Просмотр содержимого документа
«Написание сжатого изложения по прочитанному тексту.»
Методическая разработка открытого урока по русскому языку (9класс) «Сжатое изложение по прочитанному тексту».
Цель урока: обобщение знаний учащихся по написанию сжатого изложения в соответствии с требованиями ОГЭ.
Задачи:
1) закрепление умения выделять микротемты, использовать разнообразные приёмы сжатия текста;
2) развитие связной устной и письменной речи учащихся;
3)воспитание доброго и внимательного отношения к людям.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование урока: на доске разбросаны фразы, которые должны сложиться в пословицы (Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки. Называться человеком легко, быть человеком труднее.) На другой стороне доски записаны слова:
ВЕЖЛИВОСТЬ
ДЕЛИКАТНОСТЬ
МАНЕРЫ
ЛЕСТЬ
У каждого ученика на столе раздаточный материал: текст для работы и стихотворение В.Фёдорова «Слепой».
Ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры- это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки , внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемую в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек, прозвищ.
Обязательным условием культурного общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Одним словом, о вас скажут ваши манеры.
(156 слов) (Из материалов Интернета)
СЛЕПОЙ
Людей не видя пред собой,
Не замечая в сквере лавочки,
По улице идет слепой,
Потрагивая землю полочкой.
Его толкнут,
Пройдут вперед,
И тотчас, торопясь вмешаться,
Какой-то зрячий призовет
Быть чуткими
И не толкаться .
Но слышу голос я его,
Негромкий в человечьем гуде:
- Толкайтесь… Это ничего…
Я буду знать,
Что рядом- люди.
Ход урока
1.Организационный момент (Приветствие учащихся и гостей, сообщение темы и цели урока).
- Какие слова показались вам непонятными? (гуди – шуме, заменяем это разговорное слово стилистически нейтральным синонимом).
- О чём данное стихотворение?
- Часто ли мы можем наблюдать подобные ситуации?
- В чём смысл названия стихотворения?
- Найдите в тексте стихотворения антоним к слову «слепой». (Зрячий)
- К чему призывает автор данного лирического произведения?
- Как вы думаете, почему наш урок начался именно с этого стихотворения? О чём пойдёт речь в предложенном вам тексте?
4.Игра « Кто быстрее?»
На доске разбросаны фразы, которые должны сложиться в половицы. А в пословицах и поговорках, как известно, представлена народная мудрость. Попытаемся их собрать.
- Как вы понимаете смысл собранных вами высказываний?
5. Работа с текстом.
( В тетрадях записывается число, вид работы: сжатое изложение)
а) выразительное чтение текста;
б) беседы с учащимися по тексту:
- На сколько абзацев делится текст? (3)
- Сколько в нем представлено микротем? (3)
- Что такое микротема?
- Выделяем микротемы, обращая при этом внимание на ключевые слова (записываем микротемы в тетрадь)
- Какие приемы сжатия текста вы знаете?
- Какой прием сжатия текста мы можем использовать в первом абзаце (обобщение); во втором абзаце (исключение); в третьем абзаце (упрощение).
6. Редактирование текста (работа с раздаточным материалом).
7. Самостоятельная работа (написание сжатого изложения).
8. Подведение итогов, выставление оценок с комментариями.
9. Домашнее задание (по сборникам ОГЭ, таблице оценивания изложения, выставить себе соответствующие баллы).