III. Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. По методу «Ромашка Блума» Задание для группы 1 группа: Язык - это система слов. 2 группа: Язык - это стиль. 3 группа: Язык - это речь. звуки | гласные (дауысты) | | согласные (дауыссыз) | а о э и ы у б в г д з к л м н п р с т ф х ж ш ц ч щ й Итак, из звуков состоят слова. Звуков в слове может быть самое разное количество. Но сколько бы ни было звуков в слове, каждый из них нужен именно на своём месте. Гласные звуки будем обозначать красным цветом, а согласные – синим. А сейчас попробуйте составить слова:
Ответить на вопросы: — Что вы знаете о букве Нн, о звуках [и] и [н']? — Придумайте слова, где этот звук твердый или мягкий. Давайте вместе это выясним. Произнесите за мной: м, п, р, х, к, л. Что вы можете сказать? (Воздух во рту встречает препятствия, и от этого получается шум.) Значит, в каждом согласном есть шум. - А теперь всмотритесь в “лесенку звучности” и вы найдете там все 36 согласных звуков. Сонорные согласные: м, м, н, н, л, л, р, р, й. Шумные звонкие согласные: б, б, в, в, г, г, д, д, з, з, ж. Шумные глухие согласные: п, п, ф, ф, к, к, т, т, с, с, ш, ш, х,х,, ц, ч. - Ни один из них не “перепутаете” с другими, потому что каждый согласный имеет признаки, которые отличают его от остальных 35 звуков. - Прежде всего, как мы уже знаем, согласные бывают шумными, а шумные – звонкими и глухими (об этом подробнее будем говорить на следующем уроке). Еще выделяется отдельный признак: согласные, которые называются сонорными. Это такие согласные, где голос преобладает над шумом. Давайте произнесем их хором. - Эти звуки, как и согласные, можно “тянуть”, а при желании даже петь. - Даже петь согласные звуки? Можно я попробую? - Конечно! Вечерний звон-н-н, Вечерний звон-н-н, Как много дум-м-м, Наводит он-н-н. - Здорово! Получается! Так, значит, согласные звуки бывают сонорными и шумными, а шумные – звонкими и глухими, т.е. они отличаются тем, насколько в образовании согласных участвуют голос и шум. И все? Больше ничем не отличаются друг от друга. - Нет, почему же. Есть еще отличия. Например, различаются по месту образования шума: бывают грубыми и язычными. губные – м, м, б, б, ф, ф, п, п. - Больше язычных. Но есть переднеязычные: д, т, н, з, с…, есть заднеязычные: г, к, х. - Как сложно, но интересно! - Другие отличия мы узнаем на следующих уроках. А сейчас еще добавлю, что звук Р называют дрожащим. - А почему? - Произнесите его и скажите, почему его так называют? (Язык дрожит) - Наверное, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают. Вместо “трава” говорят “тлава”, “ворона” - “волона”. - Правильно. Садись, Любознайка, на место и послушай с другими ребятами отрывок из рассказа Драгунского “Заколдованная буква”. (Читается отрывок из рассказа из книги Драгунского “Заколдованная буква”.) - Дети заменили трудный для них [ш] зв. [с], [ф], [х], а не какими-то другими. Чем же эти звуки похожи на [ш]? (По способу образования: глух., присвистывают). Работа с учебником. - - Что вы еще добавите к прочитанному? Задание для группы: . 1. Запись: балка – палка; Назовите разные согласные звуки в сон – тон; данных парах слов. мы – вы; . Характеристика звуков. Загадки – шутки: 1) Что находится в начале книги? (к – согл., шум., заднеяз.). 2) Что у зайца позади, а у цапли впереди (ц – согл., шум., переднеяз.). 3) Что стоит посередине земли? (м – согл., сон., губн.). . Скороговорки. - Скороговорки помогают овладеть произношением некоторых звуков, в медленном темпе, затем – в обычном, потом – в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки. (На партах лежат карточки со скороговорками). Индивидуально: прочитать ребус – скороговорку: ре ве дво тра Запишите по памяти эту скороговорку. . – А сейчас прочитаем стихи О. Селовинского. Пара баранов - Читая это стихотворение, мы как будто в самом Била деле слышим барабанную дробь. Этот поэт Бурю. достигает повторения звуков б и р. Пара баранов Била Бой. - Как называется такой прием? (Звукоподражанием). - Запишите это стихотворение по памяти. . Звуковые повторы. - Дома нужно было выучить четверостишия, в которых можно установить какой характер носит звукоподражание, с помощь. повтора каких согласных это достигается, надо было изобразить эти согласные. Полночною порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шумят камыши. К.Бальмонт ([ш] напоминает шуршание камыша). б) Две сороки стрекочут, сидя на дубе: - Скоро ли, старая, бурю встречать? - Не стара я, сестрица, не стара! Желудь сорвался с дуба и сердито пробубнил: - Буду бить вас обеих, белобоких! Буду бить белобоких! Донченко. (Повторение [с], [т], [р], [к] напоминает стрекотание сорок, а повторение [б] – звук падения желудя на землю). в) Ветер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Буря близко. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К.Бальмонт. (Вой ветра – [а], удары волн о берег - [б], [р], шуршание волн [ч]). г) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф.И.Тютчев. (Р, б, гр. – раскаты грома). д) Сухие листья, сухие листья Под тусклым взором кружат, шуршат. Кружась, что шепчут, что говорят? В. Брюсов. ([c], [х], [ш] – шелест листьев) . По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока. Согласные звуки. |