Так слова азбука и алфавит обозначают одно и тоже? Где можно узнать значение этих слов? Чтобы ответить Серёже, нам придётся обратиться к толковому словарю. (Учитель показывает большой словарь.) Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов. Слова, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 64. Найдите слова азбука и алфавит. Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое? А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое? На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке. Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ. Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. (Си Т.) Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом — на букву Т? (Ребята не смогли догадаться, поэтому учитель предлагает обратиться к алфавиту и посмотреть, как расположены буквы с, т.) Как же располагают слова в словаре? (По алфавиту.) Проверим. Назовите две первые выделенные буквы. (А и Д.) В алфавите они идут в таком порядке? (Учащиеся смотрят на обложку учебника или на таблицу и подтверждают вывод.) — Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.) — Почему же мы их не видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.) — Вы догадались правильно: слова в словарях располагают в алфавитном порядке. ---Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? (Ответы детей: «Чтобы был порядок». «Так договорились».) Прочитайте сведения на слайде и найдите более точный ответ. (Он даётся после «жужжащего» чтения: « Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова».) В алфавитном порядке приводятся слова не только в словарях, энциклопедиях, справочниках. А где ещё мы не обходимся без алфавита? (В регистратуре поликлиники, в библиотеке, в архиве). Перед вами 4 книжки: В.Бианки, С.Маршака, А.Барто, М.Пришвина. Поставьте их в нужном порядке! Спишите в тетрадь. (Пишут с комментированием). — Кто допустил ошибки при выполнении задания? А где мне, как учителю, необходимы Ваши фамилии в алфавитном порядке? (Правильно в журнале) Давайте расположим вас по фамилиям в алфавитном порядке. (Дети выстраиваются в одну линию по алфавиту) |