Тип содержания образования: мыследеятельностный, так как наряду с системой знаний, соответствующих программе по русскому языку, на уроке ведётся работа со способами мышления, а также предусмотрен этап рефлексии.
До начала занятия дети знают:
а) типы односоставных предложений; определяют их вид по грамматической основе. Если в предложении 2 главных члена, оно двусоставное, если один главный член, оно односоставное;
б) по особенностям слов, выступающих в роли главных членов односоставного предложения, определяют тип односоставного предложения.
Эти знания помогут обеспечить ситуацию успеха при работе с текстом о зиме. (Шаг 1).
Затем будет предложено задание-ловушка. Оно по внешним признакам схоже с заданием 1. Используя имеющиеся знания, ребята определят типы предложений, данных учителем, неверно. Произойдёт сбой в деятельности. Дети поймут, что столкнулись с задачей (действие надо совершить, а образец отсутствует). (Шаг 2).
На этапе рефлексии дети выясняют, в чём отличие задания 2 от задания 1, приходят к пониманию того, в чём ограничение способа 1 для выполнения задания, разбираются, почему освоенный способ не работает. Ставится учебная задача. (Шаг 3).
На следующем этапе выдвигается гипотеза о значении контекста и о роли второстепенных членов предложения в определении типа предложения. Учащиеся приходят к выводу, что эти условия очень важны. В процессе разбора (схема) предложений делается вывод самими учащимися: для определения типа предложения необходимо обратить внимание на наличие в нем зависимых от пропущенного члена предложения слов, а также на показатели текста .(Шаг 4).
Диагностическое задание выполнялось детьми способом 2, так как способа 1 было недостаточно для его выполнения.
Цели урока.
1.Расширить знания учащихся о видах предложений. Познакомить с неполными предложениями.
2.Развивать умения различать неполные предложения и односоставные.
3.Воспитывать внимательность. Прививать интерес и любовь к родному языку.
1.Организационный момент. Организация ситуации успеха.
-Ребята, мы с вами изучили все типы односоставных предложений. Сегодня мы вспомним этот материал.
-У каждого из вас есть текст (распечатан на отдельных листах) . Выполните, пожалуйста, следующее задание:
1-ый вариант: выпишите из текста неопределённо-личные предложения.
2-ой вариант: выпишите безличные предложения.
Текст.
Первый зимний день. Морозно. Хрустит под ногами снег. Снег да снег. Всю избу завалило. Люди рады обильному снегу. Протоптаны в снегу узкие тропинки. Смотрю в окно и радуюсь зимнему дню. Хорошо-то как! Идём по лесу. Нет никого кругом. По этому снегу ходят нечасто.
-А какие виды предложений встретились ещё в тексте? (Назывные и определённо-личные).
-Каких односоставных предложений нет в тексте ? (Обобщённо-личных).
В ходе этой работы ребята рассказывают об особенностях каждого из видов односоставных предложений.
-Итак ,что включает в себя грамматическая основа односоставного предложения? (Только один главный член предложения).
-Да. Особенность структуры этих предложений заключается в том, что второй главный член предложения в них не пропущен, а невозможен.
2. Организация ситуации «сбоя».
-Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.
-На доске записаны предложения. Необходимо определить виды этих предложений и обосновать свои выводы.
-Запишите их в тетради и постарайтесь выполнить это задание.
На доске записаны следующие предложения:
Над окошком месяц.
Под окошком ветер.(С.Есенин).
Река раскинулась.
Течёт, грустит уныло.(А.Блок).
Хлестаков. Что там такое?
Слуга. Суп и жаркое.
Хлестаков. Как, только два блюда?
Слуга. Только-с.
Выполнив задание, учащиеся высказали предположение ,что, кроме двусоставных , в этих примерах есть предложения односоставные(в первом примере- назывные , во втором- определённо-личное , в третьем назывные).
Но формы главных членов этих предложений вызвали некоторые вопросы.
Рассуждения детей:
Река раскинулась.
Течёт, грустит уныло.
--Во втором предложении есть только сказуемые, выраженные глаголами не 1-го и не 2-го лиц. Значит, оно не определённо-личное и не неопределённо-личное. И , конечно, не безличное, так как понятно, что действующий объект – река.
Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
--В этих предложениях ,кроме подлежащих, есть обстоятельства места. Они не могут пояснять подлежащее.Значит, это предложение не назывное.
Хлестаков. Что там такое ? (Подлежащее - что , сказуемое-такое. Двусоставное) .
Хлестаков. Как , только два блюда ? (Подлежащее – два блюда .Назывное ).
Слуга . Только – с.(Частица).
3. Точка рефлексии. Формулирование задачи.
---Мы столкнулись с предложениями , очень похожими на односоставные , но анализ этих предложений дал нам возможность увидеть ,что с однозначными выводами не стоит торопиться. Мы столкнулись с задачей , для решения которой нам понадобятся новые знания и наблюдения.
---Что нам нужно определить?
---Нам нужно определить типы предложений, в которых по одному главному члену или их совсем нет.
---Что вы для этого делали?
---Мы анализировали особенности главных членов и увидели, что этого недостаточно.
4. Организация выхода из ситуации «сбоя».
Учитель : вернёмся к первому примеру. Вы сказали ,что обстоятельство места не может пояснять подлежащее. Следовательно, какого члена предложения здесь не хватает?
--Сказуемого.
--Значит, оно пропущено. Это его значимое отсутствие. Попробуйте восстановить сказуемое.
--Светит , веет.
--Восстановив сказуемые , мы получили двусоставные предложения.
Учитель: корзинку, наполненную игрушками наполовину, мы какой будем считать?
--Неполной.
Учитель: а как назовём предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения?
--Неполным.
Учитель: так какого типа предложения в первом примере?
--Двусоставные неполные.
Учитель: как мы восстановили предложения , в которых были только подлежащие и второстепенные члены ,не относящиеся к подлежащим?
--Мы их восстановили по второстепенным членам.
Учитель: обсудим особенности второго примера. Вы пришли к выводу, что главные члены второго предложения не соответствуют формам главных членов односоставных предложений. Вы догадались ,что в этом предложении говорится о реке .Что вас натолкнуло на эту мысль?
--Контекст. Если мы во второе предложение введём подлежащее река, то получится двусоставное предложение.
Учитель: что из этого следует?
--Это значит, что перед нами двусоставное неполное предложение.
Учитель: так что же следует сделать для определения вида предложения при отсутствии в нём подлежащего?
--В данном случае необходимо «проанализировать» сказуемое и обратиться к контексту.
Учитель: в последнем примере определим вид предложения ,составляющего четвёртую реплику.
--В этом предложении нет грамматической основы. Попробуем обратиться к контексту. Из предыдущей реплики понятно ,что речь идёт о двух блюдах. Если сочетание ДВА БЛЮДА ввести в последнюю реплику, получится односоставное предложение. Значит, оно односоставное неполное.
Учитель: что же необходимо сделать для определения вида предложения при отсутствии в нём грамматической основы?
--В данном случае необходимо обратиться к контексту.
3. Вывод способа определения неполного предложения и способов различения односоставных и неполных предложений. Учащиеся проговаривают ещё раз, как они продвигались по пути решения задачи. Делают выводы о том ,что даёт им это новое знание.
4. Диагностические задания. Закрепление способа.
Запись и разбор предложения на доске.
Вот этот сок нужен липе , тот –ландышу , тот – сосне, а тот- папоротнику или дикой малине.(Куприн).
--Какое это предложение?
--Сложное.
--Из каких частей состоит?
--Только первая часть характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные – неполные.
--Какие члены предложений в них пропущены?
--Сок нужен. Это обусловлено контекстом. Эти члены предложения есть в первой части.
--Да. Незамещённость членов грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении словоформ в функции зависимых членов: форма определения ТОТ (м. род, ед. число, им. падеж) обусловлена формой неназванного подлежащего СОК ; форма дополнений ландышу , сосне, папоротнику, малине (дат. падеж) – неназванным управляющим сказуемым НУЖЕН.
--Таким образом, несмотря на формальное отсутствие ,эти члены участвуют в формировании предложений, скрепляют, организуют их структуру.
--На что необходимо обратить внимание, чтобы определить тип предложения?
--Чтобы определить тип предложения, необходимо обратить внимание на наличие в нём зависимых от пропущенного члена предложения слов, а также на показатели контекста.
6.Точка рефлексии. Итог урока.
---С какой трудностью встретились на уроке?
---Какая возникла задача в связи с этим?
---Какие знания использовали для решения новой задачи?
---Что такое неполное предложение ? (Это вариант полного предложения).
---В каких предложениях могут быть пропущены члены предложения? (Распространенных и нераспространенных, односоставных и двусоставных).
---Чем подтверждается пропуск члена предложения в неполных конструкциях? (Наличием в них зависимых от этого члена слов, а также показателями текста или ситуации речи).
7. Домашнее задание. Придумайте и запишите три диалога с использованием неполных односоставных и неполных двусоставных предложений.