МКОУ СОШ с. Колено
Екатериновского района Саратовской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
Космыниной Татьяны Ивановны,
учителя высшей категории
МКОУ СОШ с. Колено
Екатериновского района Саратовской области
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Очень трудным среди тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку является задание типа «С» - ориентированное на анализ научно – популярного, публицистического или художественного текста и написание сочинения – рассуждения.
В школьной практике обучения русскому языку и развитию речи эти вопросы рассматриваются слабо. Тем не менее в реальной жизни человек сталкивается чаще всего именно с этими стилевыми разновидностями текстов, особенно в средствах массовой информации, и умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать такие тексты жизненно важно и необходимо.
Далеко не всем удается проанализировать текст с точки зрения проблем, которые поднимает автор, выразить свою позицию и аргументировать её. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком.
В старших классах уделяется большое внимание подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. В 10 классе мы повторяем и систематизируем материал для успешного выполнения тестовых заданий, в 11 классе отрабатываем навыки написания сочинения – рассуждения по данному тексту.
Я предлагаю сценарий урока в выпускном классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ (задание С1 ЕГЭ по русскому языку), рассчитанный на 1 час.
Данный урок (в ряду с другими) будет полезен учителю, который стремится организовать наиболее эффективную подготовку учащихся к выполнению творческой части ЕГЭ по русскому языку. Этот урок лучше проводить в начале учебного года, так как он покажет пробелы в знаниях учащихся, и учитель сможет спланировать свою дальнейшую деятельность по устранению ошибок в работах выпускников.
Домашнее задание к этому уроку: устное сочинение на тему: «Мой любимый учитель».
Для закрепления полученного результата проведенного урока необходимо продолжить работу по формированию навыков написания сочинения – рассуждения.
Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
Оборудование:
1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;
2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, документ - камера
3) листы формата А 4, маркеры;
Ход урока
Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).
Учитель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка.
-Почему? - спросите вы. Давайте для начала посмотрим отрывок из фильма «Уроки французского», снятого по рассказу Валентина Распутина. А по ходу просмотра подумайте о том, какое чувство, которое испытывает когда-нибудь каждый из нас, ассоциируется с этим отрывком.
Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока(для уч-ся, для учителя) слайд 2
Учитель:
- Речь на уроке пойдёт о любви. Вы сомневаетесь? Можно ли в просмотренном вами отрывке увидеть ту самую любовь, о которой вы подумали? А вообще, какая бывает любовь? (Любовь юноши к девушке, родителей к детям и детей к родителям, любовь к родному дому и своей родине, любовь к животным и другая любовь.) А о какой любви сегодня будем говорить мы?
Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства. Доброта спасёт мир! Но только ли доброта движет Лидией Михайловной в рассказе? Наряду с добротой стоит не менее важное чувство – любовь. Любовь учителя к своим ученикам.
О том, что такое любовь учителя к своим ученикам, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.
Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)
Слайд 3 (с критериями)
Работа над композицией сочинения.
Учитель:
- Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки которой ведут вверх.
У вас на столах разложены карточки, на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции написания части С. (работа в парах)
А один ученик работает с документ-камерой, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).
Слайд 4 (композиция сочинения-рассуждения) Проверка.
Определение проблемы текста.
Учитель:
-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).
Слайд 5 (На первом этапе работы с текстом..)
-Для анализа я предлагаю вам текст Нины Викторовны Горлановой, который лежит у вас на столе.
Слайд 6 (Портрет Н.В. Горлановой)
Нина Викторовна Горланова родилась в 1947 году – российская писательница, художница, поэтесса, публикуется с 1980 года.
Слайд 7 (Текст)
Учитель:
- Сейчас прочитаем текст Нины Викторовны Горлановой по цепочке (чит. подгот. ученики) и подчеркнём ключевые слова текста. Вспомните, какие слова называются ключевыми?
Ученик 1: Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.
Ученик 2: В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста». уч-ся подчёркивают ключевые слова в тексте, а затем один текст проецируем через документ-камеру и проверяем )
Слайд 8 (Ключевые слова)
-Прочитаем все слова и словосочетания, которые вы выбрали.
-А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.
(рабочие листы даны каждому)
Критерий 1 требует определение проблемы.
- Что такое проблема текста?
Слайд 9 (Определение «Проблемы»)
Ученик: ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
(уч-ся определяют проблематику текста, т.е заявляют несколько проблем)
Непростая судьба яркой личности.
Тоска по родине.
Проблема памяти о настоящем учителе.
Слайд 10
-Как вы видите, проблем в тексте может быть несколько, а вам нужно выбрать одну, более близкую вам или ту, которую будет проще прокомментировать.
Я хочу прочитать стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей!». Прослушав стихотворение, выберите ту проблему, которая отражена в нём, которая более близкая вам.
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под новый год не шлем им поздравлений,
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
А. Дементьев
Слайд 11 (Стихотворение)
Самая доступная для раскрытия и комментирования проблема в тексте – это проблема памяти о настоящем учителе.
Начать сочинение лучше всего с вопроса: «Какую память оставляет учитель в сердцах своих учеников?»
Слайд 12 (Проблема текста в сочинении)
Будет большой плюс, если вы скажете, к какой группе (нравственно-этической, философской, общечеловеческой, языковой и др.) относится выбранная вами проблема. Также хорошо отметить, актуальна она или не актуальна.
Какой характер носит эта проблема? (этический)
Актуальна ли она? (актуальна)
- Грамотно оформите формулировку проблемы текста в своих рабочих листах.
Нахождение комментариев к проблеме.
-Что значит прокомментировать проблему?
Слайд 13
Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать» - объяснять, пояснять; комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста).
У любого ученика есть свой любимый учитель, которого он уважает больше других учителей, который останется в памяти на всю жизнь. Все вы окончите школу, поэтому данная проблема в большей или меньшей степени коснётся каждого из вас.
Именно такими словами можно прокомментировать проблему, которую ставит автор в тексте.
- Грамотно оформите комментарий к проблеме в своих рабочих листах.
Формулировка позиции автора и своей позиции.
А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора. (предл.13, 14. Как любила учительница своих учеников! И они отплатили ей взаимностью! Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали…)
- Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.
Нина Викторовна считает, что память об учителях должна оставаться в каждом из нас. Мы не должны забывать о том хорошем, что дали нам преподаватели, сколько любви мы получили от них, и в будущем отплатить им взаимностью.
Сформулируйте свою позицию и запишите её.
Отразите своё отношение к позиции автора: согласны ли вы с ней или нет.
Выбор аргументов.
Следующим этапом вашей работы над сочинением-рассуждением будет задача – продумать аргументы своего сочинения-рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Хорошим аргументом, приведённым из литературного произведения, является произведение, с отрывка которого мы начали наш урок.
-В чем вы видите трудности при написании сочинения – рассуждения? (трудно начать и закончить сочинение, не получается четко сформулировать проблему, аргументировать свою позицию)
Просмотр речевых клише.
При написании сочинения-рассуждения не забывайте пользоваться речевыми клише.
Слайд 14
Чтение притчи.
-Чтобы как–то поднять настроение и пробудить желание к работе, я расскажу вам одну притчу.
Верь в себя!
Жили – были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками…
Соревнования начались… Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:
-Это слишком сложно!
-Они НИКОГДА не заберутся на вершину!
-Нет шансов!
-Башня слишком высокая!
Маленькие лягушата начали падать один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше…
Толпа все равно кричала:
-Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!
Ещё больше лягушата устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. Тот единственный не поддался, приложив все свои усилия, забрался на вершину!
Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось… Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!!!
МОРАЛЬ
Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение… они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своем сердце!
Не забывай о силе слов. Верь в себя и в свои силы! ТЫ МОЖЕШЬ!!!
-Да, сочинение по тексту – трудная работа, но…выполнимая. Я верю в вас и хочу, чтобы вы поверили в себя!.
Итог урока.
1. Домашнее задание:
-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.
Слайд 15
2. Рефлексия.
Продолжите предложения
Для меня это важно и интересно …
Я получил конкретные рекомендации…
Мне было трудно (не понравилось)…
Моя оценка психологической атмосферы…
Для меня было недостаточно…
Приложение
1. Исходный текст
(1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой « Вот и вся любовь ». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).
(3) А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.
(6) На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!
(10) Я долго плакала, когда закончила читать повесть , и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.
(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.
(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов , писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво.
(24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце.
(28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть.
(По Н. Горлановой *)
2. Притча
Верь в себя!
Жили – были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками…
Соревнования начались… Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:
-Это слишком сложно!
-Они НИКОГДА не заберутся на вершину!
-Нет шансов!
-Башня слишком высокая!
Маленькие лягушата начали падать один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше…
Толпа все равно кричала:
-Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!
Ещё больше лягушата устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. Тот единственный не поддался, приложив все свои усилия, забрался на вершину!
Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось… Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!!!
МОРАЛЬ
Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение… они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своем сердце!
Не забывай о силе слов. Верь в себя и в свои силы! ТЫ МОЖЕШЬ!!!
3. Карточки
Вступление
Проблема
Комментарий
Позиция А(автора)
Позиция Я (собственная)
Аргумент №1(лит.)
Аргумент №2(жизн.)
Вывод
4. Речевые клише
Вступление и заявление проблемы
В тексте рассматривается проблема…
Проблеме (какой?) посвящен текст…
Проблема, обсуждаемая в тексте...
КОММЕНТАРИЙ
С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...
По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...
Автор обращает внимание на то, что…
Автор рассуждает о том, как важно…
Автор приводит примеры…
Автор убедительно рассказывает (о чём?)...
Писатель верно подметил, как...
На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Автор приходит к выводу (что?)...
Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».
ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ
Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …
Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…
АРГУМЕНТЫ
Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…
Правоту моих слов подтверждают …
Во-первых, … во-вторых…
Народная мудрость гласит: «…».
ВЫВОД
Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…
5. Критерии оценивания
К1. Формулировка проблемы — 1.
К2. Комментарий к проблеме — 2.
К3. Отражение позиции автора — 1.
К4. Аргументация — 3.
К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) —2.
К6. Точность и выразительность речи — 2.
К7. Орфография — 3.
К8. Пунктуация — 3.
К9. Грамматические ошибки — 2.
К10. Речевые ошибки — 2.
К11. Соблюдение этических норм — 1.
К12. Фактологическая точность — 1.
Всего - 23 балла.