Открытый урок "Олжас Сулейменов. Жизнь и творчество" «Мне кажется, что в нашей поэзии ни разу так подлинно не говорила русская Азия» В.Портнов «По уровню дарования Олжас Сулейменов достоин называться поэтом и стать поэтом самобытным и интеллектуальным» Д.Самойлов «Голос Олжаса Сулейменова относится к числу крупнейших поэтических голосов современного мира» (1975 год французский поэт Арлон Делю) Тип урока: урок – портрет современника. Методы: проблемный, словесно – иллюстративный, опережающий. Формы работы на уроке: коллективный, групповой, индивидуальный Технология: элементы «Развития критического мышления через чтение и письмо» Оформление: портрет поэта, фото, видео материал, высказывания о поэте, словарь урока. Эпиграф на доске: Кружись , айналайн, Земля моя! Как никто Я сегодня тебя понимаю Все болезни твои на тебя принимаю Я кочую, кружась по дорогам твоим О.Сулейменов План урока. I. Слово учителя. Олжас Сулейменов наш современник (постановка проблемы, целевая установка урока) II. По карте, предначертанной судьбой. (строки биографии) III. «Возвысить степь, не унижая горы» (творческая деятельность) IV. «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» (Проблема браконьерства) V. «Земля, поклонись человеку!» (деятельность зрелого Олжаса Сулейменова) VI. Рефлексия 1. Составление портрета 2. Авторский стул В течение урока – демонстрация видеоматериалов (фото) Словарь урока Филолог – специалист, изучающий культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Этнограф – специалист, изучающий материальную и духовную культуру народов, особенности его быта, нравов, культуры. Маргинальный – творящий на стыке двух культур. План урока. I. Орг.момент. Постановка проблемы. Слово учителя «Войдет в здание Союза писатель непричесанный, угрюмый, молодой. В деснице, как копье, ручка с пером, за пазухой теплая тетрадь со средствами самовыражения. И встречает его швейцар Хоттабыч – бей и задает ему вопрос не по технике, а по существу: - Если думаешь: что твоя деревня – мир, а твои кузнечики – орлы, остановлю тебя! - Да пошел ты, - скажет непричесанный – Помоги лучше перо где-нибудь прислонить - Ответь и прислони . Но непричесанный уже на втором этаже. (из воспоминаний) Вопрос. Какие качества вы бы выделили у этого молодого человека, так стремительно ворвавшегося в литературу? Слово учителя: Этим молодым человеком был Олжас Сулейменов. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего современника Олжаса Сулейменова. В ходе урока мы будем работать с ассоциативной картой и заносить туда те качества, которые Будем узнавать в течение всего урока, а в завершении урока составим его словесный портрет и выразим свое отношение к поэзии. И так, первые штрихи к портрету. Ассоциативная карта. непричесанный, угрюмый маргинальный геолог, историк, филолог, этнограф популярный, неподражаемый трибун энергичный, жизнелюбивый, философ, патриот защитник природы, гражданин ученный, языковед, общественный деятель Записи в тетради эпиграфа и плана к уроку. II. Слово учителя. Олжас Сулейменов наш современник. Пусть все нас удивляют, что на уроках русской литературы мы говорим о творчестве Олжаса Сулейменова. Его поэзия – яркий пример интернационального характера большой мировой литературы и русской литературы XX века в частности. В самых разных концах мира писатели, независимо от своих политических убеждений и этнической принадлежности слушают друг друга, переходят на язык другого народа. Творчество Сулейменова - это естественное родство двух культур, их взаимодействие, когда национальное содержание не просто выражается на другом языке, но образует художественный сплав – русско – казахских у Сулейменова, русско – киргизский у Айтматова и другие. Таких писателей поэтов стали называть маргинальными, имеющими двойное культурное гражданство. (работа с ассоциативной картой: маргинальный) III. «По карте, предначертанной историей» Выступление учащихся. 1 ученик. Олжас Сулейменов родился в Алма–Ате в семье военного. После школы избрал для себя трудную и романтическую профессию – поступил на геологический факультет Казахского университета. Студентом много ездил по Казахстану, написал дипломную работу по разведке нефти, имевшую серьезное практическое значение и с дипломом геолога, казалось бы, неожиданно ушел в литературу поступив в Литературный институт имени Горького и позже - в заочную аспирантуру кафедры русской филологии КазГУ. Случай нечастый, но не единичный Чехов и Булгаков – врачи, Мусрепов и Айтматов закончили сельхозинститут. Истоки его поэзии восходят к традициям Абая. Но геология отложила определенный отпечаток на Сулейменова – поэта. Он научился мыслить масштабно, как геолог проникать вглубь казахской истории и культуры. Олжас Сулейменов не просто замечательный лирик, он поэт – историк, филолог и этнограф. Для него человеческое слово – «выдох вечности», а долг художника – через слово и в слове оживлять правду истории. По азимуту кочевых родов, По карте, предначертанной историей, По серым венам древних городов Здесь долг я понял, глянув на годы Возвысить степь, не унижая горы… («Разлив») (Работа с ассоциативной картой: филолог, историк, геолог, этнограф) 2 ученик. Первые стихи Сулейменова появились в печати в 1958 году. Широкая известность приходит к Олжасу в 1961 году. Когда выходит его поэма «Земля, поклонись человеку», посвященная полету первого человека в космос, Юрию Гагарину. В это время Сулейменов выпускает каждый год по сборнику, интенсивно работая «Аргамаки» (1961 г.) «Солнечные ночи» (1962) и «Ночь - парижанка» (1963 г.) и другие. Слова, премии, зарубежные поездки обрушиваются на поэта, книги раскупаются мгновенно. Вместе с Е. Евтушенко, А.Вознесенским, Б.Ахмадулиной часто читает стихи с эстрады. Голос и внешность его неподражаемы. Стихи – откровения первой эпохи гласности. Если ты человек, сотвори себе имя, И. быть может, оно Станет символом племени, Молодым и угрюмым, как вечная ива Что склонилась над холодом быстрого времени. (работа с ассоциативной картой) популярный, неподражаемый трибун. 3 ученик. Необычайная гордость за любимую родину – первую космическую гавань нашей страны позволила создать поэму «Земля, поклонись человеку». Вся поэма – взволнованный лирический монолог – размышление об истории и современности, о величии усилий всего человечества, о начале Великого века, о великом человеке Юрии Гагарине. Жизнеутверждающий пафос поэмы, великое жизнелюбие Олжаса: Я люблю тебя, жизнь, За весну, И за страх, И за ярость, Я люблю тебя жизнь, И за крупное, И за малость За свободу движений, За скованность И за риск Я люблю тебя, жизнь За соленость каспийских брызг: (работа с ассоциативной картой жизнелюбивый, философ) 4 ученик. Лирика Олжаса Сулейменова по тематике разнообразна: разные страны и континенты, история и культура, судьбы своего народа и судьбы человечества, любовь к природе родного Казахстана, боль за скверные поступки человека по отношению к природе. Волчата. Шел человек, Шел степью долго-долго Куда? Зачем? Нам это не узнать. В густой лощине он увидел волка, Верней – волчицу, А точнее - мать Она лежала в зарослях полыни Откинув лапы и оскалив пасть, Из горла перехваченного плыла Толчками кровь, Густая, словно грязь. Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами? Слепым волчатам эта не узнать Они, толкаясь и ворча, сосали Большую неподатливую мать. Голодные волчата позабыли, Как властно пахнет в зарослях укроп, Они, прижавшись к ранам, жадно пили Густую, холодеющую кровь. И вместе с ней вливалась жажда мести Кому? Любому, лишь бы не простить И будут мстить В отдельности, не вместе, А встретятся – друг другу будут мстить. И человек пошел своей дорогой. Куда? Зачем? Нам это не узнать. Он был волчатник, Но волчат не тронул – Волчат уже Не защищала мать Драма браконьерства описана в стихотворении 5 ученик. На озерах Кургальджино. августовская кутерьма - солнце Африки зажжено тайным образом в птичьих умах. Улетят, не удержит ничто; дав круги над родным гнездом, откочуют в далекий край вереницы гусиных стай. Гуси белые, бедные гуси, Не отпустим вас, не отпустим дорогие поля и кущи паутинные петли грусти. Не отпустит, задержит родина, возвратит на озера дробью. Осень ветви ломает в саду Гусь расстрелянный бьется в пруду. 6 ученик. Ночи августа, Уходите, но помните – Нет чернее ночей. Ветка яблони надо мною приподнята, Ночь пахуча, как чай. Рот открой И невидимо в горло Проберется ручей, И течет по зеленому городу. Этот час. Ветка яблони, Как завеса приподнята. В черном небе – огонь Слово учителя: Поэт должен быть в первую очередь гражданином, любящим и прославляющим родину. Обращение к дорогому человеку – айналайн. «Кружись вокруг тебя» - подстрочный перевод. «Принимаю твои болезни» и «Любовь моя» - смысловые переводы. Айналайн. Кочую по черно – белому свету. Мне дом двухэтажный построить советуют. А я, как удастся какая оказия, Мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям. В Нью-Йорке дастанами выступают, В Алепе арабам глаза открываю, вернусь, И в кармане опять – ни копья; Копье заведется – опять на коня! Последний ордынец к последнему морю! На карту – проливы, саванны и горы! А нас хоронили – ногами на запад, Лежат миллиарды – ногами на запад под желтым покровом монгольской степи – тумены Нагаев, Найманов, казахов, - не зная, что Азия западней Запада, Запад – восточней Китайского моря, а нас хоронили ногами на Запад! Шумит спиной последнее море. Кружись, айналайн, Земля моя! Как никто, Я сегодня тебя понимаю, Я кочую, кружусь по дорогам твоим… (работа с ассоциативной картой: Защитник природы, гражданин) Слово учителя: Зрелого Сулейменова можно было бы назвать баловнем судьбы – признание награды. Он становится общественным деятелем, членом правительства. Еще в начале 60 годов он стал заниматься этимологией, сравнительным языкознанием. Первые статьи были посвящены памятнику древнерусской литературы – «Слову о полку Игореве», параллельно изучал древнетюркские руны, получалась книга «Аз и Я». В этот период он становится во главе движения «Невада - Семипалатинск» вместе с поэтом Мухтаром Шахановым. Они достигли своей главной цели: Казахстан перестал быть «ядерной помойкой». Он работал послом в зарубежных странах, но не называет поэзию по мысли Олжаса поэзия должна быть поступком во имя истины и добра, как и сама жизнь поэта. Рефлексия. Авторский стул Задание: 1 группа: Составить словесный портрет Олжаса Сулейменова (краткий, точный) используя ассоциативную карту 2 группа: выразить в стихотворной форме свое отношение к поэту. Подражание Маяковскому: Я себя Сулейменовым меряю Кто более всего в поэзии ценен? Мы говорим литература – Подразумеваем – Сулейменов Мы говорим Сулейменов И видим поэзию. О, Олжас вы просто класс ! Много мы узнали Говорим мы здесь, сейчас Вас не просто хвалят Поэт, конечно, интересный ты В твоих стихах – полет мечты! Из непричесанного и угрюмого юноши Олжас превращается в одаренного двуязычного поэта. Круг его интересов широк – геология, история, филология, этнография. Обретя популярность, много выступает он – неподражаемый трибун. Стихи Олжаса жизнелюбивы, с философской и патриотической направленностью, он выступает часто как защитник природы, гражданин. Зрелая пора творчества характеризует его как ученного, языковеда, известного общественного деятеля. Всегда честный энергичный. |