kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель "Копилка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Все больше возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только глубокие и прочные знания, но и способны творчески подходить к решению проблем. Социальный заказ общества на подготовку таких людей  нашел отражение  в педагогике  при организации познавательной деятельности. Психологические  и дидактические аспекты проблемы развития когнитивных процессов нашли отражение в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, М.Н. Скаткина и др. Проблемами активизации познавательной деятельности в начальной школе занимается М.С. Гафитулин (Москва). Им глубоко исследован данный процесс и сделан вывод, что на сегодняшний день возникла необходимость в создании системы формирования познавательных способностей с дошкольного возраста.

Основными составляющими познавательных способностей являются познавательная активность, познавательная (исследовательская) деятельность, связанная с восприятием, памятью, мышлением и воображением детей. А сформированный познавательный интерес и умение строить деятельность на познании окружающего мира у детей начальной школы является залогом не только успешного обучения далее в школе, но и, в целом, положительно влияет на адаптацию развивающейся личности в постоянно меняющемся мире.

В связи с вышесказанным, на наш взгляд, методы ОТСМ-ТРИЗ наилучшим образом позволяют развивать данные способности у детей 3-10 лет.

Данная работа  посвящена  курсу обучения школьников основам исследовательской деятельности в рамках курса русского языка. Предложенная методика «Копилка» может стать реальным инструментом развития познавательных и творческих способностей учащихся при изучении предмета «Русский язык».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель "Копилка" »

МОДЕЛЬ «КОПИЛКА»


МЕТОДИКА РАБОТЫ


Тема: «Использование модели «Копилка» как средства для обучения школьников

основам исследовательской деятельности в курсе русского языка»


Информация об авторе: Данилова Марина Александровна, педагог начальных классов МОУ «СОШ № 112 г. Трехгорного, учитель высшей категории.


Условия применения:

  • Начальные классы (1-4);

  • Курс обучения школьников основам исследовательской деятельности в рамках курса русского языка.

  • Методика «Пчелка – 2005» как способ развития самостоятельности учащихся при изучении предмета «Русский язык».

(Гафитулин М.С., Гудкова О.И., Ганина А.П.)


Цель: создать условия на уроке, при которых ученик самостоятельно сможет обработать информацию посредством использования модели «Копилка» и тем самым осознанно и прочно усвоить знания.


Задачи:

  • Научить различать имя и значение признака.

  • Научить классификации через имя и значение признака как новой форме обработки информации.

  • Научить самостоятельно делать выводы в виде правила, закономерности или модели.




Структура


Методика работы с «Копилкой» состоит из четырех этапов, каждый из которых делится на определенное количество ключевых шагов, в которых отражена совместная и самостоятельная деятельность учителя и учащихся.


1 этап Поисковая работа

деятельность учеников до урока


1 шаг – Собрать информацию по изучаемой теме.

2 шаг – Поместить информацию на информационном стенде на определенный

период времени.


2 этап Подготовка к исследовательской деятельности

деятельность учителя и учащихся

1 шаг – Активизировать «прошлые» знания учеников с помощью моделей ОТСМ-

ТРИЗ («Да – нет», «ЭИЗ», «Противоречия» и т.д.)

2 шаг – Выявить проблему. Обозначить тему урока.

3 шаг - Задать исследовательские вопросы.


3 этап Работа с «копилкой»

деятельность учащихся в группах и учителя

1 шаг – Прочитать информационный массив.

2 шаг – Классифицировать по определенному учениками существенному имени

признака.

3 шаг – Сделать выводы, сформулировать правило или построить модель.

4 шаг – Обсудить результаты работ в группах.

5 шаг - Ответить на исследовательские вопросы.

6 шаг – Сравнить свои выводы с информацией из учебника.


4 этап Домашняя работа ученика

деятельность учащегося

Варианты:

  • Обработать полученное знание в виде инструкции, алгоритма, схемы и т.д.

  • Выполнить творческое задание (придумать оригинальную форму запоминания правила, например, стихотворную, и т.д.)

  • Создать личную «миникопилку».

  • Собрать дидактический материал (словарный диктант, предложения, текст).


Диагностика


Использование методики «Работа с копилкой» дает положительные результаты как в деятельности ученика, так и в деятельности педагога.


Результаты в деятельности учащихся (на основе опроса).

- Русский язык – один из самых любимых предметов учащихся.

- Учащиеся просят проводить подобные уроки чаще.

- Ученикам нравится самостоятельно выводить правила, т.е. выступать в роли «ученых»,

создавать дидактический материал – выступать в роли «учителя».

- Ученики самостоятельно собирают «миникопилки».


Результаты в деятельности педагога.

- Накапливается дидактический материал по темам.

- Меняется роль учителя на уроках русского языка.


Выводы.

Работа была посвящена курсу обучения школьников основам исследовательской деятельности в рамках курса русского языка. Предложенная методика может стать реальным инструментом развития познавательных и творческих способностей учащихся при изучении предмета «Русский язык».

Проблемой остается развитие самостоятельности каждого ученика как одного из основных качеств творческой личности.

Основная задача на будущее – развитие полной самостоятельности при работе с копилкой в группе (учитель в роли наблюдателя) и при индивидуальной работе с копилкой каждого учащегося.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модель "Копилка"

Автор: Данилова Марина Александровна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 148996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Методическая копилка. Ребенка не принимают в коллективе. "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-kopilka-riebienka-nie-prinimaiut-v-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "224194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438576614"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация-мастер-класс "Копилка «Цирковая лошадка»"
    ["seo_title"] => string(54) "prezentatsiia_master_klass_kopilka_tsirkovaia_loshadka"
    ["file_id"] => string(6) "518149"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1566464913"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Мастер-класс "Примеры использования приемов ТРИЗ на уроках" "
    ["seo_title"] => string(62) "mastier-klass-primiery-ispol-zovaniia-priiemov-triz-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "151790"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742544"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Проект "Золотой ключик""
    ["seo_title"] => string(23) "proekt_zolotoi_kliuchik"
    ["file_id"] => string(6) "645042"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1706795518"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Предметная неделя информатики и ИКТ «Я и информатика» 5 – 9 классы "
    ["seo_title"] => string(69) "priedmietnaia-niedielia-informatiki-i-ikt-ia-i-informatika-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "104290"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402681221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства