Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы
Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы
Цель: ознакомить учащихся с особенностями орфоэпических и акцентологических норм в русском языке, тренировать в их применении; воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи.
Оборудование: акцентологический минимум.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Единственное средство умственного общения людей есть слово. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.
Л. Н. Толстой
Цель: ознакомить учащихся с особенностями орфоэпических и акцентологических норм в русском языке, тренировать в их применении; воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи.
Оборудование: акцентологический минимум.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Единственное средство умственного общения людей есть слово. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.
Л. Н. Толстой
Л. Н. Толстой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы»
План-конспект урока русского языка в 10 классе
Тема. Орфоэпические (произносительные) и акцентологические
нормы
Цель: ознакомить учащихся с особенностями орфоэпических и акцентологических норм в русском языке, тренировать в их применении; воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи.
Оборудование: акцентологический минимум.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Единственное средство умственного общения людей есть слово... Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.
Л. Н. Толстой
Ход урока
Организационный момент
Опрос по домашнему заданию
Мотивация учебной деятельности
Приём «Смайлик»
Задание. Поставьте на полях тетрадей смайлик, отражающий ваше сегодняшнее настроение.
Работа с эпиграфом урока
Как вы понимаете слова Льва Николаевича Толстого (обращение к эпиграфу урока)?
Актуализация опорных знаний
Беседа
Что такое норма?
Какие виды норм вы знаете?
Если мы услышим «колидор», «звонит», то о нарушении каких норм будет идти речь?
Постановка цели и задач урока
Повторение и обобщение изученного материала
1. Слово учителя
- Орфоэпические нормы - произносительные, предписывающие, как поставить ударение в слове, как произнести тот или иной звук: сжал [жал]; квартал (не квартал), красивее (не красивее).
В современном русском языке ударные гласные выделяются силой голоса, произносятся дольше. Безударные гласные смазываются. Так, на данный момент в русском языке господствует «иканье» - совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных (кроме у) со звуком [и]: [несу] — [н’ису], [р’эк] — [река]. Это является нормой.
Орфоэпические правила русского языка
Наличие непроизносимых согласных (со[-]нце (солнце), голлан[-]ский (голландский)).
Оглушение согласных на конце слова (пло[т] — пло[д]ы).
Сохранение твёрдого согласного во многих иноязычных словах перед «е»
- (т[э]мп, бизнес, кашне, антенна).
Озвончение и оглушение согласных вплоть до полного исчезновения (ко[з’] ба, до[щ’]).
Произношение [шн] на месте ЧН в некоторых словах: яичница, скучный, конечно, горчичный, скворечник, Кузьминична.
Стяжения звуков в разговорной речи ([мар’ивана] вместо Мария Ивановна).
Произношение окончаний основы прилагательных с мягкими [к’], [г’], [x’]: мел[к’]ий, стро[г’]ий.
Запишите под диктовку учителя стихотворение в тетради с расстановкой ударения в проблемных словах.
«Лови ошибку»
Учитель. Сейчас прозвучит песенка из провинциальной телепередачи «Хорошие рецепты». Найдите орфоэпическую ошибку в русском произношении слов, исправьте её. Объясните появление ошибки. (Из украинского - в русский.)
Обжоры и гурманы,
Стряпухи, повара!
Скорей к телеэкранам,
Вот-вот, сейчас пора!
Любители азарта,
Лихие конкурсанты,
Откройте с нами вместе
Кухонные таланты.
Всех, кто любит вкусно есть,
И всех, кто держит стан,
Приветствует сегодня здесь
Весёлый телекулинар.
Работа с учебником
Выполнение упражнений по выбору учителя
Рефлексия
Приём «Смайлик»
Задание. Поставьте на полях тетради смайлик, отражающий ваше настроение в конце урока.
Насколько продуктивно вы сегодня поработали?
Какие правила повторили?
Что узнали нового?
Домашнее задание
выучить теоретический материал по учебнику;
составить 1-2 предложения, введя в них 3-4 слова из акцентологического минимума. Прочитать их с учётом акцентологических норм.