Методическая разработка урока русского языка в 7 классе в соответствии с ФГОС "Правописание союзов"
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе в соответствии с ФГОС "Правописание союзов"
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык", 7 класс, под редакцией М.М. Разумовской
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 7 классе в соответствии с ФГОС "Правописание союзов"»
Конспект урока русского языка № 8
К уроку допускаю:
учитель русского языка Николаева Оксана Валерьевна
методист по русскому языку Федосеева Татьяна Александровна
Ф.И.О. студента: Казначеева Анастасия Юрьевна
Школа: Гимназия № 73 Класс 7А
Тема урока: Правописание союзов
Тип урока: Изучение нового материала
Дата проведения урока: 10 марта
Цель урока: сформировать умения безошибочно писать союзы
Задачи урока
Обучающие:
расширить знания учащихся о союзе как части речи; его роли в русском языке (упр.стихотворение);
научить безошибочно писать союзы с помощью упражнения 419;
проверить умения отличать сочинительные и подчинительные союзы (распределительный диктант);
повторить служебные части речи (упр. 419);
воспитательные:
воспитывать самостоятельность учеников с помощью самостоятельного подбора примера к правилу;
воспитывать уважение к однокласснику через организацию слушания устного ответа ученика;
воспитывать аккуратность, с помощью оформления записей в тетради;
формировать интерес к изучению русского языка, с помощью стихотворения В. Берестова;
развивающие:
развивать устную монологическую речь через организацию ответа по предмету;
развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление и слуховую память с помощью распределительного диктанта;
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы с помощью проблемных вопросов и лингвистических задач.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Орг. момент
Метод: дидактический монолог учителя
Прием: слово учителя
Здравствуйте, ребята! Желаю всем плодотворной работы!
Откройте тетради, запишите в своих тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока «Правописание союзов». Соблюдайте орфографический режим, оформляя запись
Повторение изученного материала
Метод: опрос
Прием: фронтальный опрос
-На прошлых занятиях мы говорили о видах союзов и разрядах. Давайте вспомним и еще раз дадим определение понятию союз.
-Молодцы, Катя и Лиза, вы ответили правильно на все вопросы, и я вам ставлю 5.
-Работаем дальше. Проверим, как вы выучили союзы по значению.
Метод: диктант
Прием: распределительный диктант
-Ребята, чтобы запомнить, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к подчинительным, выполним распределительный диктант. 1 столбик мы подпишем как сочинительные союзы, а 2 подчинительные. Я буду читать вам предложения, а вы записывать союз согласно столбику.
А - сочинительный союз
Б - подчинительный союз
1. И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели.
2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
3. :Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.
4. Петушок угомонился, Шум утих, и царь забылся.
5. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна.
6. Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница.
7. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
8. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
9. Вы помните, как оживились вдруг Сии сады, сии живые воды.
10. Такие смутные мне мысли все наводит, Что злое на меня уныние находит.
-Итак, проверяем. Данил, какие союзы у тебя в 1 столбике? Молодец, 5!
Изучение нового материала
Метод: наблюдения
Прием: наблюдения над языковым материалом
- Молодцы, ребята! Работаем дальше. Обратите внимание на предложение на доске. Определите, почему одно и то же слово пишется по-разному.
Языковой материал:
Дождь прекратился, ветер Тоже затих.
Выполни То же задание.
Мы пошли дальше, Потому что дождь прекратился.
Мы пошли По тому же пути.
-Как вы определили, где какая часть речи? Какими союзами мы можем заменить союзы тоже и потому что?
Метод:
Прием:
-Давайте составим таблицу, чтобы научиться отличать союз от сочетаний слов.
Подготовьте таблицу из 2 столбцов. Итак, 1 прием, чтобы отличить союз – подобрать синонимичный союз.
Давайте подберем к следующим союзам синонимы:
Чтобы – для того чтобы
Также -тоже- и
Зато- но – однако
Причём – притом
Оттого что – потому что –так как.
Во вторую колонку запишем примеры.
2 прием – к союзу подобрать вопрос нельзя, а к самостоятельной части речи – можно. И примеры давайте запишем.
3 прием - частицы же и бы можно отбросить или переставить в другое место в предложении. Примеры?
-Ребята, а сейчас давайте сформулируем цель нашего урока.
Образец записи в тетради
Прием
Пример
1.подобрать синонимичный союз:
Чтобы – для того чтобы
Также -тоже- и
Зато- но – однако
Причём – притом
Оттого что – потому что –так как.
Черёмуха цветёт, сирень также
расцветает.
2.вопрос
Черёмуха так
же душиста, как и сирень.
3. частицы же и бы можно отбросить или переставить в другое место в предложении
Что бы мне почитать?
Что мне почитать бы?
Образец ответа ученика
-Цель нашего урока: научиться отличать союзы также, тоже, чтобы от других частей речи, которые пишутся раздельно.
Закрепление изученного материала
-Сегодня нам с вами нужно научиться отличать союзы от других частей речи, это поможет нам избежать орфографических и пунктуационных ошибок. Для этого выполним упражнение 419. Что нужно сделать? У доски это задание выполняет ….
Ребята, работающие на опережение, выполняют 3 и 4 часть.
Учащиеся выполняют упражнение
Метод: беседа
Прием: эвристическая беседа
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук.
За то, что ты — сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В.Берестов.
— Текст ли это? Докажите.
— Согласны ли вы с автором, поэтом Берестовым?
— Действительно, любовь родителей, близких становится опорой в жизни.
— Обратите внимание на повтор в начале строк слов «за то». Что помогает выразить этот повтор?
— Этот троп называется анафорой.
Слайд. Анафора – повтор в начале предложения или строки в стихотворении.
— Для чего служит анафора в тексте?
— Обратите внимание, в данных предложениях «за то» пишется раздельно. Почему?
— Чтоб ответить на этот вопрос, воспользуйтесь таблицей.
Образец ответа ученика
-Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Они объединены одной темой – любовь взрослых к ребенку.
Идея – любовь, полученная в детстве, помогает справиться со многими сложностями в жизни. Это текст.
-Огромную, безграничную любовь к ребенку.
-Для выделения мысли.
-Так как это союз.
Домашнее задание
Метод: дидактический монолог учителя
Прием: слово учителя
-Дома вам нужно выучить параграф 33, выполнить упражнение 420.
Образец записи в дневнике
П. 33, упр. 420(п.)
Рефлексия
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
-Что мы с вами сегодня узнали нового о союзе?
-Какие приметы мы выявили для определения союзов?
-Что вызвало сложности?
Образец ответа ученика
-Союзы пишутся слитно.
-Подбор союза, вопрос к союзу не задать и убрать частицу бы, же.
Резерв
Метод: индивидуального учета знаний
Прием: тестирование
-Ребята, у нас осталось немного времени. Давайте выполним проверочную работу по сочинительным и подчинительным союзам. Вам нужно выбрать 1 правильный ответ. См. приложение.
Метод: индивидуального учета знаний
Прием: тестирование, восстановленное списывание
-Для ребят, которые работают на опережение, я даю этот лист с упражнениями. Выполняйте его в свободное от упражнений время.
См. приложение
Приложение
Вариант.№1 1. Укажите сочинительный союз: 1) когда 2) хотя 3) зато 4) так как 2. Укажите сочинительный союз: 1) также 2) так что 3) потому что 4) оттого что 3. Укажите подчинительный союз: 1) же 2) или 3) ни..., ни 4) чтобы 4. Укажите подчинительный союз: 1) не то ..., не то 2) и 3) пока 4) как …, так и … 5. Укажите подчинительный союз: 1) будто 2) затем 3) куда 4) поэтому 6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки не расставлены): 1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.(А.Алексин) 2) Телюкову отлично был знаком этот приморский городок и он взял на себя роль экскурсовода. (И.Гребенюк) 3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.(М.Пришвин) 4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.(В.Шустов) 7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения: 1) Либо кто-то из летчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И.Гребенюк) 2) Ребята поужинали, но все еще сидели у костра. (В.Рыбаков) 3) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В.Шишков) 4) Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В.Беляев) 8. Укажите предложение с сочинительным союзом: 1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушит волнение 2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. (А.Рыбаков) 3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. (В.Астафьев) 4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.(И.Гребенюк) 9. Укажите предложение с подчинительным союзом: 1) Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах. (Д.Гранин) 2) Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар. (В.Шукшин) 3) Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки. (К.Воробьёв) 4) Единственный, кто мог помочь Мише достать у художника лодку, был Жердяй. (А.Рыбаков) 10. В каком предложении есть подчинительный союз? 1) Идти было легко, приятно - под ногами лежала не то пыль, не то труха.(В.Беляев) 2) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.(В.Беляев) 3) Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки. (И.Чесноков) 4) На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки. (В.Дудинцев) Тест по теме « Вариант.№2 1. Укажите сочинительный союз: 1) благодаря тому что 2) если 3) однако 4) что 2. Укажите сочинительный союз 1) в связи с тем что 2) тоже 3) чтобы 4) едва 3. Укажите подчинительный союз: 1) зато 2) то ..., то 3) либо 4) коли 4. Укажите подчинительный союз: 1) но 2) ибо 3) да 4) же 5. Укажите подчинительный союз: 1) словно 2) потому 3) который 4) откуда 6. Укажите сложное предложение, в котором союз соединяет простые предложения: 1) Нам нравились здесь и отбивные котлеты, и чистые скатерти. (П.Нилин) 2) Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать её от забора. 3) Яростно лаяла и рвалась на цепи собака.(В.Богомолов) 4) Виктор приветливо поздоровался и засунул чемодан под сиденье.(В.Шукшин) 7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения: 1) Генка ушел домой обедать, а Мишка бродил по горластому украинскому базару.(А.Рыбаков) 2) Если на училищном дворе звонили, мы слышали звонок у себя, на Заречье.(В.Беляев) 3) В Ревске становилось все тревожней, и мама торопилась с отъездом. (А.Рыбаков) 4) Шли летчики ловить рыбу, а поймали мертвого шпиона.(И.Гребенюк) 8. Укажите предложение с сочинительным союзом: 1) Проделанный саперами проход был узок, и двигаться по нему требовалось с величайшей осторожностью 2) Когда мы проснулись, было еще раннее утро. (П.Романов) 3) Никто в самолете не удивился, что рядом с пассажиром уселась обезьяна.(А.Алексин) 4) Миша уезжал в город, чтобы вновь попытаться открыть бронзовую птицу. (А.Рыбаков) 9. Укажите предложение с подчинительным союзом: 1) Однажды утром к старому дому, в котором жил Травка с папой и мамой, подъехал грузовик. (С.Розанов) 2) Я ведь не только в разведке, но и в бою-то еще ни разу не бывал. (М.Алексеев) 3) Улица дымилась колючим и морозным лунным светом.(М.Алексеев) 4) Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (К.Паустовский) 10. В каком предложении нет подчинительного союза? 1) Потом снег в этом месте почернел так, будто здесь грузили каменный уголь.(В.Беляев) 2) Пошёл раз Жилин под гору посмотреть, где живёт старик. (Л.Толстой) 3) Здесь, должно быть, глубоко, потому что Котька сразу скрылся под водой. (В.Беляев) 4) Будет очень неплохо, если кто-нибудь из вас выступит сейчас по этому вопросу. (П.Нилин)
Для сильных учеников
1. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Наконец миновав болота мы пересекли (не) большую но глубокую реч__нку которую без риска и не перейдёшь (в) брод. Мало (по) малу дорога стала подниматься и мы въехали в лес. Сторона (по) видимому была глухая. Пошла сплош___ одна сосна. Но вот сосна стала (по)немногу редеть и сквозь стволы проглядывала не (в)далеке равнина. (По) осеннему пахло сыростью. (В) дали что (то) блес__уло но (на) столько (не) ясно что (ни)как нельзя было рассмотреть что это такое. (По)напрасну всматривались мы (в) даль (на) встречу нам поднимался туман. После одного крутого пов___рота мы увидели мельничную пл___тину. При нашем прибл__жени к мельниц___ десятки ворон с криком разлетелись (в) рассыпную, неожида____о залаяла собака и (в) первые за весь день мы остановились у человеческого жилья. 2. Вставьте пропущенные буквы. Говорить взволнова___ , взглянуть рассея___о, семена рассея ы ветром, облегчё___о вздохнуть, общество удивле о, спросил удивлё о, спорили возбуждё___о, письмо написа___о а(к,кк)уратно, кольцо це____о. 3. Выполните разбор по составу. Думать по-прежнему Поступить преднамеренно Попросту сказать. Говорите погромче. Разделить на пятерых. 4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограмм. Слыш__тся (из) далек , выт___рать (до) сух , вернуться (за) светл , пересказать (до) слоен , об яснитъ (до) ходчив , освещается (из) редк___ , сгорело (до) чист___ , смотрел доверчив , изучить доскональн____, к снутъся (с) легк ___. 5. Раскройте скобки. Споит (на) искосок, разделить (на) двое, встать (на) цыпочки, уехать (за) границу, бороться (в) одиночку, идти (по) одному, изменилось (в) миг, вспоминать (в) последствии, выучить (на) изустъ, схва тить (на) лету, толкнуть (ис) (под) тишка, испугал (до) смерти, принять (в) серьёз, петь (в) (пол) голоса. 6. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выполните полный разбор предложения. Генерал чуть (чуть)3 было усмехнулся но подумал и пр___остановился оглядел ещ___ раз своего гостя (за) тем указал ему на стул сел (не) сколько (на) искось3 и в (не) терпел___ вом ожидании__ повер нулся к князю. 7. Определите, в каких предложениях неправильно употребляется наречие "обратно". Исправьте эти пред ложения. Но силой ветров от залива преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива. Мой товарищ обратно выполнил задание плохо. 3) Мы вчера были в лесу, завтра обратно пойдём. 4) Командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно. 5) Обратно дует ветер. 8. Замените наречие фразеологизмом. Сильно краснеть — до корней волос; крепко спит — быстро скакать — быстро бежать — громко кричать — хорошо знать — мало — встать рано — сделать плохо — близко —