Обобщающий урок по русскому языку для 11 класса по теме "Вводные слова и вставные конструкции"
Обобщающий урок по русскому языку для 11 класса по теме "Вводные слова и вставные конструкции"
Обобщающий урок по теме "Вводные слова и вставные конструкции". Включает в себя этапы обобщения и повторения знаний, расширяет знания учащихся о вводных словах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задание: записать под диктовку, обозначив орфограммы.
Вследствие непогоды, узнать насчёт работы, спасли благодаря пожарным, сказать в заключение, иметь в виду, положить на счет, на встречу с друзьями, узнать впоследствии, несмотря на привШlегии,за
исключением однойпловчихи.
Про верьте себя. Слайд N22.
Вопрос учителя: На какие орфографические правила данные слова? (правописание производных предлогов).
3. Актуализация.
УЧIl'гелъ: Дать определение вводных слов.
-Перечислите их разряды по значению, приведите примеры употребления.
( Степень достоверности, источники сообщения, отношения между частями высказывания, эмоциональная оценка, привлечение внимания слушателе).
К вводным словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, значит, вводное слово не является членом предложения. Этим объясняется необходимость как интонационного, так и пунктуационного выделения вводных слов.
4.0бъяснение новогоматериала.
У'штель. Есть слова, который могут выступать и в роли членов предложения, и в роли
вводных слов.
Запись предложений и их анализ.
Он, однако, был угрюм и молчалив. ( однако = напротив) Однако он был угрюм и молчалив. (однако = HO-.JНаконец он ответШl мне. (наконец = после всего)
2
Создавая публицистический стиль, Белинский _ пошел по пути освоения существующих в языке
богатств по пути смелого и широкого
внедрения в язык публицистики того нового, что было необходимо для
выражения новых понятий.
___________ своими критическими статьями он способствовал
Слова для справок: наконец, итак, далее, с одной стороны, с другой
стороны, например, кроме того, во-первых, во-вторых, в-третьих, несомненно.
_ Вставные конструкции, имеющие смысловую емкость ( вносят добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, замечания) используются в различных речевых стилях.
В художественных произведениях часто используются вводные слова, словосочетания, которые позволяют выразить отношение говорящего к сообщаемому, привлечь внимание к сообщаемому, сделать речь выразительной и образной, а также внести в
предложение замечание, пояснение.
7.Контроль усвоения. Тест.
1. В каком предложении употреблены вводные конструкции?
1) Большинство дураков обыкновенно читают мало.
2) Но есть, однако, особая разновидность дураков, которая всю жизнь учится.
3) Это, так сказать, дураки набитые.
4) Их душа словно облизана коровьим языком: кругло, гладко, нигде не зацепит.
2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.
1) У городка этого, по существу, не было истории, как не было своих летописцев.
2) За рекой конечно должны быть луга.
3) Это место, казалось, ему наилучшим выражением русской природы.
4) Вообще говоря, красота - это обещание великой человечности отношения мужчины и женщины.
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мести которых в предложении должны стоять запятые?
Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив(2) очень устал. В купе
сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
8.Вывод. Итог урока.
На уроке вы узнали:
_ что называется вводными словами
_ на какие основные группы делятся вводные слова
_ какими знаками препинания выделяются вводные слова
_ как отличить вводное слово от омонимичного члена предложения
_ что называется вставными конструкциями.
4
Летом можно поехать на море ШlUк друзьям, наконец,MO;JICHO
отдохнуть на даче. (наконец = u еще)
Учитель.В сомнительных случаях можно пользоваться приемом подстановки:
замените «подозреваемое» слово синонимом и определите, является ли это слово- заменитель членом предложения или служебным словом. Если нет, то мы имеем дело с
вводным словом, которое требует обособления.
Продемонстрируем этот прием на примере слова «ЗНА ЧИТ».Слайд NQ3
Надо быть особенно внимательныМИ со следующими словами- хамелеонами, которые могут быть и вводными словами, и членами предложения - в зависимости от
контекста). Слайд NQ4
. Их следует запомнить: это типичные «ловушки» на поле вводных конструкций.
Вводное слово может образовывать с союзом а (реже но) единое целое.
СлайдNQ 5
В первом случае мы не можем безболезненно изъять вводное слово из предложения,
следовательно, первый знак обособления не ставится. Во втором случае подобная процедура возможна и обособление осуществляется по правилу .
Слайд NQ6.
5.Работа с учебником.
Параграф92 стр. 315.
Учитель. Просмотрите теоретический материал, скажите, не выпустили ли мы из
внимания какое-нибудь теоретическое положение.
Вводные слова имеют разнообразные значения, поэтому могут употребляться во всех стилях речи. Выполните упражнение 450, с двумя из них составьте предложения.