Творческая мастерская по теме «Роль глаголов в речи»
Класс 6
Предмет : русский язык
Технология педагогических мастерских
Учитель: Горохова Л.А.
Цель: формирование умения использовать глаголы в художественном тексте в качестве олицетворения для создания выразительности речи.
Задачи:
предметные – организовать наблюдение за ролью глаголов в текстах разных стилей; распознавание глаголов, употреблённых в прямом и переносном значении;
личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развёрнутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ текста).
1. Оргмомент. (Класс разделён на 4 группы)
Кем бы вы, ребята, не стали в будущем: врачами, инженерами, учёными – вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо и правильно говорить и писать, то общение с другими людьми принесёт вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих суждений. На уроках русского языка вы развиваете этот дар слова!
Сегодня у нас с вами урок пройдёт в форме творческой мастерской, в которой каждый участник – творец, поэтому одновременно вы равны и мнение каждого уникально. Помните, пожалуйста, обязательные правила мастерской: смело высказывай свою точку зрения, не перебивая и не критикуя, внимательно выслушивай других.
2. Этап индукции.
Отгадайте загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях цветёт?
- А какие у вас возникают ассоциации при слове «Глагол»? Напишите их.
(Чтение ассоциаций).
3. Деконструкция.
- Итак, ребята, вы уже поняли, о чём пойдёт речь на уроке?
(Ответы учащихся, формулирование темы урока)
Энергичен, многолик Глагол.
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю ему: «Глаголь!»
Л.Татьяничева.
- Как автор характеризует глагол?
- Объясните разницу между «глагол» и «глаголь».
- Как вы понимаете выражение «вот в чём соль»?
- И в чём же эта соль?
- Почему же он необходим? Зачем употребляется в речи?
4. Реконструкция (работа с текстами).
Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек.
Текст №1
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н.Толстой, например, говорил: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» - это слова русского писателя А.Югова. А вот мнение нашего современника, писателя Ю.Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».
По подсчётам учёных, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Причём в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, а в научном – 10%. Чаще всего используются в речи глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.
В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значения глаголов; морфологические категории глагола (наклонение, время и др.); выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите основную мысль.
2. Какими высказываниями вы можете подтвердить эту мысль?
3. Какое из высказываний понравилось больше всего? Запишите его в виде предложения с прямой речью.
4. Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи?
5. В каких стилях речи употребляется глагол? С какой целью?
Текст №2.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет с небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег. А.Фет
На дворе гуляет непогодь,
Ночь стоит темным-темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И берёзка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном. П.Комаров
1. Прочитайте тексты. Определите стиль речи.
2. О чём говорится в этих стихотворениях?
3. Как называется описание природы?
4. Одинаков ли пейзаж в стихотворениях?
5. За счёт чего мы видим разный пейзаж?
6. В чём особенность глаголов, употреблённых П.Комаровым? Какова их роль?
7. Какое художественно-изобразительное средство использовал П.Комаров?
8. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм? Что он обозначает?
Текст №3.
Салат из фасоли.
Фасоль сварить, откинуть на сито и охладить. Варёную морковь нарезать кубиками, а сельдерей – соломкой. Промыть зелёный салат, нарезать и смешать с остальными овощами. Соус приготовить так: в отдельную посуду положить горчицу, соль, сахар, подлить растительного масла и прибавить уксуса. Этим соусом заправить салат.
1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
2. К какому стилю речи относится текст?
3. В прямом или переносном значении употреблены в нём глаголы?
4. Почему в данном тексте так много глаголов?
Текст №4.
Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже не молода и малость плохо слышит. Всё бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях всё булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.
Смотрит всё подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.
Иногда ей сын звонит. Так ты думаешь, мы хоть на секунду отдыхаем от её «зомбоящика»? Ещё чего! Сначала телефон «разрывается» минут пять, потому что она со своим правительством ничего не слышит. Зато мы за стенкой слышим: Алёша звонит.
В общем, Алёша названивает долго и упорно, потому что уже знает привычки матери. Соседка, наконец, слышит звонок, бежит и хватает трубку телефона. В это время депутаты по телевизору громко продолжают свои речи. Поэтому она начинает орать в трубку, пытаясь их перекричать.
Иногда соседка слышит по «ящику» какую-то важную политическую информацию. Например, там скажут, какая партия плохая, а какая хорошая. Тогда она спешит во двор на лавочку агитировать своих подруг, за кого голосовать. Эти споры затягиваются надолго, ведь другие соседки могут оказаться против её любимых депутатов.
А телевизор, Лена, телевизор свой она при этом выключить забывает. Да что там, вообще не думает его выключать! Так он и вопит несколько часов, никому не нужный, а мы в своей квартире его слушаем. Я бы, Лена, некоторым людям запретил бы продавать современную технику. Пока уважать окружающих не научатся!
1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль и стиль речи.
2. Найдите глаголы, которые употребляются только в разговорном стиле. Как называются такие слова?
3. С какой целью они употребляются в тексте?
5. Афиширование (представление работ учащихся).
6. Рефлексия.
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Сколько раз вы представляли мнение группы или своё собственное?
2. Довольны ли вы своей работой на уроке?
3. Что вам удалось лучше всего?
7. Домашнее задание.
Напишите сочинение миниатюру «Зима идёт».
8. Использованная литература.
1. Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литерауры. – М., Просвещение, 2013
2. Мухина И.А. И творчество, и чудотворство… - Учительская газета, 1993, №23-24