kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Планирование современного урока русского языка с использованием технологической карты учебной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой разработку уроков по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных», на которую в Примерной рабочей программе отведено три часа. В предлагаемой работе представлена разработка первых двух уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Планирование современного урока русского языка с использованием технологической карты учебной деятельности"»



Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин






Планирование современного урока русского языка с использованием технологической карты учебной деятельности


Итоговая работа


Срок обучения с «11» ноября 2015г. по «27»ноября 2015г.



Исполнитель:

Зайкова Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22 г.Междуреченска

Казанцева Ольга Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Урская СОШ» Гурьевского р-на


Консультант:

Вертилецкая Инга Геннадьевна,

зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин








Кемерово 2015

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Практическая часть

  1. Технологическая карта первого урока по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных»…………………………………………… 4

  2. Технологическая карта второго урока по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных»………………………………. ………….10

Список литературы……………………………………………………………..21



































Введение

Данная работа представляет собой разработку уроков по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных», на которую в Примерной рабочей программе отведено три часа. В предлагаемой работе представлена разработка первых двух уроков. Вышеназванная тема является новой для учащихся 6 класса. И практика показывает, что она вызывает затруднения у учащихся. Прежде всего, ученики должны осознать, что речь идёт об именах прилагательных, которые образованы от существительных. Это важно учитывать: вскоре будет изучаться причастие, и необходимо, чтобы  эти классы слов чётко различались, поскольку употребление одной или двух букв Н в прилагательных и причастиях регламентируется разными правилами орфографии. Работа идёт сразу со всеми суффиксами с привлечением возможно большего количества слов.

Конечно, отработка правильного написания данной орфограммы не ограничивается только несколькими уроками, она требует системного подхода. Но если учебный материал хорошо усваивается на первых занятиях, то обычно ученики впоследствии легко находят прилагательные с изученными суффиксами и верно пишут такие слова.

Актуальность данной работы определяется еще и тем, что знание условий выбора данной орфограммы и умение применять правило проверяются заданиями ОГЭ и ЕГЭ.

Особенностями предлагаемого варианта проведения уроков являются, во-первых, совершенствование предметных результатов через поэтапное освоение нового материала обучающимися, во-вторых, метапредметных – через составление кластеров и использование алгоритмов.

Уроки разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ООО.







Технологическая карта первого урока по теме «Правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление


Этап урока и цели

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание проблемы.

Готовятся к восприятию информации. Вспоминают и систематизируют материал по теме «Образование прилагательных», выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. Выявляют проблему.

Устанавливает контакт с детьми, направленный на восприятие информации, создает атмосферу сотрудничества.

Создает проблемную ситуацию.


1 .Тема нашего урока будет связана с одной значимой частью слова. А для того, чтобы узнать, с какой, отгадайте загадку.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

(Ответы детей – суффикс)

2.В данных прилагательных выделите суффикс, попробуйте определить сколько Н в них пишется:

пчели…ый, клюкве…ый, глиня…ый,станцио...ый, лебеди…ый, кожа…ый,отечестве…ый, звери…ый,травя…ой, торжестве…ый, композицио…ый.

3.Легко ли выполнить задание? Почему?

Развитие умения выделять суффиксы прилагательных.

Развитие умения выявлять проблему.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать учителя.


Регулятивные УУД:

уметь применять знания, полученные ранее, уметь выявлять проблему.

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Цель: развитие навыка в умении формулировать проблему и тему урока, ставить цель.


Формулируют проблему. Исходя из проблемы, формулируют цель урока. Формулируют тему урока.

Помогает выявить проблему, сформулировать тему и цели урока.




1.Каких знаний и умений не хватает?

2.Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам нужно узнать, чему научиться? 3.Запишем на доску и в тетради тему урока.

Развитие умений формулировать проблему, тему урока. Развитие умений в постановке цели своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Регулятивные УУД:

уметь планировать свою деятельность.

III. Изучение нового.

Цель: выявление условий выбора написания Н и НН в суффиксах –ин-, -ан-(-ян-), -енн-(-онн-) в прилагательных, на стыке морфем; знакомство со словами-исключениями

Проводят исследование и делают выводы.

( Работа в группах)

Организует совместное открытие нового знания. Организует работу в группах. Организует работу с учебником. Задаёт вопросы, стимулирующие деятельность учащихся.

1. Чтобы решить проблему, проведем анализ прилагательных и попробуем определить, когда пишется Н, когда НН.

Пчелиный, клюквенный, глиняный, станционный, лебединый, кожаный, отечественный, звериный, травяной, торжественный, композиционный.

3. Проверим себя по учебнику (стр.29). Верны ли ваши предположения и какую новую информацию получили?


Ученик узнает условия выбора написания Н и НН в суффиксах прилагательных, слова-исключения.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других, работать в группе.


Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.


Регулятивные УУД:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной целью, обобщать, систематизировать.

IV. Первичное закрепление. Цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой и учебной информации.

Выполняют задание (комментированное письмо), выявляют условия выбора орфограммы, делают выводы.

( Коллективная работа)


Организует правильное выполнение задания и контролирует проговаривание нового знания в речи.





1.Выпишите прилагательные с суффиксом –ин-. Сделайте вывод об их написании и значении. К какому разряду они относятся?

2. Выпишите прилагательные с суффиксом –ан-(-ян-). Сделайте вывод об их написании и значении. К какому разряду они относятся?

Назовите слова-исключения. (Поверхность стеклянная, рама деревянная, ручка оловянная)

3. Выпишите прилагательные с суффиксом –енн- (-онн-). Сделайте вывод об их написании. Назовите слово-исключение.



Знают условия выбора орфограммы, делают выводы



Познавательные УУД:

уметь применять знания, полученные на уроке, делать выводы.


Коммуникативные УУД:

уметь контролировать, оценивать действия одноклассника.


Регулятивные УУД:

уметь оценивать результаты, сравнивать их с эталоном, анализировать собственную деятельность, исправлять ошибки.

V. Динамическая пауза.

VI. Тренинг

Цель: закрепление умений выбора написания Н и НН в суффиксах –ин-, -ан-(-ян-), -енн-(-онн-) в прилагательных.


Работают с упражнениями в учебнике (индивидуальная работа, коллективная, в парах)

Составляют кластер.




Организация работы по выполнению упражнений, по составлению кластера.








1.Упр.367 (индивидуально)

2.Взаимопроверка.

3. Упр.368(устное коллективное комментирование)

4.Составьте кластер. 5.С какого шага можно начать?

Умеют из дополнительных источников извлекать нужный материал.

Познавательные УУД:

самостоятельно выбирать решения, обосновывать выбор, составлять кластер.


Личностные УУД:

осознавать значимость полученного знания.


Регулятивные УУД:

Уметь применять знания в нестандартной ситуации.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Участвуют в обсуждении домашнего задания, записывают его в дневник.

Комментирует задание на дом.

Задание на выбор:

Упр.366. или составить текст из 5-6 предложений, используя 3-4 прилагательных с суффиксом –ин-, выполнить морфологический разбор одного прилагательного.



Познавательные УУД:

уметь при выборе вида работы, обосновывать решение.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: анализ своей деятельности: что получилось, что не получилось. Почему?


Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность.

Организует понимание ценности выполненной деятельности.

Вопросы, помогающие выявить уровень усвоения новой темы:

1.Что нового узнали на уроке? 2.Что вызвало затруднения в усвоении нового? 3. Что вызвало интерес? 4.Чем был полезен для вас урок?

Умеют анализировать свою деятельность, выявляют трудности в достижении результатов своей деятельности, находят пути преодоления затруднений.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других


Регулятивные УУД:

оценивать и анализировать свою деятельность, делать выводы, подводить итоги.


Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.






Технологическая карта второго урока по теме «Правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных»

Тип урока: комбинированный

Этап урока и цели

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный. Сообщение темы урока.


Записывают число, тему урока


Называет тему урока.





1.Записать число и тему урока в тетрадь.



II.Актуализация знаний.


Цель:

повторение сведений о написании н и нн в суффиксах прилагательных

Отвечают на вопросы учителя, записывают слова в два столбика, пользуясь изученным правилом, составляют словосочетания в прямом и переносном значении.

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует их.

Организует распределительный диктант, лексическую работу.

1)Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке

1.Перечислите условия написания н и нн в суффиксах прилагательных.

2. Приведите примеры.

2)Распределительный диктант

Распределите прилагательные по двум колонкам -н- и -нн- .

Соколи..ый, оси..ый, ути..ый, соболи..ый, земля..ой, дровя..ой, мыши..ый, кожа..ый, мысле..ый, песча..ый, стекля..ый, серебря..ый, берестя..ой, глиня..ый, соломе..ый, костя..ой, петуши..ый, деревя..ый, журавли..ый, стекля..ый, ветре..ый (человек), гуси..ый, песча..ый.

3)Лексическая работа

С каждым из притяжательных прилагательных составьте и запишите по два словосочетания ( или по 2 предложения – повышенный уровень сложности), в которых прилагательное было бы употреблено сначала в прямом значении, а затем — в переносном. Обозначьте орфограммы.

Образец: лебединое крыло — лебединая песня.

Орли..ый, голуби..ый, лошади..ый, соловьи..ый.

Проверка. Орлиный клюв - орлиный взгляд ; голубиное перо - голубиная кротость ; лошадиное копыто - лошадиная резвость; соловьиные лапки - соловьиное пение.


Умение находить в словах и словосочетаниях орфограммы на изученное правило.

Умение отвечать на вопросы.

Познавательные УУД:

Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.


Регулятивные УУД:

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей


Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.



III. Динамическая пауза.

IV. Мотивация (самоопределение к деятельности).

Цель:

-мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-определить содержательные рамки урока.

Готовятся к восприятию информации, читают слова, записанные на доске, делают выводы

Создаёт атмосферу сотрудничества. Уточняет тип урока.

Уточняет содержательные рамки.

На доске записаны слова: машинный, лунный, длинный, истинный, туманный.

1.Задание: выделить суффиксы в данных прилагательных.

2.Почему в данных словах только суффикс н?

3.Формулировка правила, цели урока.

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на букву Н. На стыке двух морфем корня и суффикса, суффикса и суффикса. (Туманный, старинный).


Понимать условия написания н и нн в суффиксах прилагательных

Познавательные УУД:

Извлечение первичной и вторичной информации. Создание ситуации для аргументированного выражения собственной точки зрения.

Регулятивные УУД:

Умение дифференцировать проблему. Умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности.

Умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V.Восприятие нового знания.

Цель: выявление уровня усвоения нового материала.



Соотносят новую информацию с известными фактами.

Руководит мыслительным процессом.

1)Наблюдение

Примеры:

РАВНИННЫЙ = РАВНИНА+ Н

ДЛИННЫЙ = ДЛИНА + Н

ИСТИННЫЙ = ИСТИНА + Н

ДИКОВИННЫЙ= ДИКОВИНА + Н

БЛИННЫЙ = БЛИН + Н

2.Следующее стихотворное правило помогает написать в имени прилагательном удвоенную букву Н.

ТумаН одно имеет Н,

Но если город стал тумаН+Ный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается НН,

Запомни этот случай странный.

3.Следует запомнить

В русском языке есть несколько слов, не имеющих суффикса Н и очень от этого страдающих. Эти слова часто путают и ошибочно пишут в них удвоенную НН.

Запомните: в словах ЕДИНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ЮНЫЙ, СВИНОЙ пишется одна буква Н, которая является частью корня.

4.Выработка алгоритма рассуждения.

ТЕЛЕФОННЫЙ (это прилагательное образовано от существительного ТЕЛЕФОН, основа которого оканчивается на букву Н. Прибавляется суффикс Н. Поэтому слово ТЕЛЕФОННЫЙ мы пишем с двумя буквами Н)

Видеть общее и разное в изученной теме,

Регулятивные УУД:

Умение выделять общее и частное.


Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, слушать и понимать других.


Личностные УУД:

Выражать свою точку зрения.

VI.Первичное закрепление

Цель: выявление уровня умения применять новые знания.


Анализируют словосочетания, объясняя графически, устно объясняют выбор написания н и нн в суффиксах прилагательных, отвечают на вопросы учителя.

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует их.

1)Работа с учебником. Упр. 370

1.Составить по 5 словосочетаний с н и нн, используя слова для справок, руководствуясь изученным правилом, графически выделяя орфограммы.

2)Игра «Четвертый лишний»

Вставь пропущенные буквы, найди «четвертый

лишний»

а) овся_ой, берестя_ой, зеле_ый, тыкве _ый ;

б) обеде_ый , клюкве_ый , ветре_ый , безветре_ый ;

в) пчели_ый , муравьи_ый , дли_ый, лебеди_ый.

3) Творческая работа

Образуйте от выделенных существительных прилагательные.

1.Почему в некоторых прилагательных пишется -НН-?

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Из какого произведения взяты эти строки, кто автор?

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван, чемодан, саквояж ,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.


Уметь применять полученные знания.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.


Регулятивные УУД:

Умение оценивать результаты деятельности (своей, чужой).

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Записывают задание в дневник.

Комментирует задание на дом.

1) Параграф 64

2) По выбору: а) написать письмо другу, подруге, включив в него слова серебря..ый, безветре..ый, подли..ый, стари..ый, песча..ый, масля..ое (пятно), румя..ый.

б) Упражнение № 372


Познавательные УУД:

Умение принимать решение, обосновывать выбор.

VIII. Рефлексия. Прием «Незаконченное предложение».

Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Задает вопросы

Ответить на вопросы:

-сегодня на уроке я понял (узнал, научился, разобрался)….

-было интересно….

-было трудно…

-после урока мне захотелось…


Личностные УУД:

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.








Список литературы



  1. Русский язык. 6 класс: Учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский/.- 4-е изд. – М.:

« Просвещение», 2014.

  1. Учитель и Ученик: грамотность, компетентность, технологичность [Текст]: учеб. пособие / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 167 с.

  2. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А. М. Гращенкова, А. Ю. Госсман [ и др. ] ; сост. Т.А. Захарова [Текст]. – М: Планета, 2014. – 272 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казанцева Ольга Евгеньевна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка занятия "Письмо Деду Морозу" "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-pis-mo-diedu-morozu"
    ["file_id"] => string(6) "235326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443676794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства