kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка по теме "Частицы и их роль в русском языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие было проведено в рамках конкурса «Преподаватель года в системе СПО» и может быть использовано как идея для организации подобного урока по любой другой теме русского языка. Материал, представленный в конспекте, будет интересен и в 7 классе, и в 11 (при подготовке к ЕГЭ).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме "Частицы и их роль в русском языке" »

Данное занятие было проведено в рамках конкурса «Преподаватель года в системе СПО» и может быть использовано как идея для организации подобного урока по любой другой теме русского языка.


Методический аппарат педагогического проекта


Учебный предмет: русский язык

Учебный модуль: морфология

Тема занятия: Частицы и их роль в русском языке

Учебное время: 20 мин.

Цель занятия: повышение качества усвоения темы «Частица» посредством учебного диалога.

Задачи проекта:

  • Уточнить и дополнить представление о частице как части речи.

  • Совершенствовать умения употреблять частицы в устной речи.

  • Развивать коммуникативные свойства речи, способность чувствовать красоту и богатство родного языка как части общечеловеческой культуры.

Средства реализации проекта:

  • Диалог как средство вовлечения студентов в учебный процесс.

  • Средства оптимизации обучения (мультимедийная презентация, рабочая карта урока, комплекс заданий).

Форма занятия: мультимедийное интегрированное учебное занятие

Прогнозируемый результат:

  • Понимание смысловых функций частиц.

  • Повышение уровня культуры диалога.

  • Совершенствование коммуникативных свойств речи.



Содержание занятия по русскому языку «Частицы и их роль в русском языке»

  1. Организационно-психологический момент

Слово преподавателя. В 1943 году Антуан Сент-Экзюпери написал сказку о Маленьком принце. Прошло уже много лет, но эта история по-прежнему притягивает и завораживает. Сегодня вам предстоит путешествие на планету Маленького принца. Учёные называют её астероид Б-612, а мы назовём её – Планета Частица. Она часть Вселенной, и она также мала, как и частицы, о которых нам предстоит узнать нечто новое. (Слово сопровождается мультимедийной презентацией).


  1. Углубление и совершенствование теоретических знаний по теме «Частица»

Тема нашего занятия - «Частицы и их роль в русском языке».

- Какой, по вашему мнению, может быть цель нашей работы?

Коллективное формулирование целей занятия, запись их на доске одним из студентов.

- Готовы вы сейчас ответить на эти вопросы? (Часть ответов можно принять сразу, чтобы оценить уровень знаний по теме и скорректировать дальнейшую работу).

Коллективное формулирование определения частицы на основе языкового наблюдения. Материал для наблюдения представлен на слайде презентации.

Делается вывод о назначении частиц и о существующих разрядах.

Слово преподавателя (обращение к тексту сказки). У Маленького принца было очень важное правило: Проснулся, привёл себя в порядок, приведи в порядок свою планету. Дело в том, что почва его планеты была заражена семенами баобабов, и было просто необходимо каждый день внимательно просматривать ростки и убирать вредоносные, чтобы маленькая планета не погибла. Сейчас мы с вами займёмся прополкой баобабов.

Задание. Необходимо внимательно просмотреть предложенный фрагмент текста и отыскать все частицы (подчеркнуть, обвести). Задание выполняется индивидуально, в рабочих картах.

После того как студенты сообщают «количество найденных баобабов», предлагается слайд, где выделены все частицы. Организуется чтение фрагмента с правильным интонированием.


  1. Формирование практических умений и навыков

Слово преподавателя (обращение к тексту сказки). Однажды на планете Маленького принца появился удивительный цветок. За историей развития их отношений стоят, конечно же, отношения Мужчины и Женщины. А в этих отношениях очень часто рождается фраза: Я тебя люблю…

Давайте посмотрим, как могут изменить эти всем понятные слова маленькие частицы.

Упражнение с трансформацией текста. Фраза Я тебя люблю… записана на доске. У учащихся комплект карточек с записанными на них частицами. Необходимо выбрать частицу, подобрать ей место в фразе и объяснить смысл произошедших изменений. Карточки фиксируются на доске с помощью магнитов.

Полученные «трансформеры» коллективно обсуждаются с выявлением личностной позиции.


  1. Рефлексия

Путешествие подошло к концу. Вы возвращаетесь на Землю. С каким багажом вы вернулись?

Возвращение к целям, вопросам, поставленным в начале занятия, и организация их сопоставления с полученным опытом.



Рабочий лист занятия

Частицы и их роль в русском языке

Цель занятия - ________________________________________________________________

Материал для справок

Разряды частиц

  • Формообразовательные (пусть, пускай, да, бы)

  • Указательные (вот, вон, вот и)

  • Уточнительные (именно, как раз)

  • Ограничительные (лишь, только, только лишь)

  • Усилительные (даже, и, ведь, же)

  • Утвердительные (да, так, ага)

  • Отрицательные (не, ни, нет)

  • Вопросительные (ли, разве, неужели)

  • Восклицательные (что за, как, просто)



Материал для наблюдения

- Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?

- Да, правда.

- Вот хорошо!

- Значит, они и баобабы тоже едят?

- Баобабы - не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже ты приведешь целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.

- Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

- Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

- А как же!




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Газалова Ольга Васильевна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "статья "Приемы анализа и интерпретации повести А.С.Пушкина "Метель" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-priiemy-analiza-i-intierprietatsii-poviesti-a-s-pushkina-mietiel"
    ["file_id"] => string(6) "231766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442611758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства