Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Все больше возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только глубокие и прочные знания, но и способны творчески подходить к решению проблем. Социальный заказ общества на подготовку таких людей нашел отражение в педагогике при организации познавательной деятельности. Психологические и дидактические аспекты проблемы развития когнитивных процессов нашли отражение в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, М.Н. Скаткина и др. Проблемами активизации познавательной деятельности в начальной школе занимается М.С. Гафитулин (Москва). Им глубоко исследован данный процесс и сделан вывод, что на сегодняшний день возникла необходимость в создании системы формирования познавательных способностей с дошкольного возраста.
Основными составляющими познавательных способностей являются познавательная активность, познавательная (исследовательская) деятельность, связанная с восприятием, памятью, мышлением и воображением детей. А сформированный познавательный интерес и умение строить деятельность на познании окружающего мира у детей начальной школы является залогом не только успешного обучения далее в школе, но и, в целом, положительно влияет на адаптацию развивающейся личности в постоянно меняющемся мире.
В связи с вышесказанным, на наш взгляд, методы ОТСМ-ТРИЗ наилучшим образом позволяют развивать данные способности у детей 3-10 лет.
Данная работа посвящена курсу обучения школьников основам исследовательской деятельности в рамках курса русского языка. Предложенная методика «Копилка» может стать реальным инструментом развития познавательных и творческих способностей учащихся при изучении предмета «Русский язык».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель "Копилка" »
МОДЕЛЬ «КОПИЛКА»
МЕТОДИКА РАБОТЫ
Тема: «Использование модели «Копилка» как средства для обучения школьников
основам исследовательской деятельности в курсе русского языка»
Информация об авторе: Данилова Марина Александровна, педагог начальных классов МОУ «СОШ № 112 г. Трехгорного, учитель высшей категории.
Условия применения:
Начальные классы (1-4);
Курс обучения школьников основам исследовательской деятельности в рамках курса русского языка.
Методика «Пчелка – 2005» как способ развития самостоятельности учащихся при изучении предмета «Русский язык».
(Гафитулин М.С., Гудкова О.И., Ганина А.П.)
Цель: создать условия на уроке, при которых ученик самостоятельно сможет обработать информацию посредством использования модели «Копилка» и тем самым осознанно и прочно усвоить знания.
Задачи:
Научить различать имя и значение признака.
Научить классификации через имя и значение признака как новой форме обработки информации.
Научить самостоятельно делать выводы в виде правила, закономерности или модели.
Структура
Методика работы с «Копилкой» состоит из четырех этапов, каждый из которых делится на определенное количество ключевых шагов, в которых отражена совместная и самостоятельная деятельность учителя и учащихся.
1 этап Поисковая работа
деятельность учеников до урока
1 шаг – Собрать информацию по изучаемой теме.
2 шаг – Поместить информацию на информационном стенде на определенный
период времени.
2 этап Подготовка к исследовательской деятельности
деятельность учителя и учащихся
1 шаг – Активизировать «прошлые» знания учеников с помощью моделей ОТСМ-
ТРИЗ («Да – нет», «ЭИЗ», «Противоречия» и т.д.)
2 шаг – Выявить проблему. Обозначить тему урока.
3 шаг - Задать исследовательские вопросы.
3 этап Работа с «копилкой»
деятельность учащихся в группах и учителя
1 шаг – Прочитать информационный массив.
2 шаг – Классифицировать по определенному учениками существенному имени
признака.
3 шаг – Сделать выводы, сформулировать правило или построить модель.
4 шаг – Обсудить результаты работ в группах.
5 шаг - Ответить на исследовательские вопросы.
6 шаг – Сравнить свои выводы с информацией из учебника.
4 этап Домашняя работа ученика
деятельность учащегося
Варианты:
Обработать полученное знание в виде инструкции, алгоритма, схемы и т.д.
Выполнить творческое задание (придумать оригинальную форму запоминания правила, например, стихотворную, и т.д.)
Создать личную «миникопилку».
Собрать дидактический материал (словарный диктант, предложения, текст).
Диагностика
Использование методики «Работа с копилкой» дает положительные результаты как в деятельности ученика, так и в деятельности педагога.
Результаты в деятельности учащихся (на основе опроса).
- Русский язык – один из самых любимых предметов учащихся.
- Учащиеся просят проводить подобные уроки чаще.
- Ученикам нравится самостоятельно выводить правила, т.е. выступать в роли «ученых»,
создавать дидактический материал – выступать в роли «учителя».
- Ученики самостоятельно собирают «миникопилки».
Результаты в деятельности педагога.
- Накапливается дидактический материал по темам.
- Меняется роль учителя на уроках русского языка.
Выводы.
Работа была посвящена курсу обучения школьников основам исследовательской деятельности в рамках курса русского языка. Предложенная методика может стать реальным инструментом развития познавательных и творческих способностей учащихся при изучении предмета «Русский язык».
Проблемой остается развитие самостоятельности каждого ученика как одного из основных качеств творческой личности.
Основная задача на будущее – развитие полной самостоятельности при работе с копилкой в группе (учитель в роли наблюдателя) и при индивидуальной работе с копилкой каждого учащегося.