kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с особенностями орфоэпических и акцентологических норм в русском языке, тренировать в их применении; воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи.

Оборудование: акцентологический минимум.                          

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Единственное средство умственного общения людей есть слово. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.

Л. Н. Толстой

Цель: ознакомить учащихся с особенностями орфоэпических и акцентологических норм в русском языке, тренировать в их применении; воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи.

Оборудование: акцентологический минимум.                          

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Единственное средство умственного общения людей есть слово. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы»

План-конспект урока русского языка в 10 классе


Тема. Орфоэпические (произносительные) и акцентологические

нормы

Цель: ознакомить учащихся с особенностями орфоэпических и акцентологических норм в русском языке, тренировать в их применении; воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи.

Оборудование: акцентологический минимум.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Единственное средство умственного общения людей есть слово... Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.

Л. Н. Толстой

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос по домашнему заданию

  3. Мотивация учебной деятельности

Приём «Смайлик»

Задание. Поставьте на полях тетрадей смайлик, отражающий ваше сего­дняшнее настроение.

Работа с эпиграфом урока

  • Как вы понимаете слова Льва Николаевича Толстого (обращение к эпиграфу урока)?

  1. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Что такое норма?

  • Какие виды норм вы знаете?

  • Если мы услышим «колидор», «звонит», то о нарушении каких норм будет идти речь?

  1. Постановка цели и задач урока

  2. Повторение и обобщение изученного материала

1. Слово учителя

- Орфоэпические нормы - произносительные, предписывающие, как по­ставить ударение в слове, как произнести тот или иной звук: сжал [жал]; квар­тал (не квартал), красивее (не красивее).

В современном русском языке ударные гласные выделяются силой голоса, произносятся дольше. Безударные гласные смазываются. Так, на данный момент в русском языке господствует «иканье» - совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных (кроме у) со звуком [и]: [несу] — [н’ису], [р’эк] — [река]. Это является нормой.

Орфоэпические правила русского языка

  • Наличие непроизносимых согласных (со[-]нце (солнце), голлан[-]ский (голландский)).

  • Оглушение согласных на конце слова (пло[т] — пло[д]ы).

  • Сохранение твёрдого согласного во многих иноязычных словах перед «е»

- (т[э]мп, бизнес, кашне, антенна).

  • Озвончение и оглушение согласных вплоть до полного исчезновения (ко[з’] ба, до[щ’]).

  • Произношение [шн] на месте ЧН в некоторых словах: яичница, скучный, конечно, горчичный, скворечник, Кузьминична.

  • Стяжения звуков в разговорной речи ([мар’ивана] вместо Мария Ивановна).

  • Произношение окончаний основы прилагательных с мягкими [к’], [г’], [x’]: мел[к’]ий, стро[г’]ий.

Некоторые причины акцентологических ошибок

  • Незнание этимологии иноязычного слова, постановки его ударения (мИзерный, мизЕр — франц. мизЕрный).

  • Отсутствие в печатном тексте буквы Ё (новорОжденный, а не новорождЁнный).

  • Взаимопроникновение слов между близкородственными языками (крапИва (рус.) - крапивА (укр.)).

  1. Практическая работа

  1. Акцентологический минимум

Задание. Спишите. Прочтите вслух (2-3 учащихся), правильно ставя ударения.

ГазопровОд, досУг, звонИт, ходАтайство, свЁкла, созЫв, фОрзац, каталОг, кАмбала, премировАние, включЁнный, вероисповЕдание, жизнеобеспЕчение, фенОмен, балОванный.

  1. «Проверь себя»

Задание. Спишите. Прочтите вслух (2-3 учащихся), правильно ставя уда­рения.

Клала, затемно, кралась, аэропорты, прибыла, шарфы, торты, слилась, банты.

Проверьте себя по стихотворению Н. А. Шапиро.

Клала, шарфы, банты, торты,

Кралась затемно домой,

А потом к аэропорту

Прибыла, слилась с толпой.

Запишите под диктовку учителя стихотворение в тетради с расстановкой ударения в проблемных словах.

  1. «Лови ошибку»

Учитель. Сейчас прозвучит песенка из провинциальной телепередачи «Хорошие рецепты». Найдите орфоэпическую ошибку в русском произношении слов, исправьте её. Объясните появление ошибки. (Из украинского - в русский.)

Обжоры и гурманы,

Стряпухи, повара!

Скорей к телеэкранам,

Вот-вот, сейчас пора!

Любители азарта,

Лихие конкурсанты,

Откройте с нами вместе

Кухонные таланты.

Всех, кто любит вкусно есть,

И всех, кто держит стан,

Приветствует сегодня здесь

Весёлый телекулинар.

  1. Работа с учебником

Выполнение упражнений по выбору учителя

  1. Рефлексия

Приём «Смайлик»

Задание. Поставьте на полях тетради смайлик, отражающий ваше настроение в конце урока.

  • Насколько продуктивно вы сегодня поработали?

  • Какие правила повторили?

  • Что узнали нового?

  1. Домашнее задание

  1. выучить теоретический материал по учебнику;

  2. составить 1-2 предложения, введя в них 3-4 слова из акцентологического минимума. Прочитать их с учётом акцентологических норм.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы

Автор: Татьяна Ивановна Ковалева

Дата: 23.10.2023

Номер свидетельства: 638644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа  по русскому  языку  3 класс  УМК  Планета знаний "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "127240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415284487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства