Цели: 1. Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». 2.Усваивать содержание комедии.
Домашнее задание к этому уроку: 1. Начать читать комедию «Ревизор». 2.Индивидуальные задания двум ученикам: подготовить рассказ о постановках «Ревизора» в Петербурге и Москве (см. карточки).
Карточка 1.
Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.
Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Единственный актёр Сосницкий, игравший Городничего, устраивал Гоголя.
Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».
Карточка 2.
Постановка пьесы «Ревизор» в Москве.
После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.
Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.
25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попали только аристократы, не способные оценить комедию.
Актёры в сущности не поняли замысла Гоголя.
Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.
Ход урока:
1.История создания комедии и источник сюжета.
Н.В.Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
2.Проверка индивидуальных домашних заданий.
3.Идейный замысел Гоголя.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
4.Особенности драматического произведения.
Работа с учебником. Чтение статьи «О драматических произведениях».
Учащиеся получают задание: дома выписать значения терминов «драма» (в широком смысле) «трагедия», «комедия», «драма» (в узком смысле).
5.Комментированное чтение 1 действия.
Знакомство с действующими лицами.
«Говорящие» фамилии.
По ходу чтения в тетрадях записываются «Средства комического изображения»:
Говорящие фамилии;
Ирония;
Гипербола;
Саморазоблачение.
На следующих уроках этот список продолжается.
6.Обобщение.
1.Какое событие является завязкой?
2.Почему известие о ревизоре переполошило весь город?
7.Домашнее задание.
1.Перечитать 1 действие.
2.Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.
Урок 2.
Тема: Визит Городничего в гостиницу. 2 действие.
Цели: 1.Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. 2.Собирать материал о различных формах комического изображения героев.
Ход урока:
1.Повторение знаний, полученных на основании 1 действия.
1. Сюжет 1 действия.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия. 1.Городничий даёт распоряжения чиновникам.
2.Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в
гостинице. 3.Городничий отправляется в гостиницу.
2.Знание литературоведческих терминов.
- В чём особенность драматических произведений?
- Назовите основные виды драматических произведений.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Почему «Ревизор» - это комедия?
- Какие средства комического изображения встречаются в 1 действии?
3.Замечания о речи Городничего в 1 действии:
Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими»;
Он делает им замечания, даёт советы;
В выражениях не стесняется;
Начальственный тон, затем нотки страха.
Выводы:
- это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;
- это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;
- это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
2.Комментированное чтение 2 действия.
3.Обобщение наблюдений.
1. Элементы комического изображения:
Жизнеописание Хлестакова,
Контраст мечты и реальности,
Сочетание страха и гонора,
Текст вслух и в сторону, разница между ними.
2. Речь героев:
Определяется ситуацией,
У Городничего речь – маска,
Хлестаков искренен в речи.
4.Домашнее задание.
Урок 3.
Тема: «Коронование» Хлестакова. 3 действие.
1.Чтение диалога Городничего и Хлестакова (2 действие, явление 8).
2.Работа над усвоением содержания 3 действия.
1.Краткий пересказ явлений с 1 по 4.
2.Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке мужа.
Комический приём – накладка текстов.
3.Чтение явлений 5 и 6.
4.Краткий пересказ явлений 7-11.
3.Беседа по содержанию 3 действия.
1.Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?
2.О чём Хлестаков врёт?
3.Как характеризует Хлестакова его речь?
Учащиеся записывают в тетради:
- В речи Хлестакова перепутаны разные стили;
- Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого.
4.Чем в композиционном отношении является сцена вранья? (Кульминацией).
5.Почему можно сказать, что Хлестакова «короновали»?
4.Обобщение наблюдений.
1.Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
2.Записать:
Элементы комического:
Накладки текстов;
Путаница (в пословице);
Ирония и намёк;
Гротеск вранья Хлестакова (фантастическое сочетание ужасного и смешного).
5.Домашнее задание. 4 действие, план.
Урок 4.
Тема: Парад чиновников.
1.Обзор содержания 4 действия.
Картина 1. Парад чиновников.
Картина 2. Хлестаков и жалобщики.
Картина 3. Волокитство Хлестакова.
Картина 4. Проводы Хлестакова.
2.Обобщение.
1.Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии действия).
2.Что создавало комический эффект в этих сценах?
- «наивные» саморазоблачения героев;
- нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность.
3.Комментированное чтение 5 действия.
4.Обобщение.
Чем является 5 действие в композиционном отношении? (Кульминацией и развязкой).
Комические элементы здесь есть? В чём они?
Как вы можете охарактеризовать речь Городничего?
- Она полна грубых, простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов;
- герой скинул маску почтенного начальника города.
5.Композиционный план комедии.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия. 1. Распоряжения Городничего чиновникам. Новость из гостиницы. 2. Визит Городничего в гостиницу. 3. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме Городничего. 4. Парад чиновников и жалобщиков. 5. Сватовство Хлестакова.
Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество Городничего.
Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину. Известие о приезде настоящего ревизора.
6.Домашнее задание. 1.Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях. 2. Прочитать статью «Николаевская Россия во времена Гоголя».
Урок 5.
Тема: Уездный город, его правители и обитатели.
Цели: 1.Обобщить знания уч-ся о героях комедии, систематизировать наблюдения. 2.Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.
Ход урока:
1.Беседа по теме урока.
1)Что говорится в комедии о местонахождении города?
Это не пограничный город.
Далеко от столицы.
Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.
2)Какова система образов?
Чиновники: Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин и др.
3)Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?
4)Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе? (Приезд ревизора).
5)Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?
2.Обобщение.
1)Какой уездный город нарисовал Гоголь? (Типичный).
2)Укажите на основные злоупотребления.
- беспорядок в городе и его учреждениях,
- казнокрадство, взяточничество,
- беззаконие, произвол,
- мошенничество, низкий уровень морали.
3)Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России времён Николая Первого?
- К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии.
3.Домашнее задание. 1.Подготовить рассказ о Городничем (1 вариант) и Хлестакове (2 вариант). План ответа (см. следующий урок). 2.Ответить на вопросы на с.161. 3.Повторить литературоведческие термины; особенности драматических произведений.
Урок 6.
Тема: Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик.
Цели: 1.Обобщить знания уч-ся о героях комедии «Ревизор», систематизировать наблюдения. 2.Показать уч-ся значение речи персонажей как одну из важнейших характеристик героя. 3.Учить делать выводы от частного к общему (вывод о типичности таких героев, как Хлестаков и Городничий).
Ход урока:
1.Фронтальный опрос.
1)Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
2)Какие события в комедии «Ревизор» являются
- экспозицией (знакомство с действующими лицами и замечания для актёров);
- завязкой (1 действие: известие о приезде ревизора);
- развитием действия (распоряжения Городничего, новость из гостиницы, визит Городничего в гостиницу, осмотр Хлестаковым города, парад чиновников, сватовство);
- кульминацией (враньё Хлестакова и торжество Городничего);
- развязкой (письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора).
3)Назовите виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга?
4)Какие средства комического изображения использует Гоголь в комедии?
2.Переход к теме урока. Вступительное слово учителя.
Драматические произведения отличаются от других видов литературы в первую очередь тем, что они предназначены для постановки на сцене. Они состоят из диалогов и монологов персонажей. Авторский текст сведён до минимума (ремарки). Писатель характеризует героя только через поступки и речь. Поэтому мы так внимательно следили за речью всех персонажей, но в первую очередь Городничего и Хлестакова, следили за тем, как меняется их речь в зависимости от ситуации. Сегодня мы обобщим свои наблюдения.
3.Рассказы учащихся о Городничем и Хлестакове.
1 вариант. Городничий.
План ответа:
1.Положение в городе.
2.Грехи городничего.
3.Отношение к Хлестакову.
4.Торжество и падение.
Характеристика:
1.Отношение к власти как к средству обогащения.
2.Произвол и беззаконие.
3.Трусость и угодничество по отношению к начальству.
4.Грубость и низкий уровень образования.
2 вариант. Хлестаков.
План ответа:
1.Социальное положение.
2.Причина задержки в городе.
3.Поведение в неожиданной ситуации:
а)страх быстро сменяется нахальством,
б)враньё приобретает гиперболические размеры,
в)поступки необдуманны, непоследовательны.
Характеристика Хлестаковщины:
1.Безудержное, непомерное хвастовство.
2.Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
3.Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.
4.Чтение в лицах эпизодов, характеризующих героев.
Городничий – действие 5, явл.2.
Хлестаков – действие 5, явл.8.
Городничий и Хлестаков – действие 2, явл.8.
5.Выводы о мастерстве речевых характеристик.
Речь героев определяется ситуацией, меняется в зависимости от неё.
Речь героев – показатель их положения и личности.
Городничий
По отношению к подчинённым он находится в обычной речевой ситуации, поэтому он привык распоряжаться, указывать, делать замечания, ругать. Не стесняется в выражениях, допускает грубые обороты; тон разговора в основном грубый, повелительный, властный. Это речь малообразованного человека.
По отношению к Хлестакову положение Городничего меняется, поэтому он просит, извиняется, льстит; подбирает культурные слова; тон уважительный, угодливый. Это речь обманщика.
Хлестаков
Не имеет царя в голове, поэтому часто говорит то, что взбредёт в голову. Но он «нахватался» по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:
по отношению к дамам,
при первой встрече с Городничим,
в сцене вранья.
Это речь пустого, никчёмного человека.
6.Домашнее задание. Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».
Урок 7.
Тема: Самостоятельная работа «Речевая характеристика героя».
1.План работы.
К кому обращена речь?
О чем говорит герой?
Каков подбор слов?
Каков характер предложений?
Каков тон речи?
Вывод. Черты характера героя, выразившиеся в этой речи.
2.Задания по вариантам.
1 вариант – Хлестаков (действие 2, явл.2; действие 3, явл.6).
2 вариант – Городничий (действие 2, явл.8; действие 5, явл.8).
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(205) "Урок русской литературы в 8 классе с казахским языком обучения по теме: Николай Васильевич Гоголь "Тарас Бульба" "
["seo_title"] => string(120) "urok-russkoi-litieratury-v-8-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-po-tiemie-nikolai-vasil-ievich-goghol-taras-bul-ba"
["file_id"] => string(6) "158840"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1421819535"
}
}