kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока. Особенности письма как эпистолярного жанра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  данного урока является знакомство с историей эпистолярного жанра, формирование навыков написания письма личного характера. В ходе урока учитель даёт представление о жанре эпистолярного письма, знакоит с правилами написания письма личного характера, развивает письменную монологическую и диалогическую речь, орфографические и пунктуационные навыки, интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи; воспитывает любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока. Особенности письма как эпистолярного жанра. »

Тема: Особенности письма как эпистолярного жанра.

Цель: Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, сформировать навыки написания личного письма.

Задачи: дать представление об эпистолярном жанре, познакомить с правилами написания личного письма, научить писать письмо личного характера;

развивать письменную монологическую и диалогическую речь, орфографические и пунктуационные навыки, интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи;

воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения.

Оборудование: индивидуальные конверты- письма, презентация, раздаточный материал «Советы и пожелания», «Узелки на память».

Ход урока.

Пишите письма друг другу,

ведь они помогают жить,

делая нас добрее.

А.П. Чехов

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число. Тему урока мы запишем чуть позже.

II. Мотивация.

Начну урок со стихотворения Петра Давыдова. Прослушав его, вы поймете, о чем сегодня мы будем говорить.(Слайд 1)

Письмо другу.

Приветствую тебя, мой старый друг!

Прервалась незаметно переписка.

Я понимаю- мы живем не близко,

Но напишу ещё письмо- а вдруг?

Я знаю точно – письма – слишком мало,
Но пусть подольше длится наша связь.
И, видимо, чего-то не хватало,
Раз переписка наша родилась..

И нас с тобой объединяет что-то
Похожее. Хоть мы живем вдали.
И поделиться мыслями охота,
Пусть даже на другом краю земли.

А в наших письмах мы с тобою ищем
Далеких лет теперь неясный след.
Возможно, письма для себя мы пишем,
Не ждем уже развернутый ответ.

Ну, вот и все… Немного поболтали,
Поспорили об этом и о том…
А наших жизней мелкие детали
Еще обсудим как-нибудь потом.

Ну, что с того, что мы живем не близко?
Не исчезай совсем, мой старый друг.
Жаль, что прервалась наша переписка.
Я напишу тебе письмо… А вдруг?..

Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? (О письме, как средстве общения между людьми).

Совершенно верно. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого классика Антона Павловича Чехова (Слайд 2). Мы обратимся к нему ещё в ходе урока. А теперь давайте подумаем, как будет звучать тема урока. Для этого вам необходимо вскрыть конверты, лежащие у вас на партах и сконструировать предложение из слов на карточках. ( на карточках слова «жанра», «как», «особенности», «эпистолярного», «письма»)

Тема занятия высвечивается на доске: Особенности письма как эпистолярного жанра. (Слайд 3)

Тема сформулирована. Давайте определим цель.( познакомиться с историей и особенностями письма как эпистолярного жанра, научиться правильно писать письма).

А знаете ли вы историю возникновения письма? ( Презентация «История возникновения письма»)

Учитель: История почтового письма насчитывает не только столетия, но тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии., Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10 км., а за один рейс- 400-500 стадий. Самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей. (Слайды)

Письма в картинках. (Слайд) Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. Если нужно было написать «тигр», то люди рисовали тигра. Надо было написать «охота»- люди рисовали охотника и зверя. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма-рассказы, хотя и не умели писать.

А иногда всю биографию человека можно прочитать на нем самом: у многих народов существует обычай украшать своё тело рисунками и узорами.

Узелковое письмо.(Слайд) Считается одним из древнейших способов тайнописи. Этот вид шифрования представлял из себя шнур или веревку с последовательно завязанными на ней узлами. Каждый узел имел своё местоположение на шнуре и иногда отличался от соседствующих с ним узлов по способу завязывания. Чаще всего комбинации узлов соответствовали не буквам или слогам, а целым понятиям. Например, 2 узла вместе означало слово «да», три узла- «нет», четыре узла- «опасность» и т.д.

Глиняная табличка.(Слайд). Это древнейший письменный инструмент, просуществовавший почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая письменность,- в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Благодаря тому, что слой глины был достаточно тонким, табличка при высыхании не растрескивалась и сохранялась в целости довольно долго. Надписи стирали, смачивая табличку водой и выравнивали глиняную поверхность. Если же письмена надо было сохранить надолго, табличку обжигали в печи. Надписи на обожжённых табличках не разрушали со временем.

Берестяные грамоты (Слайд) берестяные грамоты-письма, записки, документы 11-15 в., написанные на внутренней стороне отдельного слоя березовой кормы (бересте).

Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Античные историки Дион Кассий и Геродиан упомянули записные книжки, изготовленные из бересты. Заготавливавшие бересту для своих писем американские индейцы долины реки Коннектикут называли росшие в их земле деревья «бумажными берёзами».

Пергамент (Слайд) имел целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайной прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался, не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы- тетрадки по 4 листа и , соответственно, по 16 страниц.

Недостаток пергамента заключался в трудоёмкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне.

Голубиная почта. (Слайд) Голубей особых пород отличает прекрасная память, привязанность к месту гнездования и отличные навигационные способности. Голубеграммы применялись для военных и гражданских целей. Знания об удивительных характеристиках голубей ещё в древности натолкнули людей на мысль использовать их для быстрой передачи важных письменных сообщений. Они так и назывались «голубеграммы».

Выведением и селекцией голубиных «почтальонов» в основном для военных целей специально занимались в Древнем Египте, Древней Греции, в Римской империи и других государствах.

Множество голубей «служили в армии» и в более поздние времена. Так, почтовые голуби доставали более миллиона писем во время франко- прусской войны 1870-1871гг. голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу. Поэтому птицы прилетали на голубятню порой израненные и даже ослепленные. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французам помогло оригинальное решение проблемы-они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свитки. И соколы, хотя и были очень голодны, стали бояться нападать на свистящих птиц.

Несмотря на такую продолжительную историю, лишь в 16-17 веках во Франции, ШВЕЦИИ И Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. В 19 веке после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. К сожалению, история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны, SMS – сообщения.

Как вы думаете, можно ли современному человеку обойтись без писем? (ответы ребят). Конечно, достижения научно0 технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Часто проще позвонить по телефону или послать SMS. И все-таки коротким звонкам и сообщениям не хватает теплоты, душевности, так как когда читаешь письмо, то держишь его в руках, словно разговариваешь с близким человеком. Письма приятно не только получать, но и писать. В этом есть какая-то тайна, искренность. Строчки, написанные рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь.

Ребята, умеете ли вы писать письма? (ответы детей.) Вы знаете, случайно мне пришлось увидеть переписку в интернете молодых людей, учеников. По-видимому, они тоже считают, что умеют писать письма.

Письмо высвечивается на экран (Слайд)

Прива!!! Как делищи…? У мну всё стрём… каж день в школу матаюсь, дастала уже.

Всем вечно чёт надо от меня; надоело ето всё кароч.. Уш в мыслях шутоньки начали появляца, шо до каникул недо живу. Дома ещ эта беда с родками…

Инет_ одно щастте в жизне…Ну лан, кароч всё как всигда…:)

Ну чё, тада пиши, еси чё так, в аську стучи, как письмецо палучшь. Пока..

Алёша..)=*

*BAY*

Учитель: Вам нравится? Смешно? Мне кажется, не только смешно, но и грустно. Посмотрите на эпиграф к уроку. Можно ли данный текст назвать письмом? (ответы детей) А автор назвал этот текст письмом. Давайте посмотрим, какое определение этого понятия дает Владимир Владимирович Даль.

(Высвечивается на доске слайд)

Письмо- грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

Учитель: В Толковом словаре под редакцией Ожегова тоже есть определение этого понятия. Найдите и зачитайте.

Письмо- написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь кому- нибудь. Написать письмо родным.

Учитель: Исходя их этих определений, укажите, какие признаки должно иметь письмо. Любой ли текст мы можем назвать письмом? (Это сообщение должно быть на бумаге, должен быть человек, которому адресовано это сообщение)

Учитель: Как называется человек, которому адресовано сообщение? (Адресат)

Учитель: Составьте и запишите предложение, раскрывающее лексическое значение данного слова, объясняя постановку знаков препинания.

(Адресат- человек, которому адресовано письмо.)

Учитель: А как называется человек, которому пишут письмо? (если затрудняются, учитель сам говорит). Составьте и запишите предложение, раскрывающее лексическое значение данного слова, употребляя причастный оборот. Объясните постановку знаков препинания.

( Адресант- человек, пишущий письмо.)

Учитель: Адресант и адресат в русском языке называют паронимами. Это однокоренные слова , близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись- роспись, одеть- надеть, главный- заглавный.

Учитель: Адресатом и адресантом может быть как официальное лицо, так и неофициальное. это может быть знакомый, малознакомый, незнакомый, близкий, родной человек.

По информации, находящейся в письме, письма делятся на деловые и неделовые (личные).

(СЛАЙД)

Деловое (служебное) письмо отличается убедительностью, строгой последовательностью, лаконизмом. Деловая переписка близка к официально-деловому стилю. (слайд)

Уважаемый Денис Иванович!

В ответ на Ваш запрос от 04.02.05. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.01.05. всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Вашем письме.

Учебный центр заочного обучения ТГУ.

Учитель: Чертами личного письма являются эмоциональность, непринуждённость, передача собственных впечатлений. (Слайд 17). В отношении к близким людям можно использовать обращения «дорогой», «любимый», слова, которые выражают нежность, любовь к адресату. Уместны слова «здравствуй», «привет».

Слайд 18.

Слайд 19.Структура письма такова: приветствие, вступление, основная часть, заключение.

Слайд 20. Обращение- установление контакта.

Слайд 21. Вступление- формулировка цели письма или объяснение причины его написания. Назначение вступительной части-установить связь между тем, что уже известно адресату и тем, что автор намерен ему сообщить.

Слайд 22.В основной части представлено описание ситуации, которая послужила поводом для написания письма, высказываются мнения, приводятся аргументы, логически подводящие к завершению.

Слайд 23.Заключение- это итог темы, отраженной в письме. Обычно используются слова «До свидания», «Прощайте», «До встречи», « Буду ждать ответа», «Пока» и другие.

В письме к близкому человеку в конце ставится латинское слово vale- будь здоров. Иногда используется PS – постскриптум (после написанного), где могут отражаться некие замечания.

Учитель: Назовите композицию письма.

Слайд 24.Знакомство с образцами писем и их анализ.

Д.В. Григоровичу.

28 марта, Москва.

Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не плакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе.

Как Вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слов, ни дел, чтобы поблагодарить Вас. Вы знаете, какими глазами обыкновенные люди глядят на таких избранников, как Вы; можете теперь судить, что составляет для меня Ваше письмо. Оно выше всякого диплома, а для начинающего писателя оно- гонорар для настоящего и будущего.

Да Бог Вам счастья и здоровья, и верьте искренности глубоко уважающего Вас и благодарного

А.Чехова.

Учитель: Каким перед нами предстает адресант? Какой структурной части нет в данном письме?

Учитель: Конечно, А.П. Чехов-это мастер. Обладать таким мастерством может не каждый, но и чувствовать от этого меньше не станет. В каждом письме проявляется авторская индивидуальность, его размышления, эмоции. Особенно если это письма издалека.

Слайд 25.Старые, дорогие сердцу письма. Письма 1941-1945 годов. Фронтовые треугольники. Они двано стали святыней, памятью, документом истории. Я хочу вам показать письмо нашего земляка Медведева Прохора Андреевича (Слайд под музыку «Тёмная ночь»)

1942г. февраль 1 дня.

Здравствуй, Таня. Уведомляю, что я пока жив и здоров. Прими мой горячий привет. Желаю счастья и здоровья. Ещё передаю свой отцовский чистосердечный привет детям: Пете, Марусе, Ване и Коле. Желаю вам, дети, здоровья и счастья на долгие годы. Дождаться дня полного уничтожения немецких оккупантов. Таня, и вы, дети, я вам уже писал о том, что я получил ваши открытки 25/I-42, за что я очень благодарю вас. Я рад, что узнал о сыне Пете и о благополучии вас всех. Теперь сообщаю, что мы передвигаемся вперёд. Гоним немцев с нашей территории. Но что я видел на этом пути, где хозяйничали немцы, описать трудно, сколько они учиняли грабежей и надругательств над мирным населением. На станции Л. Нами отбиты наши военнопленные красноармейцы, находившиеся в лагере. В лагере ежедневно умирали по 60-70 человек от голода, кормили их немцы так: больному давали полкружки размешанной в холодной воде овсяной муки и полкружки холодной воды и всё. Слабых, но ещё живых добивали палками. Когда слушали рассказ военнопленного красноармейца, жуть брала. Немцы сейчас отступают под ударами Красной Армии, бросая всё. На одной лишь станции Л. Оставлено автомашин не менее 3000, а сколько оружий и военного снаряжения, продуктов. Враг дрогнул, стал бежать, не спасает никакая оборона. Теперь каждый видит, что, действительно, настал праздник и на нашей улице. Как сказал товарищ Сталин, он приложит ещё больше сил, чтобы разбить врага как можно скорее.

До свидания. Остаюсь в ожидании вашего письма.

Крепко вас целую. Ваш муж и отец, Медведев Прохор Андреевич.

Учитель: Назовите адресата и адресанта. От какого лица ведётся повествование? Каким стилем написано письмо? Что можно сказать об адресанте?(очень любит семью, Родину, скучает по родным, верит в победу)

Почему на фронте была особая необходимость в письмах? (вселяли надежду, поднимали боевой дух, укрепляли веру в победу)

А теперь вернёмся к нашему первому 2письму». Приятно вам будет получить такое послание?

А как это письмо характеризует адресанта? (человек недалёкий, не любящий читать, речь переполнена грубыми, просторечными словами).

ФИЗМИНУТКА. Слайд.26.

Самостоятельная работа.

Учитель: Попробуйте свои силы в эпистолярном жанре. Вы будете работать по группам.

Первая группа напишет письмо другу о родном поселке. Вторая группа напишет письмо другу, в котором расскажет о значении спорта в своей жизни. Напоминаю, что письмо имеет композицию прежде чем приступить к написанию текста, вы должны продумать то, что хотите сказать в своем письме, с какой целью вы составляете его, на что можно опереться, как на исходную точку, какие доказательства следует привести, чтоб оно стало убедительным.

Проверка работ.

Учитель: Ваши работы-доказательство того, что вы усвоили данную тему. Надеюсь, что вы будете с удовольствием писать письма родным, друзьям, товарищам.

Итог урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Помогут ли знания, приобретённые на уроке, вам в жизни?

История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди XXI века не забудут то ощущение радости и счастья, которое , по словам А.П. Чехова, несут доброту и мудрость жизни. И ещё: помните, что переписка современников-это документ эпохи. Мне бы хотелось, чтобы вы задумались о том, что вы оставите своим потомкам? А я вам оставляю «Узелки на память», которые будут напоминать о правилах составления письма.

Приложение 1.

Советы и наставления:

Старайся писать ясно и разборчиво.

Учитывай, кому ты пишешь, выбери для письма верный тон.

Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.

Поздравляй родных и друзей в дни рождения и другие праздники.

Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия.



Приложение 2.

Узелки на память.

(правила составления письма)

  • Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.

  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…

  • Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй..», «Добрый день», « Дорогой..», « Милый..»

  • Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.

  • В правом верхнем углу письма непременно поставь дату написания.

  • Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.

  • Обязательно поставь подпись.

  • Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы PS, что означает «после написанного»

  • Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений:

  • « Лети с приветом- вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лето», «найдешь ошибку-прими улыбку».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
методическая разработка урока. Особенности письма как эпистолярного жанра.

Автор: Третьякова Татьяна Ивановна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Методическая разработка урока письма "Напиши мне письмо" "
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-pis-ma-napishi-mnie-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "102237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402489809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства