kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Николай Сладков. Миниатюры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся 6класса учатся писать сочинение. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Николай Сладков. Миниатюры.»

Тема урока: «Николай Сладков. Миниатюры. (Слушаем и размышляем). Изобразительно-выразительные средства языка».

Цель урока:

1. Обучать анализу художественного текста.

2.Продолжить развитие творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения.

3. Воспитывать у учащихся любовь к природе и бережному к ней отношению.


Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить о ней

Лев Толстой



Оборудование:

1.Комплект репродукций художников о зиме и весне.

2.Подборка книг о природе.

3. Подборка стихотворений русских поэтов о природе.

4. Презентация «Н. Сладков и мир его произведений».

Тексты:












Деревья

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей по спине похлопываешь. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат…

А вершины гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелеными язычками.

К стволу прислонишься, как к плечу друга. Плечо гладкое, скользкое – молодая березка. А то все в пупырышках – это осина. Или изборожденное, изморщиненное , как кожа слона. Это кора дуба.

Всю жизнь с деревьями плечом к плечу. И хочется стиснуть ладонями их руки – ветви и крепко пожать.









Жар-птица

А в лесу- то жар- птица живет!

Шел сегодня по темному ельнику, закатное солнце било в глаза сквозь черный частокол еловых стволов и колючих еловых веток. Вот тут- то я её и увидел! Села на черный сучок не птица, а яркое пламечко. Порхает с ветки на ветку, а крылышки и хохолок огненные, и вот -вот подожжет ельник.

Понимаю я, что это от встречного солнца, что не горят её перья, а просто просвечивают, и птичка хорошо знакомая – синица хохлатая, а глазам не верится: жар - птица сказочная, живое пламя на огненных крыльях! И не из сказки сюда прилетела, а отсюда дорога ей прямо в сказку!



Февраль

Свистит косая метель − белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути- дороги.

Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом − снеговорот. Над каждой елью - белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи- снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!




Март

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени – как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте – синяя полоска далекого леса. Весь мир голубой !

В марте горят снега, все усыпано солнечной сверкающей пылью . Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми.

Днем на солнце капель. Ночью – звонкий мороз.

А на рассвете – морозный пар. Белые березы в седой дымке. Как будто это пар от теплого их дыхания, как будто березы дышат.

Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме – конец, а весне –начало.


Весенние ручьи

Весенние ручьи говорят, говорят…

У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своем.

Сидел я на пне у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

«Я лесной ручей, из лесного снега рожден.Топтали этот снег лоси да волки, зайцы- беляки по снегу прыгали, тетерева и рябчики под снегом спали. Теперь все следы растаяли, в звонкие капельки превратились. Столько за зиму всяких историй произошло – за всю весну не перескажешь. Расскажешь – не перескажешь, расскажешь – не перескажешь…»

Перебрался я к полевому ручью. Слышу, и полевой поет:

«Зень-зень-зень! Зиме конец, конец зиме … Я ручей полевой, из полевых снегов рожден. Топтали снег зайцы- русаки да серые куропатки. Рыжая лисица мышковала – полевок ловила. Все события на снегу отпечатались. А теперь следы растаяли, в певучие капельки обратились. Сколько событий: рассказать – не рассказать, рассказать – не рассказать …»

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят …

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать – сядь у речки на бережок. Может, чего и услышишь.









Шепчущие следы

В светлых осинниках и ольшаниках снег сошел, палый лист сохнет на солнце, скручиваясь в рулончики, свертываясь в кулечки, сжимаясь в кулачки. Лист сухой, а земля под ним мокрая. Идешь и вдавливаешь сапогом сухие листья в сырую землю.

Лось ли пройдет, человек ли - все одно оставит следы, вдавит лист в землю. Пройдут, вдалеке стихнут, а следы их вдруг и зашепчутся. То ли лист примятый распрямится и соседний заденет. То стебелек высохнет и распрямится. Развяжется тесемочка желтой травы. Или встряхнется сжатый в гармошку пучочек брусники.

Давно ушагали из лесу лось и человек, где – то они уже далеко – далеко, а следы их все шепчутся, шепчутся. Долго – долго…






Январь. Белые фигурки.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что- то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.

Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ели и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес.

На камне у речки – белая Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.



Дед Мороз

На рассвете на моховое болото пришел Дед Мороз. Видеть не видел, но хорошо слышал, как бродил он не спеша по обочине, постукивая клюкой и вздыхая. А потом утих: присел, наверное, перед дальней дорогой на север. На восходящее солнышко напоследок решил посмотреть; на дальнем севере-то оно у него будет незаходящим.

Солнце сейчас на восходе само на себя не похоже. Огромное и багровое, чудом-юдом горбатым поднимается оно из-за синего леса. И можно на него смотреть и не жмуриться – как зимой. Это-то, наверное, и манило Деда Мороза – любимую зиму напоминало.

Вышел он еще в темноте. Лес вокруг мохового болота стоял по пояс в тумане, а между всклокоченных кочек матово сиял зеленый лед. И слышу: идет!

Ломится по звонкому льду напрямик, без опаски, как лось длинноногий. Словно по стеклянному парнику сапожищами топает, стекла крушит.

Ближе, ближе- вот сейчас выйдет из-за крайних сосенок. И увижу его заиндевелую бороду и зеленые льдинки глаз. Нет, не вышел: остановился за сосенками и ждет. И тянет холодом от его дыхания. И лед хрустит: это он с ноги на ногу переминается. А может, на кочку сел.

На восходе вдруг опять захрустело, защелкало, заухало: встал, наверное, с кочки, разминается . На заиндевелой кочке и Морозу долго не усидеть! А может, спина замлела или нога затекла. Покряхтывает, суставчиками похрустывает, притоптывает, ворочается.

Глухо ухает лежалый снег, и лед пощелкивает.

Паутиной липнет на щеки, на ветки утренний иней. Трава и деревья обрастают белым ворсом. Белые кочки упругие, как резиновые. Вдыхаешь, а в тебя не воздух, а ледяная вода вливается. Скорее бы солнце взошло!

Взошло, а теплее не стало. Белое все, все искрит. Снова все как зимой, и незачем Деду Морозу подаваться на север.

Нет, пошел! Не верит марту, знает: зиме конец. Пошел, хрустя и звеня, шумно и не таясь, но все так же невидимо. И кряхтит, и он охает , и вздыхает. Все дальше, все тише – и смолк.


На темнозорьке в марте и в самом деле на болота выходит мороз. И оседает, кряхтя и ухая, снег, и лед трещит, как под сапогами. И это не сказка, все так и есть. или все- таки сказка?...























Январь. Белые фигурки.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что- то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.

Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ели и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес.

На камне у речки – белая Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.




















Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Эпитет – образное красочное определение предмета или действия.

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.

Сравнение – сопоставление двух предметов, присоединяемое союзами как, точно, словно, как будто. Выделяется запятыми.




Комплексный анализ текста.

  1. Определите тему данного текста.

  2. В чем, по - вашему, заключается главная мысль текста?

  3. Определите тип речи.

  4. Как связаны предложения структурно? Определите вид связи предложений в тексте.

  5. Что доказывает, что это зима? Выделите ключевые слова и запишите их.

  6. Определите, слова какой части речи преобладают в тексте:




  1. Задание по группам:

1 группа – посчитать глаголы,

2 группа – посчитать прилагательные,

3 группа - посчитать существительные


Задание по группам:

1 группа – определите значения глаголов совершенного вида,

2 группа – найдите среди прилагательных повторяющиеся, определите их грамматическое значение,

3 группа – выделите суффиксы существительных. Какие это суффиксы? Какую роль играют в тексте?


Задание по группам:

1 группа – определите вид предложений по цели высказывания.

2 группа – назовите однородные члены.

3 группа – объясните знаки препинания в первом предложении.

Мы с нетерпением ждем сигналов из космоса, из далеких цивилизаций и как – то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на Земле, позывные из мира птиц и зверей… Давно они ищут контактов с нами… Пусть каждый из нас выйдет на связь – и тогда непременно родится отклик… Вслушайтесь в голоса живого!

Н. И. Сладков


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Николай Сладков. Миниатюры.

Автор: Попова Ольга Николаевна

Дата: 03.02.2018

Номер свидетельства: 454382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Проект "Музыка для всех" "Музыка и литература" "
    ["seo_title"] => string(47) "proiekt-muzyka-dlia-vsiekh-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "141389"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418117354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства