Методическая разработка урока русского языка по теме "Частицы и их роль в русском языке"
Методическая разработка урока русского языка по теме "Частицы и их роль в русском языке"
Данное занятие было проведено в рамках конкурса «Преподаватель года в системе СПО» и может быть использовано как идея для организации подобного урока по любой другой теме русского языка. Материал, представленный в конспекте, будет интересен и в 7 классе, и в 11 (при подготовке к ЕГЭ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме "Частицы и их роль в русском языке" »
Данное занятие было проведено в рамках конкурса «Преподаватель года в системе СПО» и может быть использовано как идея для организации подобного урока по любой другой теме русского языка.
Методический аппарат педагогического проекта
Учебный предмет: русский язык
Учебный модуль: морфология
Тема занятия: Частицы и их роль в русском языке
Учебное время: 20 мин.
Цель занятия: повышение качества усвоения темы «Частица» посредством учебного диалога.
Задачи проекта:
Уточнить и дополнить представление о частице как части речи.
Совершенствовать умения употреблять частицы в устной речи.
Развивать коммуникативные свойства речи, способность чувствовать красоту и богатство родного языка как части общечеловеческой культуры.
Средства реализации проекта:
Диалог как средство вовлечения студентов в учебный процесс.
Средства оптимизации обучения (мультимедийная презентация, рабочая карта урока, комплекс заданий).
Форма занятия: мультимедийное интегрированное учебное занятие
Прогнозируемый результат:
Понимание смысловых функций частиц.
Повышение уровня культуры диалога.
Совершенствование коммуникативных свойств речи.
Содержание занятия по русскому языку «Частицы и их роль в русском языке»
Организационно-психологический момент
Слово преподавателя. В 1943 году Антуан Сент-Экзюпери написал сказку о Маленьком принце. Прошло уже много лет, но эта история по-прежнему притягивает и завораживает. Сегодня вам предстоит путешествие на планету Маленького принца. Учёные называют её астероид Б-612, а мы назовём её – Планета Частица. Она часть Вселенной, и она также мала, как и частицы, о которых нам предстоит узнать нечто новое. (Слово сопровождается мультимедийной презентацией).
Углубление и совершенствование теоретических знаний по теме «Частица»
Тема нашего занятия - «Частицы и их роль в русском языке».
- Какой, по вашему мнению, может быть цель нашей работы?
Коллективное формулирование целей занятия, запись их на доске одним из студентов.
- Готовы вы сейчас ответить на эти вопросы? (Часть ответов можно принять сразу, чтобы оценить уровень знаний по теме и скорректировать дальнейшую работу).
Коллективное формулирование определения частицы на основе языкового наблюдения. Материал для наблюдения представлен на слайде презентации.
Делается вывод о назначении частиц и о существующих разрядах.
Слово преподавателя (обращение к тексту сказки). У Маленького принца было очень важное правило: Проснулся, привёл себя в порядок, приведи в порядок свою планету. Дело в том, что почва его планеты была заражена семенами баобабов, и было просто необходимо каждый день внимательно просматривать ростки и убирать вредоносные, чтобы маленькая планета не погибла. Сейчас мы с вами займёмся прополкой баобабов.
Задание. Необходимо внимательно просмотреть предложенный фрагмент текста и отыскать все частицы (подчеркнуть, обвести). Задание выполняется индивидуально, в рабочих картах.
После того как студенты сообщают «количество найденных баобабов», предлагается слайд, где выделены все частицы. Организуется чтение фрагмента с правильным интонированием.
Формирование практических умений и навыков
Слово преподавателя (обращение к тексту сказки). Однажды на планете Маленького принца появился удивительный цветок. За историей развития их отношений стоят, конечно же, отношения Мужчины и Женщины. А в этих отношениях очень часто рождается фраза: Я тебя люблю…
Давайте посмотрим, как могут изменить эти всем понятные слова маленькие частицы.
Упражнение с трансформацией текста. Фраза Я тебя люблю… записана на доске. У учащихся комплект карточек с записанными на них частицами. Необходимо выбрать частицу, подобрать ей место в фразе и объяснить смысл произошедших изменений. Карточки фиксируются на доске с помощью магнитов.
Полученные «трансформеры» коллективно обсуждаются с выявлением личностной позиции.
Рефлексия
Путешествие подошло к концу. Вы возвращаетесь на Землю. С каким багажом вы вернулись?
Возвращение к целям, вопросам, поставленным в начале занятия, и организация их сопоставления с полученным опытом.
Рабочий лист занятия
Частицы и их роль в русском языке
Цель занятия - ________________________________________________________________
Материал для справок
Разряды частиц
Формообразовательные (пусть, пускай, да, бы)
Указательные (вот, вон, вот и)
Уточнительные (именно, как раз)
Ограничительные (лишь, только, только лишь)
Усилительные (даже, и, ведь, же)
Утвердительные (да, так, ага)
Отрицательные (не, ни, нет)
Вопросительные (ли, разве, неужели)
Восклицательные (что за, как, просто)
Материал для наблюдения
- Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?
- Да, правда.
- Вот хорошо!
- Значит, они и баобабы тоже едят?
- Баобабы - не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже ты приведешь целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.
- Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.
- Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?