Открытый урок по русскому языку "Причастные войне" (6 класс, закрепление по теме "Причастие")
Открытый урок по русскому языку "Причастные войне" (6 класс, закрепление по теме "Причастие")
Открытый урок по причастию соответствует требованиям ФГОС. В названии урока отражается его связь с Великой Отечественной войной. Урок включает в себя все темы, изучаемые на данном разделе "Причастие", содержит множество воспитательных моментов. Присутствуют метапредметные связи. Деятельность учеников может оцениваться как за хорошее усвоение правил, связанных с употреблением причастий, так и за понимание важности всех причастных ВОВ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Причастные войне" (6 класс, закрепление по теме "Причастие") »
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Тема: « Причастные войне».
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели урока:
Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим), навыками аудирования, обобщать, систематизировать.
Предметные: Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом.
Форма урока: интегрированный.
Задачи: Воспитание коллективизма, взаимовыручки, любви к языку, Родине. Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.
ХОД УРОКА
Никогда не завянут цветы у подножия
обелисков над могилами героев.
Цветущая земля, мир и дружба
народов – лучший памятник тем,
кто не дожил до Победы.
Введение в тему урока.
Грейпфрут. Плод около 10—15 см в диаметре с кисловатой мякотью, разделённой на дольки. Цвет мякоти варьирует в зависимости от сорта от светло-жёлтого до красно-рубинового. Кожура плодов жёлтая, у сортов с красной мякотью может приобретать красноватый оттенок. Название образовано от англ. grape (виноград) и fruit (фрукт), так как плоды грейпфрута часто собираются в грозди, напоминая тем самым грозди винограда. С точки зрения ботаники, растение не отличали от помело до 1830-х, когда ему было присвоено латинское название Citrus paradisi. Грейпфрут – это гибрид апельсина и помело.
- Ребята, как вы думаете, а почему у меня в руках именно этот фрукт? Что он вам напоминает?
На предыдущих уроках мы с вами как бы поделили все части речи на:
Главные (первичные) – (существительное, глагол, прилагательное, наречие), которые имеют только свои признаки.
Вторичные – (местоимение, числительное, причастие, деепричастие), которые не имеют собственных признаков, а совмещают в себе признаки двух или более частей речи.
- Что за особая форма сегодня перед нами?
- Причастие.
2. Формулирование темы и целей урока.
Подвиг, герой, сражающийся, отстоять, побеждающий, Родина, Великая Отечественная война.
-Какой темой объединены эти слова? (Война.)
-Сколько лет прошло уже, как кончилась Великая Отечественная война.
А в памяти народа и поныне живы безмерные предания военных лет и безмерное мужество народа. ( Звучит песня «День Победы»)
- А теперь давайте опять вернёмся к нашему причастию.
Послушайте, как ответил на этот вопрос русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
"Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного".
- Исходя из определения причастия и темы войны, давайте назовем наш урок так, чтобы он отражал в двух словах основные его темы.
«Причастные войне» .
-Скажите мне, пожалуйста, а какие цели на сегодняшнем уроке мы можем поставить?
-Сегодня, ребята у нас будет необычный урок. Урок, на котором мы не только вспомним всё о причастиях, но и вспомним наше давно минувшее.
Целевая установка.
Преследуя поставленные цели, давайте договоримся, на протяжении всего урока использовать в своей речи как можно больше причастий, а пассивные речевые обороты заменять причастными.
(Запись в тетради числа и темы урока.)
2. Повторение изученного (устный опрос).
-Что такое причастие?
Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на
вопросы какой? какая? какое? что делающий? что сделавший?
-Почему особая форма глагола?
Основа в них глагольная.
Бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратным и невозвратным.
- Какие признаки прилагательного оно содержит?
Изменяется по родам, числам, падежам.
Синтаксическая роль (определение.)
Его постоянные признаки – глагольные, а непостоянные – признаки прилагательного.
( На доске Прилагательное и Глагол, дети по очереди выходят и записывают признак каждой части речи.)
Совершившие подвиги люди живут вечно. (Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено причастным оборотом, распространенное.)
-Что называется причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом.)
-Что такое определяемое слово? (Слово, от которого задается вопрос к причастию.)
- От чего здесь зависит выбор запятой? (От выбора определяемого слова.)
Синтаксическая загадка.
Одному из скульпторов было поручено очень серьезное задание. После окончания Великой отечественной войны в знак победы - изваять «памятник золотой факел держащий». Скульптор долго думал, какой же должна получиться его статуя? Ваша задача - помочь творцу.
(Дети размышляют над тем, где необходимо поставить запятую. Памятник, золотой факел держащий. Памятник золотой, факел держащий.)
К доске выходит один ученик, распределяет суффиксы по колонкам.
-Какие причастия называются действительными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называются действительными.)
-Какие причастия называются страдательными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета, называются страдательными.)
Работа с текстом.
Орден Славы.
Орден Славы – особый знак солдатской доблести, представляющий собой пятиконечную звезду. В середине орденского знака изображена Спасская Башня, являющаяся символом страны. В октябре 1953 года эскизы ордена, представленные художниками, были утверждены. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета, утвердивший этот орден.
Орденом Славы награждали бойцов и сержантов, проявивших отвагу и смелость в бою.
Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.
Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест (среди отличий — разное число степеней: 3 и 4 соответственно).
Орден Славы имеет три степени, из которых орден высшей I степени — золотой, а II и III — серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.
К 1978 году за отличие в боях Великой Отечественной войны и подвиги в других военных конфликтах было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2562 — I степени.
По более поздним и уточнённым данным, полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2674 человека, среди них — четыре женщины.
Синтаксический разбор первого предложения.
Орден Славы – особый знак солдатской доблести, представляющий собой пятиконечную звезду. ( Повествовательное , невосклицательное, простое, осложнено причастным оборотом, распространенное.)
7. Слуховой диктант «У костра». Отдохнем, сделаем привал у костра! Поговорим о причастных оборотах и о знаках препинания при нем.
Внимание!!! Идет перекличка городов – героев.
- Говорит Москва.
В рассказе военного летчика, участвовавшего во многих боях. Было много интересного.
- Городов Тула.
В ходе боев оборона города не ослабла. Разведчиков отделяла от врагов неширокая речка, поросшая камышами.
-Говорит Киев.
В начале августа, когда фашисты прорвались и Днепру, в бой за Киев вступили отряды народного ополчения, задержавшие врага до подхода резервных соединений Красной Армии.
-Говорит Ленинград.
В течение 900 дней ленинградцы и советские войска в боях и упорном труде самоотверженно отстаивали свой город.
Поддерживаемая всем народом армия была колоссальной силой.
8. Краткие причастия. Читаю пословицы и поговорки.( На слайде.)
-Какие причастия в них встретились?
В кремне искра спрятана, в человеке – ум.
( Списывают пословицу.)
-Как изменяются краткие страдательные причастия? (Краткие страдательные причастия изменяются по числам, в ед. ч. по родам.)
В ед.ч. по родам (приказание отдано, приказ отдан, телефонограмма отдана)
-Какие суффиксы пишутся в этих причастиях?
Если в полном причастии был суффикс –НН-, то пишется –Н-; Если в полном был суффикс – ЕНН-(-ЁНН-), то в полном –ЕН-(-ЁН-).
Остальные краткие причастия имеют те же суффиксы, что и полные.
-А чем являются в предложении краткие причастия? ( Сказуемыми. Значок приколот. )
Выполните синтаксический разбор данных предложений.
Орфограмма Ё и Е в суффиксах причастий после шипящих.
Показываю Ё и Е.
-О какой орфограмме пойдет речь? (Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.)
- образуйте страдательные причастия прошедшего времени от глаголов
Освежить – освеженный
Окружить – окруженный
Поразить – пораженный
Зарядить – заряженный
Отразить – отраженный
-Сделайте вывод.
Под ударением после шипящих пишется Ё.
В безударном положении - Е.
10.«Праздничный салют!» Читаю предложения. Если в причастии две Н, дети хлопают, если одна – нет.
Рядом с Егорушкой сник за пеньком партизан, он был поражен пулей в голову.
-Какую тему, связанную с причастием, нам предстоит с вами еще изучить?
(Слитное и раздельное написание «не» с причастиями.)
-Нужны ли уроки - зачеты, уроки - обобщения?
А теперь мне хочется вернуться к теме войны, к Вечному огню.
Никогда не завянут цветы у подножия обелисков над могилами героев. Цветущая земля, мир и дружба народов – лучший памятник тем, кто не дожил до Победы.
Звучит песня «Всё о той весне…» Минута молчания.
Желаю не черстветь душой, быть достойным памяти павших, ведь с таким трудом завоевано Счастье!
12. Домашнее задание. Написать сочинение о войне.
Приложение 1.
Орден Славы.
Орден Славы – особый знак солдатской доблести представля…ий собой пятиконечную звезду. В середине орденского знака изображе…а Спасская Башня являющаяся символом страны. В октябре 1953 года эскизы ордена представл…ые художниками, были утвержде…ы. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета утвердивший этот орден.
Орденом Славы награждали бойцов и сержантов проявивших отвагу и смелость в бою.
Задание.
1. Внимательно прочитай текст.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
3. Графически покажи выбор орфограммы.
Орден Славы.
Орден Славы – особый знак солдатской доблести представля…ий собой пятиконечную звезду. В середине орденского знака изображе…а Спасская Башня являющаяся символом страны. В октябре 1953 года эскизы ордена представл…ые художниками, были утвержде…ы. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета утвердивший этот орден.
Орденом Славы награждали бойцов и сержантов проявивших отвагу и смелость в бою.
Задание.
1. Внимательно прочитай текст.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
3. Графически покажи выбор орфограммы.
Орден Славы.
Орден Славы – особый знак солдатской доблести представля…ий собой пятиконечную звезду. В середине орденского знака изображе…а Спасская Башня являющаяся символом страны. В октябре 1953 года эскизы ордена представл…ые художниками, были утвержде…ы. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета утвердивший этот орден.
Орденом Славы награждали бойцов и сержантов проявивших отвагу и смелость в бою.
Задание.
1. Внимательно прочитай текст.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.