kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неполные предложения. Распознавание неполных предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

вы узнаете как распознавать не полные предложения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неполные предложения. Распознавание неполных предложений.»

Знание только тогда знание, когда

оно приобретено усилиями своей

мысли, а не одной памятью.

Л.Н.Толстой.





Сценарий урока.

Тема: Неполные предложения. Распознавание неполных предложений.

Учебный предмет: русский язык.

Урок проводится в 8-ом классе.

Единица содержания: неполное предложение.

Тип содержания образования: мыследеятельностный, так как наряду с системой знаний, соответствующих программе по русскому языку, на уроке ведётся работа со способами мышления, а также предусмотрен этап рефлексии.

До начала занятия дети знают:

а) типы односоставных предложений; определяют их вид по грамматической основе. Если в предложении 2 главных члена, оно двусоставное, если один главный член, оно односоставное;

б) по особенностям слов, выступающих в роли главных членов односоставного предложения, определяют тип односоставного предложения.

Эти знания помогут обеспечить ситуацию успеха при работе с текстом о зиме. (Шаг 1).

Затем будет предложено задание-ловушка. Оно по внешним признакам схоже с заданием 1. Используя имеющиеся знания, ребята определят типы предложений, данных учителем, неверно. Произойдёт сбой в деятельности. Дети поймут, что столкнулись с задачей (действие надо совершить, а образец отсутствует). (Шаг 2).

На этапе рефлексии дети выясняют, в чём отличие задания 2 от задания 1, приходят к пониманию того, в чём ограничение способа 1 для выполнения задания, разбираются, почему освоенный способ не работает. Ставится учебная задача. (Шаг 3).

На следующем этапе выдвигается гипотеза о значении контекста и о роли второстепенных членов предложения в определении типа предложения. Учащиеся приходят к выводу, что эти условия очень важны. В процессе разбора (схема) предложений делается вывод самими учащимися: для определения типа предложения необходимо обратить внимание на наличие в нем зависимых от пропущенного члена предложения слов, а также на показатели текста .(Шаг 4).

Диагностическое задание выполнялось детьми способом 2, так как способа 1 было недостаточно для его выполнения.

Цели урока.

1.Расширить знания учащихся о видах предложений. Познакомить с неполными предложениями.

2.Развивать умения различать неполные предложения и односоставные.

3.Воспитывать внимательность. Прививать интерес и любовь к родному языку.



1.Организационный момент. Организация ситуации успеха.

-Ребята, мы с вами изучили все типы односоставных предложений. Сегодня мы вспомним этот материал.

-У каждого из вас есть текст (распечатан на отдельных листах) . Выполните, пожалуйста, следующее задание:

1-ый вариант: выпишите из текста неопределённо-личные предложения.

2-ой вариант: выпишите безличные предложения.

Текст.

Первый зимний день. Морозно. Хрустит под ногами снег. Снег да снег. Всю избу завалило. Люди рады обильному снегу. Протоптаны в снегу узкие тропинки. Смотрю в окно и радуюсь зимнему дню. Хорошо-то как! Идём по лесу. Нет никого кругом. По этому снегу ходят нечасто.

-А какие виды предложений встретились ещё в тексте? (Назывные и определённо-личные).

-Каких односоставных предложений нет в тексте ? (Обобщённо-личных).

В ходе этой работы ребята рассказывают об особенностях каждого из видов односоставных предложений.

-Итак ,что включает в себя грамматическая основа односоставного предложения? (Только один главный член предложения).

-Да. Особенность структуры этих предложений заключается в том, что второй главный член предложения в них не пропущен, а невозможен.



2. Организация ситуации «сбоя».

-Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.

-На доске записаны предложения. Необходимо определить виды этих предложений и обосновать свои выводы.

-Запишите их в тетради и постарайтесь выполнить это задание.

На доске записаны следующие предложения:

Над окошком месяц.

Под окошком ветер.(С.Есенин).

Река раскинулась.

Течёт, грустит уныло.(А.Блок).

Хлестаков. Что там такое?

Слуга. Суп и жаркое.

Хлестаков. Как, только два блюда?

Слуга. Только-с.



Выполнив задание, учащиеся высказали предположение ,что, кроме двусоставных , в этих примерах есть предложения односоставные(в первом примере- назывные , во втором- определённо-личное , в третьем назывные).

Но формы главных членов этих предложений вызвали некоторые вопросы.

Рассуждения детей:

Река раскинулась.

Течёт, грустит уныло.

--Во втором предложении есть только сказуемые, выраженные глаголами не 1-го и не 2-го лиц. Значит, оно не определённо-личное и не неопределённо-личное. И , конечно, не безличное, так как понятно, что действующий объект – река.



Над окошком месяц.

Под окошком ветер.

--В этих предложениях ,кроме подлежащих, есть обстоятельства места. Они не могут пояснять подлежащее.Значит, это предложение не назывное.



Хлестаков. Что там такое ? (Подлежащее - что , сказуемое-такое. Двусоставное) .

Слуга. Суп и жаркое . (Подлежащие - суп, жаркое. Назывные ).

Хлестаков. Как , только два блюда ? (Подлежащее – два блюда .Назывное ).

Слуга . Только – с.(Частица).

3. Точка рефлексии. Формулирование задачи.

---Мы столкнулись с предложениями , очень похожими на односоставные , но анализ этих предложений дал нам возможность увидеть ,что с однозначными выводами не стоит торопиться. Мы столкнулись с задачей , для решения которой нам понадобятся новые знания и наблюдения.

---Что нам нужно определить?

---Нам нужно определить типы предложений, в которых по одному главному члену или их совсем нет.

---Что вы для этого делали?

---Мы анализировали особенности главных членов и увидели, что этого недостаточно.

4. Организация выхода из ситуации «сбоя».

Учитель : вернёмся к первому примеру. Вы сказали ,что обстоятельство места не может пояснять подлежащее. Следовательно, какого члена предложения здесь не хватает?

--Сказуемого.

--Значит, оно пропущено. Это его значимое отсутствие. Попробуйте восстановить сказуемое.

--Светит , веет.

--Восстановив сказуемые , мы получили двусоставные предложения.

Учитель: корзинку, наполненную игрушками наполовину, мы какой будем считать?

--Неполной.

Учитель: а как назовём предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения?

--Неполным.

Учитель: так какого типа предложения в первом примере?

--Двусоставные неполные.

Учитель: как мы восстановили предложения , в которых были только подлежащие и второстепенные члены ,не относящиеся к подлежащим?

--Мы их восстановили по второстепенным членам.

Учитель: обсудим особенности второго примера. Вы пришли к выводу, что главные члены второго предложения не соответствуют формам главных членов односоставных предложений. Вы догадались ,что в этом предложении говорится о реке .Что вас натолкнуло на эту мысль?

--Контекст. Если мы во второе предложение введём подлежащее река, то получится двусоставное предложение.

Учитель: что из этого следует?

--Это значит, что перед нами двусоставное неполное предложение.

Учитель: так что же следует сделать для определения вида предложения при отсутствии в нём подлежащего?

--В данном случае необходимо «проанализировать» сказуемое и обратиться к контексту.



Учитель: в последнем примере определим вид предложения ,составляющего четвёртую реплику.

--В этом предложении нет грамматической основы. Попробуем обратиться к контексту. Из предыдущей реплики понятно ,что речь идёт о двух блюдах. Если сочетание ДВА БЛЮДА ввести в последнюю реплику, получится односоставное предложение. Значит, оно односоставное неполное.

Учитель: что же необходимо сделать для определения вида предложения при отсутствии в нём грамматической основы?

--В данном случае необходимо обратиться к контексту.

3. Вывод способа определения неполного предложения и способов различения односоставных и неполных предложений. Учащиеся проговаривают ещё раз, как они продвигались по пути решения задачи. Делают выводы о том ,что даёт им это новое знание.

4. Диагностические задания. Закрепление способа.

Запись и разбор предложения на доске.

Вот этот сок нужен липе , тот –ландышу , тот – сосне, а тот- папоротнику или дикой малине.(Куприн).

--Какое это предложение?

--Сложное.

--Из каких частей состоит?

--Только первая часть характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные – неполные.

--Какие члены предложений в них пропущены?

--Сок нужен. Это обусловлено контекстом. Эти члены предложения есть в первой части.

--Да. Незамещённость членов грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении словоформ в функции зависимых членов: форма определения ТОТ (м. род, ед. число, им. падеж) обусловлена формой неназванного подлежащего СОК ; форма дополнений ландышу , сосне, папоротнику, малине (дат. падеж) – неназванным управляющим сказуемым НУЖЕН.

--Таким образом, несмотря на формальное отсутствие ,эти члены участвуют в формировании предложений, скрепляют, организуют их структуру.

--На что необходимо обратить внимание, чтобы определить тип предложения?

--Чтобы определить тип предложения, необходимо обратить внимание на наличие в нём зависимых от пропущенного члена предложения слов, а также на показатели контекста.



6.Точка рефлексии. Итог урока.

---С какой трудностью встретились на уроке?

---Какая возникла задача в связи с этим?

---Какие знания использовали для решения новой задачи?

---Что такое неполное предложение ? (Это вариант полного предложения).

---В каких предложениях могут быть пропущены члены предложения? (Распространенных и нераспространенных, односоставных и двусоставных).

---Чем подтверждается пропуск члена предложения в неполных конструкциях? (Наличием в них зависимых от этого члена слов, а также показателями текста или ситуации речи).

7. Домашнее задание. Придумайте и запишите три диалога с использованием неполных односоставных и неполных двусоставных предложений.

---Спасибо всем за работу.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Неполные предложения. Распознавание неполных предложений.

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126041"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства