, что написано.)

Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях.

Возьмите в руки карандаш и знаками + или — оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как её написали?

Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь?

 (Де­лается вывод о том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.)

 

Повторяют пройденный материал

 

Отвечают на вопросы

 

 

Чтение сведений из презентации

 

 

 

 

 

Самооценка выполненной работы

 

Чтение заголовка

Определяется тема урока

 

 

К-2

 

К-3

 

Р-1

 

 

П-4

 

 

П-2

 

Постановка учебной задачи -10 мин.

— создать условия для определения

детьми цели урока и

постановки

учебных задач

 

   Давайте сделаем так, чтобы эти буквы заговорили: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)Что бы вы хотели узнать по данной теме?

(Учитель записывает вопросы на доске)

Узнать, что такое алфавит?

Сколько букв в алфавите?

Для чего нужен алфавит?

Где и как применяют алфавит?

Как вы понимаете, что такое алфавит?

(Это буквы.)

Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точ­ное значение слова алфавит, выполним упражнение с доски.

Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумее­те ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?

Найдите и аккуратно мелом на доске зачеркните нерусские буквы — буквы других языков. Сколько букв вы зачеркнули?

(Должно быть зачёркнуто 6 букв.) 

Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались. Это алфавит?

Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их…

- Сколько? (33)

Запомнить сколько букв в русском языке помогут строчки из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане».

(Читает хорошо читающий ученик со слайда)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И останутся на бреге

33 богатыря.

Но на страницах азбуки тоже 33 богатыря!

Мудрецов богатырей знает каждый грамотей!

Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Какой нет первой бук­вы?

Мысленно продолжим строчку влево и впишем букву а. Пи­шем на доске красиво и аккуратно. А теперь читайте по порядку все буквы рус­ского языка и ищите потерявшиеся.

(Ребята хором читают назва­ния букв на обратной стороне обложки учебника или на таблице. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с, ф, ш, ы. Учитель напоминает знак вставки и даёт образец записи на доске, об­ращает внимание на наиболее трудные элементы букв.)

Спишите в тетрадь все буквы по порядку.

—   Что мы с вами записали? (Все русские  буквы)

— Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, что знают и что хотели бы узнать по новой теме

 

 

К-1

 

К-2

 

К-3

 

 

 

 

Р-1

 

 

 

 

 

 

К-3

 

П-4

 

 

Открытие нового

знания - 4мин.


— раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы

— выстроить логические умозаключения.

 

 — Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит.

Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку.

— Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.



— Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие. (Показ слайдов)

— Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.

— И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным для нас алфавитом.

— Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяю “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему?

— Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.

Мы выяснили, что такое алфавит.

Серёжа спрашивает у вас: «А почему порядок букв назвали таким странным словом алфавит?

Чтобы ответить Серёже нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв  в греческом и старом русском.

 (Учитель читает запись на сайдах.)

а — альфа                                           а — аз

Р — вита                                                б — буки

Из названий этих букв составлено два важных слова. Кто-ни­будь догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука.)

 

Совместное открытие новых понятий

 

 

 

 


 

 

Л-1

 

 

 

 

 

Л-2

 

Физминутка-1мин.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)



Постановка проблемного вопроса - 8 мин.

— создать условия для решения проблемной задачи, используя работу в парах

 

       Так слова азбука и алфавит обозначают одно и тоже?

Где можно узнать значение этих слов?

Чтобы ответить Серёже, нам придётся обратиться к толково­му словарю. (Учитель показывает большой словарь.) Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов.

Слова, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком тол­ковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 64.

Найдите слова азбука и алфавит.

Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое?

А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое?

На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке.

Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ.

Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. (Си Т.)

Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом — на букву Т?

(Ребята не смогли догадаться, поэтому учитель предлагает обратиться к алфавиту и посмотреть, как расположены буквы с, т.)

Как же располагают слова в словаре? (По алфавиту.)

Проверим. Назовите две первые выделенные буквы. (А и Д.)

В алфавите они идут в таком порядке?

 (Учащиеся смотрят на об­ложку учебника или на таблицу и подтверждают вывод.)

—   Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.)

—   Почему же мы их не видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.)

—   Вы догадались правильно: слова в словарях располагают в алфавитном порядке.

---Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту?

(Ответы детей: «Чтобы был порядок». «Так договорились».)

Прочитайте сведения на слайде и найди­те более точный ответ. (Он даётся после «жужжащего» чтения: « Что­бы мы быстрее находили нужные нам слова».)

В алфавитном порядке приводятся слова не только в словарях, энциклопедиях, справочниках. А где ещё мы не обходимся без алфавита?

(В регистратуре поликлиники,  в библиотеке, в архиве).

Перед вами 4 книжки:  В.Бианки, С.Маршака, А.Барто, М.Пришвина. Поставьте их в нужном порядке! Спишите в тетрадь.

(Пишут с комментированием).

— Кто допустил ошибки при выполнении задания?

А где мне, как учителю, необходимы Ваши фамилии в алфавитном порядке?

 (Правильно в журнале)

Давайте расположим вас по фамилиям в алфавитном порядке. (Дети выстраиваются в одну линию по алфавиту)

Чтение вопроса

 

 

 

Работа по словарю

 

 

 

Чтение по учебнику стр. 132

 

Объясняют значение слов

 

 

 

 

Ищут ответ на проблемный вопрос

 

 

 

 

Работают по алфавиту, находят буквы

 

 

 

 

Делают вывод

 

 

 

 

 

 

Играют в игру

 

П-8

 

П-5

К-3

 

К-2

Первичное

закрепление-10мин.

— создать условия для закрепления первичных знаний и умений

— применения их на практике;

— обогатить субъективный опыт детей;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим? Соедините все буквы по порядку.  Кто у вас получился? Наща игра заинтересовала Сергея и он задаёт вам вопрос. Прочитайте со слайда.

Сумеете объяснить ему, зачем нужно знание алфавита?

Вы очень убедительно доказали Серёже, зачем и где необхо­димо знание алфавита.

Давайте закрепим полученные знания  и поработаем в парах. Расположите времена года в алфавитном порядке. (Карточки со словами лежат на парте)

ЛЕТО

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА



Запишите слова по алфавиту в тетрадь.

 

Работа в печатных тетрадях

 

 

Упражняются в знании алфавита и в правильном чтении слов

 

 

Л-1

 

 

 

 

П-8

 

 

 

 

 

 

 

 

К-2

 

Контроль усвоенных знаний -5 мин.

Тест для проверки знаний:

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал? Возьмите листочки и карандаши, обведите верный ответ в тестовых заданиях. (Листы с тестами заранее раздаются детям на парты).

Тест(1 вариант)

1.     Сколько букв в русском языке? 10   21   33

2.     В какой группе буквы расположены не по алфавиту?

1) стуф      2) ёезж       3) ийкл

3. Какое слово в словаре должно быть первым?

 1) помидор   

2)огурец   

3)редиска

Тест

(2 вариант)

1.     Какой «кусочек» алфавита правильный?

1) псрт   2)уфхц    3) кмлн

2. Какое слово в словаре должно быть первым?

1)лягушка    

2) медведь   

3) кошка

3. В какой группе слова расположены по алфавиту?

1)Ёжик, ель, жираф

2) Цапля, цирк, черепаха

3) Носорог, ослик, олень.

Взаимопроверка

Как вы считаете, надо ли нам поработать над знанием алфа­вита на следующем уроке?

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


























Подведение итогов урока – 1 мин.

 

   Удалось ли решить поставленные задачи?

Продолжите предложения:

Я знаю…

Я могу…

Я запомнил…

Ваши мамы, папы, сестрёнки и братишки могут не знать того, что узнали сегодня вы. Что вы им расскажите?


Подводят итог урока

 

К-3

Л-4

Р-3

Рефлексия – 1 мин.

 

Как оцениваете свою работу на уроке?

Какое настроение у вас в конце урока?

— настроение лучше, чем было до урока (зелёный кружок)

— осталось таким же (жёлтый кружок)

— стало хуже (красный кружок)

Дают оценку своей работе

Р-3

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Алфавитный порядок слов"

Автор: Колокольцева Ольга Петровна

Дата: 28.10.2018

Номер свидетельства: 482411

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства