kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка по теме "Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке содержатся разработка урока, технологическая карта, презентация к уроку, ссылка на просмотр кинофильма "Уроки французского", приложение. Данная методическая разработка поможет выпускникам готовиться к написанию сочинения в экзаменационной работе. В презентации прослеживаются все этапы работы на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 11 классе»

МКОУ СОШ с. Колено

Екатериновского района Саратовской области








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА







РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ

Космыниной Татьяны Ивановны,

учителя высшей категории

МКОУ СОШ с. Колено

Екатериновского района Саратовской области





















2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Очень трудным среди тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку является задание типа «С» - ориентированное на анализ научно – популярного, публицистического или художественного текста и написание сочинения – рассуждения.

В школьной практике обучения русскому языку и развитию речи эти вопросы рассматриваются слабо. Тем не менее в реальной жизни человек сталкивается чаще всего именно с этими стилевыми разновидностями текстов, особенно в средствах массовой информации, и умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать такие тексты жизненно важно и необходимо.

Далеко не всем удается проанализировать текст с точки зрения проблем, которые поднимает автор, выразить свою позицию и аргументировать её. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком.

В старших классах уделяется большое внимание подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. В 10 классе мы повторяем и систематизируем материал для успешного выполнения тестовых заданий, в 11 классе отрабатываем навыки написания сочинения – рассуждения по данному тексту.

Я предлагаю сценарий урока в выпускном классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ (задание С1 ЕГЭ по русскому языку), рассчитанный на 1 час.

Данный урок (в ряду с другими) будет полезен учителю, который стремится организовать наиболее эффективную подготовку учащихся к выполнению творческой части ЕГЭ по русскому языку. Этот урок лучше проводить в начале учебного года, так как он покажет пробелы в знаниях учащихся, и учитель сможет спланировать свою дальнейшую деятельность по устранению ошибок в работах выпускников.

Домашнее задание к этому уроку: устное сочинение на тему: «Мой любимый учитель».

Для закрепления полученного результата проведенного урока необходимо продолжить работу по формированию навыков написания сочинения – рассуждения.







Конспект урока русского языка в 11 классе

 

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

 

Оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, документ - камера

3) листы формата А 4, маркеры;

Ход урока

 

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).





Учитель:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка.

-Почему? - спросите вы. Давайте для начала посмотрим отрывок из фильма «Уроки французского», снятого по рассказу Валентина Распутина. А по ходу просмотра подумайте о том, какое чувство, которое испытывает когда-нибудь каждый из нас, ассоциируется с этим отрывком.



  1. Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока(для уч-ся, для учителя) слайд 2

Учитель:

- Речь на уроке пойдёт о любви. Вы сомневаетесь? Можно ли в просмотренном вами отрывке увидеть ту самую любовь, о которой вы подумали? А вообще, какая бывает любовь? (Любовь юноши к девушке, родителей к детям и детей к родителям, любовь к родному дому и своей родине, любовь к животным и другая любовь.) А о какой любви сегодня будем говорить мы?

Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства. Доброта спасёт мир! Но только ли доброта движет Лидией Михайловной в рассказе? Наряду с добротой стоит не менее важное чувство – любовь. Любовь учителя к своим ученикам.

О том, что такое любовь учителя к своим ученикам, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.



Ваша задача  подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)

Слайд 3 (с критериями)



  1. Работа над композицией сочинения.

Учитель:

- Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

У вас на столах разложены карточки, на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции написания части С. (работа в парах)

А один ученик работает с документ-камерой, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).

Слайд 4 (композиция сочинения-рассуждения) Проверка.



  1. Определение проблемы текста.

Учитель:

-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Слайд 5 (На первом этапе работы с текстом..)



-Для анализа я предлагаю вам текст Нины Викторовны Горлановой, который лежит у вас на столе.

Слайд 6 (Портрет Н.В. Горлановой)

Нина Викторовна Горланова родилась в 1947 году – российская писательница, художница, поэтесса, публикуется с 1980 года.



Слайд 7 (Текст)

Учитель:

- Сейчас прочитаем текст Нины Викторовны Горлановой по цепочке (чит. подгот. ученики) и подчеркнём ключевые слова текста. Вспомните, какие слова называются ключевыми?

Ученик 1: Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.

Ученик 2: В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста». уч-ся подчёркивают ключевые слова в тексте, а затем один текст проецируем через документ-камеру и проверяем )

Слайд 8 (Ключевые слова)

-Прочитаем все слова и словосочетания, которые вы выбрали.



-А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

 (рабочие листы даны каждому)

Критерий 1 требует определение проблемы.

- Что такое проблема текста?

Слайд 9 (Определение «Проблемы»)

Ученик: ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

(уч-ся определяют проблематику текста, т.е заявляют несколько проблем)



  1. Непростая судьба яркой личности.

  2. Тоска по родине.

  3. Проблема памяти о настоящем учителе.

Слайд 10

-Как вы видите, проблем в тексте может быть несколько, а вам нужно выбрать одну, более близкую вам или ту, которую будет проще прокомментировать.

Я хочу прочитать стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей!». Прослушав стихотворение, выберите ту проблему, которая отражена в нём, которая более близкая вам.

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых.

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:

Под новый год не шлем им поздравлений,

И в суете иль попросту из лени

Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где-то выдержит экзамен

На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

   А. Дементьев



Слайд 11 (Стихотворение)

Самая доступная для раскрытия и комментирования проблема в тексте – это проблема памяти о настоящем учителе.

Начать сочинение лучше всего с вопроса: «Какую память оставляет учитель в сердцах своих учеников?»

Слайд 12 (Проблема текста в сочинении)



Будет большой плюс, если вы скажете, к какой группе (нравственно-этической, философской, общечеловеческой, языковой и др.) относится выбранная вами проблема. Также хорошо отметить, актуальна она или не актуальна.

Какой характер носит эта проблема? (этический)

Актуальна ли она? (актуальна)



- Грамотно оформите формулировку проблемы текста в своих рабочих листах.



  1. Нахождение комментариев к проблеме.

-Что значит прокомментировать проблему?

Слайд 13

Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать» - объяснять, пояснять; комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста).

У любого ученика есть свой любимый учитель, которого он уважает больше других учителей, который останется в памяти на всю жизнь. Все вы окончите школу, поэтому данная проблема в большей или меньшей степени коснётся каждого из вас.

Именно такими словами можно прокомментировать проблему, которую ставит автор в тексте.

- Грамотно оформите комментарий к проблеме в своих рабочих листах.


  1. Формулировка позиции автора и своей позиции.

А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора. (предл.13, 14. Как любила учительница своих учеников! И они отплатили ей взаимностью! Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали…)

- Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.

Нина Викторовна считает, что память об учителях должна оставаться в каждом из нас. Мы не должны забывать о том хорошем, что дали нам преподаватели, сколько любви мы получили от них, и в будущем отплатить им взаимностью.

 

Сформулируйте свою позицию и запишите её.

Отразите своё отношение к позиции автора: согласны ли вы с ней или нет.



  1. Выбор аргументов.

Следующим этапом вашей работы над сочинением-рассуждением будет  задача – продумать аргументы своего сочинения-рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Хорошим аргументом, приведённым из литературного произведения, является произведение, с отрывка которого мы начали наш урок.



 -В чем вы видите трудности при написании сочинения – рассуждения? (трудно начать и закончить сочинение, не получается четко сформулировать проблему, аргументировать свою позицию)

  1. Просмотр речевых клише.

При написании сочинения-рассуждения не забывайте пользоваться речевыми клише.

Слайд 14








  1. Чтение притчи.

-Чтобы как–то поднять настроение и пробудить желание к работе, я расскажу вам одну притчу.

Верь в себя!

Жили – были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками…

Соревнования начались… Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:

-Это слишком сложно!

-Они НИКОГДА не заберутся на вершину!

-Нет шансов!

-Башня слишком высокая!

Маленькие лягушата начали падать один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше…

Толпа все равно кричала:

-Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!

Ещё больше лягушата устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. Тот единственный не поддался, приложив все свои усилия, забрался на вершину!

Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось… Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!!!

МОРАЛЬ

Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение… они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своем сердце!

Не забывай о силе слов. Верь в себя и в свои силы! ТЫ МОЖЕШЬ!!!


-Да, сочинение по тексту – трудная работа, но…выполнимая. Я верю в вас и хочу, чтобы вы поверили в себя!.


  1. Итог урока.

 

1. Домашнее задание:

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

 Слайд 15


2. Рефлексия.

Продолжите предложения

  • Для меня это важно и интересно …

  • Я получил конкретные рекомендации…

  • Мне было трудно (не понравилось)…

  • Моя оценка психологической атмосферы…

  • Для меня было недостаточно…

Приложение



1. Исходный текст

(1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой « Вот и вся любовь ». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).

(3) А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.

(6) На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!

(10) Я долго плакала, когда закончила читать повесть , и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.

(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».

— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.

(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.

(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов , писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво.

(24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце.

(28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть.


(По Н. Горлановой *)

2. Притча

Верь в себя!

Жили – были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками…

Соревнования начались… Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:

-Это слишком сложно!

-Они НИКОГДА не заберутся на вершину!

-Нет шансов!

-Башня слишком высокая!

Маленькие лягушата начали падать один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше…

Толпа все равно кричала:

-Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!

Ещё больше лягушата устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. Тот единственный не поддался, приложив все свои усилия, забрался на вершину!

Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось… Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!!!

МОРАЛЬ

Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение… они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своем сердце!

Не забывай о силе слов. Верь в себя и в свои силы! ТЫ МОЖЕШЬ!!!



3. Карточки

Вступление

Проблема

Комментарий

Позиция А(автора)

Позиция Я (собственная)

Аргумент №1(лит.)

Аргумент №2(жизн.)

Вывод



4. Речевые клише

Вступление и заявление проблемы

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?)...

Писатель верно подметил, как...

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

 

5. Критерии оценивания

  • К1. Формулировка проблемы — 1.

  • К2. Комментарий к проблеме — 2.

  • К3. Отражение позиции автора — 1.

  • К4. Аргументация — 3.

  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) —2.

  • К6. Точность и выразительность речи — 2.

  • К7. Орфография — 3.

  • К8. Пунктуация — 3.

  • К9. Грамматические ошибки — 2.

  • К10. Речевые ошибки — 2.

  • К11. Соблюдение этических норм — 1.

  • К12. Фактологическая точность — 1.

  • Всего - 23 балла.













Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение



1. Исходный текст

(1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой « Вот и вся любовь ». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).

(3) А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.

(6) На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!

(10) Я долго плакала, когда закончила читать повесть , и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.

(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».

— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.

(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.

(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов , писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво.

(24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце.

(28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть.


(По Н. Горлановой *)

2. Притча

Верь в себя!

Жили – были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками…

Соревнования начались… Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:

-Это слишком сложно!

-Они НИКОГДА не заберутся на вершину!

-Нет шансов!

-Башня слишком высокая!

Маленькие лягушата начали падать один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше…

Толпа все равно кричала:

-Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!

Ещё больше лягушата устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. Тот единственный не поддался, приложив все свои усилия, забрался на вершину!

Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось… Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!!!

МОРАЛЬ

Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение… они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своем сердце!

Не забывай о силе слов. Верь в себя и в свои силы! ТЫ МОЖЕШЬ!!!



3. Карточки

Вступление

Проблема

Комментарий

Позиция А(автора)

Позиция Я (собственная)

Аргумент №1(лит.)

Аргумент №2(жизн.)

Вывод



4. Речевые клише

Вступление и заявление проблемы

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?)...

Писатель верно подметил, как...

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

 

5. Критерии оценивания

  • К1. Формулировка проблемы — 1.

  • К2. Комментарий к проблеме — 2.

  • К3. Отражение позиции автора — 1.

  • К4. Аргументация — 3.

  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) —2.

  • К6. Точность и выразительность речи — 2.

  • К7. Орфография — 3.

  • К8. Пунктуация — 3.

  • К9. Грамматические ошибки — 2.

  • К10. Речевые ошибки — 2.

  • К11. Соблюдение этических норм — 1.

  • К12. Фактологическая точность — 1.

  • Всего - 23 балла.















Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»



Технологическая карта урока по теме:

«Подготовка к написанию сочинения

в формате ЕГЭ»




Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-рассуждению из задания С ЕГЭ.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, определять проблему текста, позицию автора и свою, аргументировать свою позицию.

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста-рассуждения.

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, кинофильм, таблицы.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организа

ционный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.




















Постановка

учебной задачи.









1.Приветствие и вступительное слово учителя.

2. Мотивирует обучающихся к определению цели урока через просмотр отрывка из кинофильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

(О том, что такое любовь учителя к своим ученикам, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.)


Задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)


Дети называют виды «любви» и приходят к выводу, что речь на уроке будет идти о любви учителя к ученикам.



















Пользуясь критериями оценки ученики готовят материал для написания сочинения.






Личностные,

Мотивация















Регулятивные,

целеполагание


II. Учебная задача

1.Работа над композицией сочинения.







2.Определение проблемы и текста.

Повторение определения «проблемы».









3.Работа с текстом.

Чтение вслух с целью выделения в тексте ключевых слов.








4.Выбор проблемы, которая будет отражена в сочинении.






5.Нахождение комментариев к поставленной проблеме.



6.Формулировка позиции автора и своей.
















7.Выбор аргументов.






















8. Просмотр речевых клише.






9. Мотивация к написанию сочинения.







1.Повторение композиции текста сочинения-рассуждения. Составление из элементов плана сочинения-рассуждения.



Повторение термина проблема текста.

Чтение стихотворения А.Дементьева «Не смейте забывать учителей»

Сопоставить в паре «вопрос – ответ» проблемы текста и позиции автора.




Прочитайте текст выразительно по цепочке.


Листы с ключевыми словами проектируются через документ-камеру и проверяются.



Назовите все проблемы, которые автор поднимает в своём тексте. Выберете саму близкую или простую для вас.


Как автор комментирует поставленную в тексте проблему?



А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора.

Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.

Сформулируйте свою позицию и запишите её.

Отразите своё отношение к позиции автора: согласны ли вы с ней или нет.




Следующим этапом вашей работы над сочинением-рассуждением будет  задача – продумать аргументы своего сочинения-рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Хорошим аргументом, приведённым из литературного произведения, является произведение, с отрывка которого мы начали наш урок.





При написании сочинения-рассуждения не забывайте пользоваться речевыми клише.


Чтение притчи.

Чтобы как–то поднять настроение и пробудить желание к работе, я расскажу вам одну притчу.






Из карточек с элементами композиции дети составляю план написания сочинения-рассуждения. Один ученик работает с таким же заданием у доски.


Называют определение термина проблема. Слушают стихотворение, определяют его проблематику.

На партах у каждого лежат рабочие листы.

По ходу урока заполняют их словами и фразами для будущего сочинения.



Читают текст выразительно по цепочке.


На рабочих листах записывают найденные ключевые слова.



Называют все отражённые в тексте проблемы. Выбирают ту, над которой будут работать в своих сочинениях.



Грамотно оформляют комментарий на рабочих листах.




Находят и составляют предложение, отражающее позицию автора.















Дети самостоятельно продумывают аргументы своего сочинения и записывают на рабочих листах.

















Подбирают подходящие для своего сочинения речевые клише.





Дети слушают притчу.






Регулятивные

Коммуникативные









Метапредметные














Регулятивные

Коммуникативные



Метапредметные






Познавательные








Познавательные

Умение отбирать главное.




Познавательные

Метапредметные

















Регулятивные








Личностные














Познавательные














III.Итог урока.

1.Домашнее задание.



2. Рефлексия.








Написать сочинение-рассуждение.



Продолжите предложения

  • Для меня это важно и интересно …

  • Я получил конкретные рекомендации…

  • Мне было трудно (не понравилось)…

  • Моя оценка психологической атмосферы…

Для меня было недостаточно…

Записывают домашнее задание.



Ученики продолжают предложения и записывают их на листах. Затем




Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку русского языка по теме Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ»

Автор: Космынина Т.И., Автор: Космынина Т.И., Автор: Космынина Т.И.,  учитель русского языка и литературы  учитель русского языка и литературы  учитель русского языка и литературы
  • Автор: Космынина Т.И.,
  • Автор: Космынина Т.И.,
  • Автор: Космынина Т.И.,

учитель русского языка и литературы

  • учитель русского языка и литературы
  • учитель русского языка и литературы

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ЕГЭ

Цели урока: Образовательные : 1)продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; 2)учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Развивающие: 1)развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию; 2)развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект. Воспитательные : 1)способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения; 2)формировать бережное отношение к языку.

Цели урока:

Образовательные :

1)продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2)учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1)развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2)развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные :

1)способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2)формировать бережное отношение к языку.

Критерии оценивания  части С (2014г.)

Критерии оценивания части С (2014г.)

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 2.
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 2.
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 1.
  • Всего - 23 балла.
Запишите в необходимой последовательности основные части сочинения 1. Вступление 2. Формулировка проблемы. 3. Комментарий к проблеме. 4. Позиция А (автора) 5. Позиция Я (собственная) 6. Аргумент 1 (пример из литературного произведения) 7. Аргумент 2 (пример из жизни) 8. Вывод.

Запишите в необходимой последовательности основные части сочинения

1. Вступление

2. Формулировка проблемы.

3. Комментарий к проблеме.

4. Позиция А (автора)

5. Позиция Я (собственная)

6. Аргумент 1 (пример из литературного произведения)

7. Аргумент 2 (пример из жизни)

8. Вывод.

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Вопрос- это …(проблема) Ответ-это …(позиция)

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа.

Вопрос- это …(проблема)

Ответ-это …(позиция)

Нина Викторовна Горланова, российская писательница, родилась 23 ноября 1947 года в крестьянской семье. Окончила филологический факультет Пермского государственного университета (1970). Работала лаборантом в Пермском фармацевтическом институте (1970-71) и Пермском политехническом институте (1971-72), младшим научным сотрудником в Пермском университете (1972-77), библиотекарем в школе рабочей молодежи (1977-89), с 1989 — методист в Доме пионеров и школьников Перми (ныне — Дом детского творчества «Рифей»). Печатается с 1980 года. Член Союза российских писателей (1992).

Нина Викторовна Горланова, российская писательница, родилась 23 ноября 1947 года в крестьянской семье. Окончила филологический факультет Пермского государственного университета (1970). Работала лаборантом в Пермском фармацевтическом институте (1970-71) и Пермском политехническом институте (1971-72), младшим научным сотрудником в Пермском университете (1972-77), библиотекарем в школе рабочей молодежи (1977-89), с 1989 — методист в Доме пионеров и школьников Перми (ныне — Дом детского творчества «Рифей»). Печатается с 1980 года. Член Союза российских писателей (1992).

(1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой « Вот и вся любовь ». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет). (3) А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем. (6) На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня! (10) Я долго плакала, когда закончила читать повесть , и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали. (16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить». — (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я. (19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ. (20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов , писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво. (24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце. (28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть. (По Н. Горлановой *) * Нина Викторовна Горланова (род. в 1947) — российская писательница, публикуется с 1980 года.

ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача),  в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача),

в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Не смейте забывать учителей.  Они о нас тревожатся и помнят,  И в тишине задумавшихся комнат  Ждут наших возвращений и вестей.  Им не хватает этих встреч нечастых.  И сколько бы ни миновало лет,  Слагается учительское счастье  Из наших ученических побед.  А мы порой так равнодушны к ним:  Под новый год не шлем им поздравлений,  И в суете иль попросту из лени  Не пишем, не заходим, не звоним.  Они нас ждут. Они следят за нами  И радуются всякий раз за тех,  Кто снова где-то выдержит экзамен  На мужество, на честность, на успех.  Не смейте забывать учителей.  Пусть будет жизнь достойна их усилий.  Учителями славится Россия,  Ученики приносят славу ей.  Не смейте забывать учителей.      А. Дементьев

Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят, И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых. И сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из наших ученических побед. А мы порой так равнодушны к ним: Под новый год не шлем им поздравлений, И в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним. Они нас ждут. Они следят за нами И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержит экзамен На мужество, на честность, на успех. Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей.     А. Дементьев

«комментировать» - объяснять, пояснять ;  к омментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста

«комментировать» - объяснять, пояснять ;

к омментарий к проблеме

это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста

Вступление и заявление проблемы * В тексте рассматривается проблема…

* Проблеме (какой?) посвящен текст…

* Проблема, обсуждаемая в тексте...

Комментарии * С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...

* По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...

* Автор обращает внимание на то, что…

* Автор рассуждает о том, как важно…

* Автор приводит примеры…

* Автор убедительно рассказывает (о чём?)...

* Писатель верно подметил, как...

* На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...

Позиция автора * Автор приходит к выводу (что?)...

* Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

Позиция собственная * Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

* Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

Аргументы * Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

* Правоту моих слов подтверждают …

* Во-первых, … во-вторых…

* Народная мудрость гласит: «…».

Вывод * Статья вызвала во мне …

* Хочется верить в то, что …

* Мы, молодое поколение, надеемся …

* Статья заставляет нас задуматься, переосмыслить, разобраться …

Речевые клише


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Космынина Татьяна Ивановна

Дата: 05.12.2015

Номер свидетельства: 262380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства