kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научный стиль речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля. 

Задачи: формировать умения анализировать особенности научной речи;    развивать умения анализировать тексты НС; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Ожидаемый результат: Определяют основные черты НС, особенности языковых средств. Работают по плану «Характеристики определения стиля». Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоретический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научный стиль речи.»

Урок 89


Тема: Научный стиль: сферы применения, функции, стилевые черты

Цели: формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля.

Задачи: формировать умения анализировать особенности научной речи;    развивать умения анализировать тексты НС; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Ожидаемый результат: Определяют основные черты НС, особенности языковых средств. Работают по плану «Характеристики определения стиля». Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоретический материал.


Ход урока.


1. Определение темы, задач урока.

А) Подумайте, о чем идет речь в высказывании А.П.Чехова:

Это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.


Б) Расшифруй фразу: 2 1 9 11 2 10 8 4 7 6 3 5


А - 1 С – 4 Ы - 10

И – 6 Т- 7 Ь - 5

Й – 8 У – 9 Н - 2

Л – 3 Ч - 11

Определите тему урока. Научный стиль.


В) Сформулируйте задачи урока, сопоставив цели с результатом деятельности


1. Расширить знания

план характеристики НС

2. Изучить

 причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы

3. Узнать

слова-термины, необходимые для раскрытия идеи текста

4. Уметь

анализировать особенности научной речи

5. Учимся устанавливать

об особенностях НС

6. Устанавливать

языковые средства НС


(Правильный вариант)


1. Расширить знания

об особенностях НС

2. Изучить

план характеристики НС

3. Узнать

языковые средства НС

4. Уметь

анализировать особенности научной речи

5. Учимся устанавливать

 причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы

6. Устанавливать

слова-термины , необходимые для раскрытия идеи текста

Слово учителя. — Научный стиль отличается логичностью, систематичностью изложения тех или иных сведений из определенной области знаний. Обобщенность изложения в соединении с точностью характеризуют его языковое своеобразие. Время появления научного стиля в разных странах отличается. Однако время издания первого научного журнала известно — 5 января 1655 г. во Франции. В России язык науки стал формироваться довольно поздно — в XVIII в. Именно тогда Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. Однако до начала ХХ в. язык науки не выделялся в отдельный функциональный стиль. Его яркой отличительной чертой в то время было лишь наличие терминов. На формирование научного стиля особенно повлияли внеязыковые факторы — в том числе научно-техническая революция, которая дала бурное развитие науки в исследовательских институтах, лабораториях и т. п. Сфера использования научного стиля — наука, техника, обучение. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров: статья; монография; учебник; описание изобретения (патентное описание); реферат; аннотация; каталог; справочник; инструкция; реклама.

Существуя преимущественно в письменной форме, научный стиль может проявляться и в устной форме литературного языка: в вузовских лекциях, в докладах на научных конференциях, в выступлениях на научных диспутах.

НС – это стиль, обслуживающий сферу науки, производства, образование. Задачей НС является передача объективной информации, отражение научного способа мышления. Тексты НС построены по законам письменной формы речи, которым подчиняются и устные научные сообщения.



II. Практические умения и навыки. Работа в группах.

1. Сравните два текста:

Жила–была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.

Белка обыкновенная – типично древесное животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.


Сходство и различие этих двух текстов.



Текст 1

Текст 2

тема

О белке

О белке

Основная мысль

Показать, как жила белка до рождения бельчат

Рассказать о

Лексика

Слова с эмоциональной окрашенностью

Конкретные слова, книжные и нейтральные

стиль

Художественный

научный

Тип речи

Повествование с элементами описания

описание


2. Работа с учебником: прочитайте статью учебника на стр. 236 и отметьте основные черты научного стиля.

Основные особенности научного стиля

А) – Последовательность, логичность – все части текста НС жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно. Выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи характерна связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем; вводные слова во-первых, итак, следовательно; союзы так как и др.

- Точность – смысловая точность достигается тщательным подбором слов, использованием слов в прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

- Отвлеченность - это использование абстрактных понятий, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением: пустота, скорость, время, сила, количество; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

- Обобщенность

- Объективность

Б) Жанры НС: лекция, тезисы, научный доклад, сообщение, научная статья, монография

В) Лексика: нейтральная, книжная, специальная


3. Анализ текста «Гроза». Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к НС.


1

Цель текста


2

Форма


3

Языковые средства:



- лексические



- синтаксические



- морфологические




4. Работа с научной статьёй, словарями. Словарная работа

Задание. Записать слова с толкованием в тетрадь, запомнить их написание и произношение. Стр. 288 учебник

Аннотация — (спец.) краткое изложение содержания книги, статьи. Аннотация к художественному произведению. Может также давать краткую характеристику книги: основные разделы, вопросы; критическая оценка; основные сведения об авторе; возраст читателей.

Инструкция — указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь. Инструкция по использованию миксера.

Каталог — составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов, товаров и т. п.). Каталог журналов за 1934 год.

Монография — научное исследование, посвященное одному вопросу, теме. Монография по творчеству Л. Н. Толстого.

Реклама — 1. Оповещение различными способами для создания широкой известности кому-чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п. Торговая реклама. 2. Объявление с таким оповещением. Световая реклама.


5. Жанры НС. Работа с текстом. Доказать принадлежность к НС.


1 группа - Кинетическая энергия (статья в научном журнале)

Энергию движущегося тела называют кинетической энергией. Она является физической величиной. Кинетическая энергия зависит от скорости движения тела. Эта зависимость нелинейная.

Скорость тела является относительной величиной. Поэтому кинетическая энергия является величиной относительной. Кинетическая энергия зависит и от массы тела. Эта зависимость линейная. Можно сказать, что кинетическая энергия тела пропорциональна его массе.

2 группа – Дуб (учебник биологии)

Рост дуба продолжается долго, лет до 150-200 и больше. Дуб развивает мощную крону. Летний дуб – порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью. 


3 группа - Описание изобретения (патентное описание); 

Рассмотрим возникновение электромагнитного излучения на языке теории Максвелла. Система зарядов колеблется с какой-то частотой. В такт этим колебаниям меняется электромагнитное поле. Скорость распространения этого поля 300 000 км/с, поделённая на частоту колебаний V, даёт нам значение длины волны излучения. 


4 группа (аннотация)

Книга академика РАН В.Г.Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности – информатике. Автор исследует сущность, типы, источники социальной информации. В работе рассматриваются информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценка и результат. 


5 группа (инструкция)

1) Рекламное объявление должно быть посвящено только одной теме.

2) Объявление должно иметь точную направленность на целевую аудиторию.

3) Надо чётко формулировать рыночную позицию товара.

4) Рекламное сообщение должно быть правдивым и доказуемым.

5) Нельзя загружать рекламный текст.

6) В рекламе должно быть нечто привлекающие внимание.

7)Текст, иллюстрации, шрифт, цвета должны отражать тот продукт, который вы рекламируете.


6. Творческая работа в группах. Задания

1 группа — составьте инструкцию по завязыванию шнурков в рамках научного стиля, учитывая точность, логичность, простоту

2 группа — напишите аннотацию к учебнику биологии для 7 класса, см. стр.236 учебн.

3 группа — составьте текст рекламной статьи о дневнике школьника в рамках НС

4 группа – составьте описание цветка розы в НС

5 группа – составьте аннотацию прочитанной книги

Или: СПИСЫВАНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ: ПЛОХО ИЛИ ХОРОШО?

III. Тестовый контроль

1. Укажите цель НС

А) информация

Б) сообщение о результатах исследований

В) непосредственное общение, обмен мыслями

Г) словесно-художественное творчество

2. Укажите слово, которое относится к научному стилю:

А) озеро

Б) ветер

В) градиент

Г) охлажденный

3. Укажите жанр научного стиля:

А) роман

Б) монография

В) очерк

Г) сказка

4. В научном стиле используется лексика:

А) специальная , книжная, нейтральная

Б) книжная, разговорная, специальная

5. Какие языковые средства относятся к НС:

А) термины, в том числе интернациональные

Б) риторические вопросы

В) эмоционально окрашенные слова


Посчитайте «+» за следующие задания и оцените работу группы

Задания № 1 , 2, 3, 4, 5 по одному 1 баллу за правильный ответ

«5» - 25- 24 баллов

«4» – 23- 22 баллов

«3» – 21 – 18 баллов


IV. Рефлексия Интерактивный прием «микрофон»

Продолжите фразу: «На уроке меня заинтересовало…»; «Очень важным для данной темы я считаю…».

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось…


Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке


- Мне всё понятно, я всё усвоил - !

- У меня есть вопросы - ?

- Мне надо ещё раз всё повторить - -



V. Домашнее задание § 69, упражнение 547.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Научный стиль речи.

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Научный стиль речи, его особенности и разновидности "
    ["seo_title"] => string(55) "nauchnyi-stil-riechi-iegho-osobiennosti-i-raznovidnosti"
    ["file_id"] => string(6) "111985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408112652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Контрольная работа по теме "Деловой и научный стиль речи""
    ["seo_title"] => string(61) "kontrol-naia-rabota-po-tiemie-dielovoi-i-nauchnyi-stil-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "265544"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449987106"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Контрольная работа по теме "Деловой и научный стиль речи""
    ["seo_title"] => string(63) "kontrol-naia-rabota-po-tiemie-dielovoi-i-nauchnyi-stil-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "265545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449987113"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Деловой русский язык. Научный стиль речи."
    ["seo_title"] => string(43) "dielovoi_russkii_iazyk_nauchnyi_stil_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "352796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477592098"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Текст и стили речи»"
    ["seo_title"] => string(19) "tekst_i_stili_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "556152"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597952502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства