Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Этот удивительный мир фразеологизмов"»
Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема: «Удивительный мир фразеологизмов».
Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели:
Сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых сочетаний;
Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержания , тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности;
Тренировать мыслительные операции: анализ, развивать речь, умение действовать по алгоритму, творческие способности.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
Умение толковать значение фразеологизмов , заменять их синонимами и антонимами;
Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.
Метапредметные результаты:
Адекватное понимание информации сообщения;
Определять тему и цель урока;
Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;
Умение оценивать достигнутых результатов.
Личностные результаты:
Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.
Материал к заданию:
Демонстрационный:
Алгоритм
Найти устойчивое словосочетание
Объяснить значение
Подобрать синоним
Сделать вывод
Раздаточный материал:
Рабочая карта обучающегося;
Образец проверки;
Эталон проверки;
Дополнительные задания.
Эпитет на доске:
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В.Г.Белинский
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности:
- «Русский язык неисчерпаемо богат» - говорил М. Горький. И на каждом уроке, узнавая новое, мы соглашаемся с писателем.
- Над такой темой мы работаем в течение последних уроков? (Над темой «Прямое и переносное значение слов»)
-Как вы усвоили тему? (Хорошо)
- Сегодня вы познакомитесь с новым знанием.
- Каким образом?( Повторим знакомый материал, выполним пробное действие. Узнаем, что нам непонятно. Сами построим новый способ).
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии:
- Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Лексику)
- Что изучает лексика? (Словарный запас языка)
- Все слова имеют прямое значение? (Нет)
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить то, что знаем).
- Для чего необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).
- Работа с материалом на доске:
ледяная глыба золотая пшеница
ледяной взгляд золотое кольцо
хрустальная ваза железные гвозди
хрустальный голос железный характер
Задание: определить значение имен прилагательных.
Учитель: В чем вы сейчас упражнялись? (В умении находить слова в переносном значении, в объяснении условия своего выбора).
Учитель: Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что не знаем, поставить цель).
На доске:
Черная кошка пробежала между бывшими друзьями.
Черная кошка сидит на крыльце.
У соседа денег куры не клюют.
Куры клевали зерно на дворе.
Задание: попробовать найти выражения не в прямом значении.
- Кто не выполнил задания? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли определить слова не в прямом значении).
-Кто выполнил? Объясните ваш выбор предложений (Не знаем).
Выявление места и причины затруднения.
- какое заданиевы должны были выполнить?
- Почему вы не смогли - ведь в похожих заданиях справлялись? (Здесь одинаковые слова)
- В чем причина затруднения? ( Мы не умеем находить слова в переносном значении в похожих предложениях).
4. Построение проекта выхода из затруднения:
- Какова цель нашей работы на уроке? (Найти условия нахождения словосочетаний в переносном значении).
- Сформулируйте тему урока (Словосочетание в переносном значении).
Тема в исправленном виде записывается обучающимися:
- Что из этапа повторения поможет в достижении цели? (Находить слова в переносном значении, уметь объяснить).
-Предлагаю вам, ребята, поработать в группах. Давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
На доске учитель выстраивает алгоритм.
Найти устойчивое сочетание
Определить значение
Сделать вывод
Реализация построенного проекта:
- Разделитесь на 3 группы и выполните следующее:
Н
2 группа
3 группа
1 группа
айти в данных парах сочетания в переносном смысле
Потерять голову
отвечать головой
Голова идет кругом
Голова болит
Даю голову на отсечение
Хоть глаз выколи
С глазу на глаз
Мозолить глаза
Голубые глаза
Идти в ногу
Путаться под ногами
Потерять почву
под ногами
Грязные ноги
На работу отводится 3 минуты. Результаты на доске.
-Все справились с заданием? (Да)
- Были ли трудности? (Да)
-Таким образом можете ли вы определить , как вы находите фразеологизмы? (Да. Можно подобрать к ним синонимы).
-Сформулируйте, каким образом мы находим фразеологизмы.
Д
Сделать вывод о выборе словосочетаний
ети проговаривают алгоритм, учитель записывает на доске:
Найти устойчивое словосочетание
Объяснить значение
Подобрать синоним
Если можно заменить слово, то не фразеологизм
Если нельзя заменить слово, то фразеологизм
Что вы будете дальше делать? (Нужно проверить, правильный ли алгоритм).
Работа с учебником, прочитать правило, проанализировать алгоритм.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Каков следующий этап вашей работы? (Нужно применить новое правило и будем пытаться формулировать условия определения фразеологизмов как устойчивых сочетаний).
Задание:
Объяснить фразеологизмы, лишнее зачеркнуть:
Родился в рубашке, вышел сухим из воды, яблоку негде упасть, медведь на ухо наступил, зарубить на носу, яблоко под деревом.
Упражнение выполняется в тетрадях, ученики проговаривают в парах условия нахождения фразеологизмов.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по – разному служит оно Примеры тут можно найти без труда Возьмем хоть короткое слово “вода”. Вот был я мальчишкой, да детство прошло С тех пор уж “не мало воды утекло”. О смелом мы вправе сказать на перед, Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”. А гуси и утки сухие всегда Заметили люди: “Как с гуся вода” Случалось с тобою, ты правил не знал Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”. Лентяй отдыхает, а время идет Под камень лежачей вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно мол, воду – то в ступе толочь. Не прочь и другому сказать невзначай: “Довольно лить воду ты дело давай”. Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, “воду носить решетом” Стихи я пишу не жалея труда, Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.
-Устная работа. Подберите нужные фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой………..(не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь………..(медвежью услугу).
Рефлексия учебной деятельности:
-Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).
-Какова была цель урока? (как найти словосочетание в переносном значении).
-Достигли ее? (Да).
-В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли сразу найти фразеологизмы).
-Что помогло вам в работе? (Групповая работа, работа в парах, алгоритм).
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:\
Работал засучив рукава-5 обучающихся
Работал в поте лица – 3 обучающихся
Поломал голову- 1 обучающийся
Знаю как дважды два – 6 обучающихся
-Подумайте, какую работу можно выполнить дома (выполнить упражнение из учебника, выписать фразеологизмы из басен И. А. Крылова, подготовить иллюстрации к фразеологизмам, которые запомнились).
Учитель предлагает выбрать одно из предложенных заданий.