Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры"»
Тема Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Цели урока:
дать учащимся понятие о взаимосвязи языка и общества, языка и культуры носителей данного языка;
совершенствовать навыки работы с научно-учебным, лингвистическим текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Каковы две основные функции русского языка в жизни человеческого общества?
- Какова роль русского языка в жизни нашего государства?
- К какой группе славянских языков он относится?
- Помогает ли это в общении людей славянской национальности?
- Перечислите официальные и рабочие языки ОНН?
- Назовите реформаторов русского языка?
- Используя домашнее упражнение, докажите, что русский язык богат, образен, выразителен.
2. Обзор проверенных работ (мини-диктанты): оценки, ошибки. Дома сделать работу над ошибками.
III. Работа по теме урока.
- Почему сейчас активно изменяется язык?
(1. Жаргонизмы, арготизмы - используют ограниченные группы лиц, например, молодёжный жаргон: видак, тусоваться, прикид, тёлка.2. Неологизмы. Окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы). 3. Заимствованные слова. 4. Термины, профессионализмы. 5. Эвфемизмы (с их помощью заменяются грубые обозначения какого-нибудь неприятного явления: полный вместо толстый, уклоняться от истины вместо лгать). 6. Экзотизмы (слова иностранных слов, называющие явления быта других народов и их специфические черты: чум, яранга, мулла, сакля, денди, сэр).
IV. Реализация смысла.
1. Вступительное слово учителя. Язык и общество. Язык и культура.
Язык, будучи средством общения людей, тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отклик в языке.
Прежде всего это отражается на словарном составе языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов сопровождается исчезновением из общего употребления и соответствующих слов
(Архаизмы - устаревшие слова, вытесненные более современными: град - город, страж - сторож. Историзмы - называют предметы, вышедшие из употребления: боярин, пищаль, урядник, конка.)
С развитием техники, науки, искусства, всех сфер общественной жизни появляются новые понятия и новые слова. Новые орудия труда, предметы домашнего обихода, новые представления о мире несут с собой и новую лексику. Вместе с ними в языке беспрерывно появляются неологизмы.
Более медленно, но всё же изменяются и фонетический строй языка, и его морфология, синтаксис. Связано это и с внутренними закономерностями языка, и с жизнью общества, ускорением темпа жизни, повышения уровня грамотности и общей культуры носителей языка.
2. Подтвердим это, работая с упр. № 9 и № 10 (языковедческие тексты Л.П.Крысина).
Задание:
- Формулирование основных тезисов (письменно);
- Подготовка краткого устного изложения содержания с использованием составленных тезисов;
- Выполнение дополнительных заданий № 3 (упр.9) и № 1 (упр.10).
3. Закрепление знаний и умений - через проверку упр.9-10. (Выступления уч-ся).
Понятия: культура, взаимосвязь языка и культуры, влияние одного народа на другой, взаимообогащение языков, заимствования, самобытность национального языка.
4. Выскажите собственные мнения:
- Нужна ли единая языковая политика в государстве?
- Если нужна, то почему?
- В чём она может и должна проявляться? Приведите конкретные примеры.
(Создаются словари и справочники, нормирующие произношение, ударение, словоупотребление, построение словосочетаний и предложений, защита родного языка от его огрубления, принижения, засорения ненужными заимствованиями из других языков - всё это дело языковой политики, осуществляемое самим обществом, передовой его частью под руководством государственных органов. Мы должны бережно относиться к культурным, духовным ценностям, запечатлённым в языке. Язык должен помогать в воспитании патриотических чувств россиян, национальной гордости, т. е он связан с историей).
- Как вы понимаете смысл слов «внутренние закономерности языка»?
( Звуки речи - лексический фонд - морфология - синтаксис - все они взаимосвязаны. Они не могут быть изменены какими-либо законами, указами сверху)
V. Рефлексия. Письменная
- Дополните предложение « Язык связан с …. (обществом, культурой, историей)».
VI. Домашнее задание.
1. Подготовить устное сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей
(по упр. 9, 10);
2. Одно из упр. 2-6, которое ещё не делали дописать (для повышения грамотности).
3. Выполнить работу над ошибками в рабочей тетради.