kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по учебной дисциплине "Русский язык" по теме "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может быть испльзована на этапе повторения и обобщения знаний студентов 1 курса по теме "Имя существительное". Кроме этого, могут быть достигнуты цели совершенствования навыков правописания ИС, закрепления навыков работы со словом как с частью речи; данный вид урока - практикума способствует развитию логического мышления, внимания, памяти; развитию навыков монологической речи и т.д. Разработка содержит конспект урока, презентацию (кроссворд), индивидуальные карточки с заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»

филиал г. Оханск



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

_________________ О. А. Гулина

___________________20_____г.













Методическая разработка

открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 «русский язык»

по теме «Имя существительное»








Преподаватель: Чазова

Татьяна Николаевна








Оханск, 2015

План открытого урока по УД ОДБ. 01 «Русский язык»

Дата: 03.02.16 г.

Время: 45 минут

Группа: № 21 «Повар, кондитер», 1 курс

Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Цели:

Образовательные:

а) обобщение и повторение студентами ранее изученного материала об имени существительном;

б) совершенствование навыков правописания имен существительных;

в) закрепление навыков аналитической работы со словом как с частью речи.

Развивающие:

а) развитие логического мышления, внимания, памяти;

б) развитие умения анализировать изучаемое;

в) развитие умения работать с различными источниками (учебник, словарь);

г) развитие навыков монологической речи, умения выступать перед группой;

д) развитие самостоятельности в организации своей учебной деятельности.

Воспитательные:

а) воспитание чувства ответственности перед согрупниками, культуры общения в коллективе.

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Вид урока: урок-практикум.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Оборудование:

- справочный материал;

- индивидуально-дифференцированные карточки с заданием;

- презентация Microsoft Offis PowerPoint;

- словари.

Структура урока:


п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время

(мин.)

1

Организационный момент

Приветствие студентов. Актуализация внимания на эпиграфе урока. Постановка целей и задач урока. Распределение на подгруппы.

Приветствие, ответы на вопросы по эпиграфу к уроку. Распределение на подгруппы.

2

2

Проверка домашнего задания

Задаются вопросы, контроль ответов.

Отвечают на вопросы по теме предыдущего урока.

3

3

Разгадывание интерактивного кроссворда

Постановка вопросов кроссворда с использованием презентации Microsoft Offis PowerPoint.

Слушают, смотрят отвечают на вопросы.

6

4

Повторение ранее изученного материала. Постановка вопроса «К какой части речи относятся все слова, записанные в кроссворде?»

Фронтальный опрос по теме «имя существительное», работа с ОК (презентация Microsoft Offis PowerPoint)

Постановка вопросов, контроль ответов.

Объявление темы урока.

Записывают тему урока в тетради.

Отвечают на вопросы, предлагают варианты на место пробелов в ОК.

6

5

Работа в подгруппах

Объяснение задания каждой подгруппе: работа с учебником, словарем, справочным материалом, составление ОК по конкретной теме и подготовка индивидуального выступления от подгруппы.

Выполняют задание (на карточках индивидуально для каждой подгруппы)

20

6

Подведение итогов, оценка деятельности на занятии.

Подведение итогов, рефлексия, выставление оценок

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек и оценочных карт.

2

7

Задание на дом

Объяснение домашнего задания

Записывают домашнее задание

1


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Добрый день! То, что сегодня у нас урок необычный, вы уже знаете.

Поверьте мне, я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс. 
И для меня уже награда -  
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших знаний,  

Мы вместе сочиним урок!



- Выбор эпиграфа нашего урока не случаен. (читаю) (Приложение 1. Презентация, слайд 1)

«Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость, а умело

Применять – высшее искусство»

(восточная мудрость)

- Сегодня на уроке у вас будет возможность проявить и храбрость, и мудрость, и высшее искусство, потому что сегодня мы с вами вспомним по теме урока все то, что вы изучили на уроках русского языка в среднем звене, узнаем что-то новое, вас ждет сложная, но интересная работа: находить главное, анализировать, делать выводы, выступать перед товарищами, нести ответственность не только за себя, но и за всю подгруппу, выполнять практические задания, работать со словарями и справочным материалом.

И на все у нас с вами один урок, 45 минут. Поэтому не будем терять время, а для начала распределимся на подгруппы. Перед каждым из вас геометрическая фигурка, прошу, «треугольники» сядьте за первый стол, «круги» - за второй, «квадраты» - за третий, «овалы» - за четвертый.

II. - Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.

Фронтальный опрос:

- Что изучает раздел науки о языке «морфология»? (Части речи)

- На какие две группы делятся все части речи? (Все ЧР делятся на самостоятельные (значимые) и служебные. Промежуточное положение занимает междометие – ЧР, которая выражает какие-то чувства, эмоции)

- Чем отличаются самостоятельные речи от служебных? (Любая самостоятельная ЧР имеет своё лексико-грамматическое значение: предметность, признак, действие и т.д., а служебные ЧР для чего служат: для связи слов в предложении, в словосочетании, для образования новых форм слова и т.п.)

III. Прежде чем мы запишем с вами тему урока, давайте разгадаем кроссворд. ( Презентация, слайды 2 – 7)


1) Я синоним к слову бык

И известен всем,

Но прибавь мне букву «К»,

И я козляток съем. (волк)


2) В тетради я бываю косая и прямая.

В другом своём значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу я вас строю. (линейка)


3) Первое – нота, второе – тоже,

А целое на боб похоже. (фасоль)


4) Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный… (каталог)


5) Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец)


6) Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго – корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит:

То сядет на цветок, то снова полетит. (шмель)


VI. - К какой части речи относятся все слова , записанные в кроссворде?

Конечно же, это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ( запись в тетрадях темы урока) ( Презентация, слайд 8)

- По каким признакам вы определили, что это именно имя существительное?

- На какие воросы отвечает ИС? (кто? Что?)

- ИС – это изменяемая часть речи или нет? (изменяемая)

- Какими бывают имена существительные? Почему к одной и той же части речи мы можем задать два вопроса? (Кто? – одушевленные ИС, Что? – неодушевленные; собственные и нарицательные и т.д.)

- Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода? (ИС по родам не изменяются, категория рода закреплена за каждым ИС)

- Что называется склонением ИС? (изменение слов по падежам и числам)

- Сколько склонений у имен существительных? Как они называются? (три склонения, так и называются – «первое», «второе», «третье»)

- Какие морфологические признаки ИС являются постоянными, а какие – нет? (постоянные признаки – лексико-грамматическое значение, категория рода, склонение, одушевленность – неодушевленность, собственность – нарицательность; непостоянные – категория числа и падеж)

V. (Презентация, слайд 10) – Как вы видите, ОК на слайде у нас незаконченный, на нем немало «белых пятен», восполнить которые предстоит вам. У вас на столах лежат задания, которые вам нужно выполнить. Так как время у нас ограничено, вы можете распределить обязанности внутри каждой подгруппы.


Приложение 2.

Задания:

Подгруппа № 1 – Имена существительные нарицательные – собственные, одушевленные – неодушевленные;

Подгруппа № 2 – Лексико – грамматические разряды имен существительных;

Подгруппа № 3 – Род и склонение имен существительных;

Подгруппа № 4 – Число и падеж имен существительных.


В качестве результата вашей работы прошу представить ваш вариант ОК по данной вам теме.

Не забываем, что работаем мы в группах коллективно, результат у нас общий, и каждый несет ответственность за то, насколько он будет правилен. Не забываем о культуре речи, учитывается не только правильность выполнения заданий, но и оригинальность подачи материала.


VI. Выступление подгрупп, обобщение материала и проверка выполненных заданий с помощью презентации.

Подгруппа № 1 - слайды 10 – 11;

Подгруппа № 2 – слайды 12 – 13;

Подгруппа № 3 – слайды 14 - 16;

Подгруппа № 4 – слайды 17 – 18.

- Какое понятие было сегодня вами открыто впервые? (лексико-грамматические разряды ИС: конкретные, вещественные, собирательные и абстрактные)

Насколько вам было интересно работать на уроке, насколько трудно выполнялись поставленные задачи, сумели ли вы добиться ожидаемого результата – обо всем этом прошу рассказать вас с помощью сигнальных карточек.

В случае, если вас все устраивает, вы получили моральное удовлетворение от проделанной работы, вам было интересно, вы выяснили все вопросы по теме – поднимите зеленую карточку.

Если осталось что-то непонятно, не на все вопросы нашли ответ, подобный вид деятельности на уроке – не для вас – поднимите желтую карточку.

На уроке вам было скучно, «белых пятен» в ваших знаниях об имени существительном не убавилось – поднимите красную карточку.

А в целом, оценку за работу на уроке вы можете поставить друг другу сами. У вас на столах есть оценочные ведомости, заполните их. (Приложение 3)

VII. Домашнее задание – Выпишите имена существительные из стихотворения А. А. Блока «Ночь, улица…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, укажите, если есть, особенности этих категорий; определите падеж ИС.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

 (Презентация, Слайд 20)

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Задание № 1.

Имена существительные нарицательные – собственные, одушевленные – неодушевленные. Внимательно прочитайте теоретический материал по теме. Учебник стр. 105 – 107, п. 53, 54. Подготовьте сообщение, используя вопросы в качестве плана. Приведите примеры, используя материал упражнения.

Вопросы:

- Эти категории являются постоянными ли непостоянными?

- Какие имена относятся к именам собственным?

- Какие имена относятся к именам нарицательным?

- Какие имена относятся к одушевленным именам существительным?

- Какие имена относятся к неодушевленным именам существительным?

- Каким образом постановка имени существительного в форму родительного и винительного падежей помогает определить категорию одушевленности-неодушевленности?

Упражнение:

Выпишите несколько ИС и распределите их в соответствующие столбики в таблице:

Имена собственные

Имена нарицательные

Одушевленные имена существительные

Неодушевленные имена существительные










Из (С,с)еверной столицы с ее величественными дворцами и площадями … с (Н,н)евой, многоводной, сильной в течении, заставляющей невольно вспомнить (П,п)ушкинского («М,м)едного (В,в)садника» (как вспоминал он (П,п)ушкина и в (О,о)дессе, когда был там…), он возвращался с друзьями в белокаменную, добирался до своего (Н,н)иколо-(В,в)оробинского переулка, окидывал по привычке взглядом дом – не смотрит ли кто из дома, дома ли (А,а)гафья (И,и)вановна, - и, с облегчением вздохнув, поднимался по лесенке наверх.

М. Лобанов.


Составьте ОК по своей подтеме.









Задание № 2.

Лексико – грамматические разряды имен существительных. Внимательно прочитайте теоретический материал по теме. Учебник стр. 107, п. 55. + справочный материал. Подготовьте сообщение, используя вопросы в качестве плана. Приведите примеры, используя материал упражнения.

Вопросы:

- Какие имена существительные относятся к конкретным?

- Какие имена существительные относятся к отвлечённым?

- Какие имена существительные относятся к вещественным?

- Какие имена существительные относятся к собирательным?

Упражнение:

Распределите имена существительные в соответствующие столбики в таблице:


Имена существительные

конкретные

Имена существительные

отвлечённые

Имена существительные вещественные

Имена существительные собирательные










Лист, листва, симфония, городишко, деление, пшено, молоко, сапожище, детвора, поэзия, подмастерье, ручища, ягода, планетарий, сомнение, аэрозоль, студенчество, грач.


Составьте ОК по своей подтеме.


















Задание № 3.

Род и склонение имен существительных. Внимательно прочитайте теоретический материал по теме. Учебник стр. 109 - 110, п. 56, 59; стр. 111 – 112, п. 61. + справочный материал. Подготовьте сообщение, используя вопросы в качестве плана. Приведите примеры, используя материал упражнения.

- Значение рода – это постоянный признак имени существительного или непостоянный?

- К какому из трех родов могут быть отнесены имена существительные?

-Какие имена существительные относятся к категории общего рода?

Как определить род у несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия?

- На какие три типа склонения делятся имена существительные?

- Какие имена существительные относятся к I склонению?

- Какие имена существительные относятся ко II склонению?

- Какие имена существительные относятся к III склонению?

-В чем особенность несклоняемых имен существительных?

- Почему ряд имен существительных относится к разносклоняемым? Что это за слова?

Упражнение:

Вставьте пропущенные окончания в словосочетаниях, определите род и склонение ИС. В случае затруднения воспользуйтесь словарем.

Женск… босоножка, кожан… мокасин, прозрачн… гипюр, удобн… кроссовка, плотн… занавес, стальн… рельс, прозрачн… тюль, нов… шампунь, любим… мозоль, темн… вуаль, бел… простыня, тяжел…гантель, скоростн… шоссе, свеж… безе, закрыт… жалюзи, забавн… шимпанзе, ароматн… киви, затерян… племя, яблочное пюр…, мужск… кепи, светл…обои, весен… капель, мехов… манто, шерстяное одеяло.


Составьте ОК по своей подтеме.

















Задание № 4.

Число и падеж имен существительных. Внимательно прочитайте теоретический материал по теме. Учебник стр. 110 - 111, п. 57, 58 + справочный материал. Подготовьте сообщение, используя вопросы в качестве плана. Приведите примеры, используя материал упражнения.

- Число и падеж – это постоянные или непостоянные морфологические признаки имени существительного?

- Какие две формы числа имеет большая часть имен существительных?

- В чем особенность имен существительных, имеющих формы только единственного и только множественного числа?

- Какую роль в языке играет падеж?

- Сколько падежей в русском языке?

- Какие падежи называются косвенными?

Упражнение:

Распределите данные имена существительные в соответствующие столбики таблицы, в случае затруднения обратитесь к словарю.


ИС, имеющие форму и единственного и множественного числа

ИС, имеющие форму только единственного числа

ИС, имеющие форму только множественного числа







Коньки, погода, пальто, каникулы, горе, злость, брюки, зеркало, сестра, родня, лето, музыка, детвора, озеро, природа, солнце, обои, еда, друг, серебро, ложь, чай, трава, дно, чудо.


Составьте ОК по своей подтеме.

















Справочный материал.

Падежи имён существительных.

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.

Именительный – кто? что?

Родительный – кого? чего?

Дательный – кому? чему?

Винительный – кого? что?

Творительный – кем? чем?

Предложный – о ком? о чём?

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.


Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, числам: кофе, алоэ, пони.

Не склоняются:

Русские фамилии на

ово, -аго: Дурново, Живаго

ых, -их: Седых, Долгих

Украинские фамилии на –ко Шевченко, Костенко

Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную: романы Золя

Русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласную, склоняются, если обозначают лиц мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола: Татьяна Жук – нет Татьяны Жук, нет Ивана Жука








Просмотр содержимого документа
«Приложение 3.»



Оценочный лист



ФИ

_______________________

1


2


3


4








ФИ

_________________

1


2


3


4


Оценочный лист



Оценочный лист



ФИ

_______________________

1


2


3


4




ФИ

_______________________

1


2


3


4


Оценочный лист

ФИ

__________________

1


2


3


4


Оценочный лист

Оценочный лист



ФИ

_______________________

1


2


3


4




ФИ

_______________________

1


2


3


4


Оценочный лист

ФИ

___________________

1


2


3


4


Оценочный лист

Оценочный лист



ФИ

_______________________

1


2


3


4




ФИ

_______________________

1


2


3


4


Оценочный лист

ФИ

_______________________

1


2


3


4


Оценочный лист

Оценочный лист



ФИ

_______________________

1


2


3


4




ФИ

___________________________

1


2


3


4


Оценочный лист

ФИ

___________________________

1


2


3


4


Оценочный лист

Оценочный лист



ФИ

_______________________

1


2


3


4




ФИ

___________________________

1


2


3


4


Оценочный лист

ФИ

___________________________

1


2


3


4


Оценочный лист

Оценочный лист



ФИ

_______________________

1


2


3


4








Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

«Приобретать знания – храбрость, Приумножать их – мудрость, а умело Применять – высшее искусство» (восточная мудрость)

«Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость, а умело

Применять – высшее искусство»

(восточная мудрость)

Я синоним к слову бык И известен всем, Но прибавь мне букву «К», И я козляток съем 2 Л 1 В О К 3 4 5 6

Я синоним к слову бык

И известен всем,

Но прибавь мне букву «К»,

И я козляток съем

2

Л

1

В

О

К

3

4

5

6

В тетради я бываю косая и прямая. В другом своём значении Я планка для черчения И, наконец, порою В шеренгу я вас строю 2 К 1 Л О В И Н 3 Е Й 4 К А 5 6

В тетради я бываю косая и прямая.

В другом своём значении

Я планка для черчения

И, наконец, порою

В шеренгу я вас строю

2

К

1

Л

О

В

И

Н

3

Е

Й

4

К

А

5

6

2 Л 1 В О К Первое – нота, второе – тоже, А целое на боб похоже И Н 3 Е Й Ф 4 А К С А 5 О Л Ь 6

2

Л

1

В

О

К

Первое – нота, второе – тоже,

А целое на боб похоже

И

Н

3

Е

Й

Ф

4

А

К

С

А

5

О

Л

Ь

6

2 Л 1 В О К И Н 3 Е Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный… Й Ф О 4 Г Л А Т А К С А О 5 Л 6 Ь

2

Л

1

В

О

К

И

Н

3

Е

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный…

Й

Ф

О

4

Г

Л

А

Т

А

К

С

А

О

5

Л

6

Ь

2 К 1 В О Л И Н 3 Е Й Ф К А Т А Л О 4 Г Не бываю без начала, Близкий родственник причала,  Делу всякому венец,  Называюсь я … С А Ц Е О 5 К Н Л Ь 6

2

К

1

В

О

Л

И

Н

3

Е

Й

Ф

К

А

Т

А

Л

О

4

Г

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я …

С

А

Ц

Е

О

5

К

Н

Л

Ь

6

2 1 В О Л К И Н 3 Е Й Ф Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго – корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной жужжит: То сядет на цветок, то снова полетит. 4 Г О К Л А Т А А С О 5 Н Е Ц К Л Ь 6 Ш Л Е М

2

1

В

О

Л

К

И

Н

3

Е

Й

Ф

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго – корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит:

То сядет на цветок, то снова полетит.

4

Г

О

К

Л

А

Т

А

А

С

О

5

Н

Е

Ц

К

Л

Ь

6

Ш

Л

Е

М

ИМЯ существительное  как часть речи

ИМЯ существительное как часть речи

ИМЯ существительное  род  КТО? ЧТО?   Лексико-грамматические разряды     Склонение     Разносклоняемые

ИМЯ

существительное

род

КТО?

ЧТО?

Лексико-грамматические разряды

Склонение

Разносклоняемые

Собствен- ное ИМЯ существительное Нарица- тельное КТО? ЧТО? Одушев- ленное Неоду- шевлен-ное

Собствен-

ное

ИМЯ

существительное

Нарица-

тельное

КТО?

ЧТО?

Одушев-

ленное

Неоду-

шевлен-ное

Практическое задание гр. № 1               Имена собственные Нева Имена нарицательные Дворцы Пушкин Одушевленные имена существительные Площади «Медный всадник» Неодушевленные имена существительные Пушкин Агафья Ивановна Дом Одесса Агафья Ивановна Взгляд «Медный всадник» Друзья Одесса Дом Николоворобинский переулок  Привычка Друзья Взгляд   Лесенка

Практическое задание гр. № 1

 

 

 

 

 

 

 

Имена собственные

Нева

Имена нарицательные

Дворцы

Пушкин

Одушевленные имена существительные

Площади

«Медный всадник»

Неодушевленные имена существительные

Пушкин

Агафья Ивановна

Дом

Одесса

Агафья Ивановна

Взгляд

«Медный всадник»

Друзья

Одесса

Дом

Николоворобинский переулок

Привычка

Друзья

Взгляд

Лесенка

Собствен- ное ИМЯ существительное Нарица- тельное КТО? ЧТО? Лексико-грамматические разряды Одушев- ленное Неоду- шевлен-ное  Собиратель ные Конкрет ные Веществен ные Отвлеченные

Собствен-

ное

ИМЯ

существительное

Нарица-

тельное

КТО?

ЧТО?

Лексико-грамматические разряды

Одушев-

ленное

Неоду-

шевлен-ное

Собиратель

ные

Конкрет

ные

Веществен

ные

Отвлеченные

Практическое задание гр. № 2 Имена существительные конкретные Имена существительные Лист отвлечённые Симфония Деление Имена существительные вещественные Поэзия Городишко Имена существительные собирательные Пшено Листва Сапожище Молоко Сомнение Детвора Аэрозоль Подмастерье Студенчество Ручища   Ягода Планетарий Грач

Практическое задание гр. № 2

Имена существительные

конкретные

Имена существительные

Лист

отвлечённые

Симфония

Деление

Имена существительные вещественные

Поэзия

Городишко

Имена существительные собирательные

Пшено

Листва

Сапожище

Молоко

Сомнение

Детвора

Аэрозоль

Подмастерье

Студенчество

Ручища

Ягода

Планетарий

Грач

М.р. Собствен- ное ИМЯ существительное Нарица- тельное род Ж.р. КТО? ЧТО? Общий род Ср.р Лексико-грамматические разряды Одушев- ленное Неоду- шевлен-ное  Собиратель ные Конкрет ные Веществен ные Отвлеченные

М.р.

Собствен-

ное

ИМЯ

существительное

Нарица-

тельное

род

Ж.р.

КТО?

ЧТО?

Общий род

Ср.р

Лексико-грамматические разряды

Одушев-

ленное

Неоду-

шевлен-ное

Собиратель

ные

Конкрет

ные

Веществен

ные

Отвлеченные

М.р. Собствен- ное ИМЯ существительное Нарица- тельное род Ж.р. КТО? ЧТО? Общий род Ср.р Лексико-грамматические разряды Одушев- ленное Неоду- шевлен-ное  Собиратель ные Конкрет ные Веществен ные Склонение Отвлеченные III I II Разносклоняемые  Несклоня-емые ж.р. - ь м.р. – Ср.р. – о, -е м. р. ж.р. -а, -я

М.р.

Собствен-

ное

ИМЯ

существительное

Нарица-

тельное

род

Ж.р.

КТО?

ЧТО?

Общий род

Ср.р

Лексико-грамматические разряды

Одушев-

ленное

Неоду-

шевлен-ное

Собиратель

ные

Конкрет

ные

Веществен

ные

Склонение

Отвлеченные

III

I

II

Разносклоняемые

Несклоня-емые

ж.р.

- ь

м.р. –

Ср.р.

о, -е

м. р.

ж.р.

-а, -я

Практическое задание гр. № 3 Женск ая босоножка (1), кожан ый мокасин (2), прозрачн ый гипюр (2), удобн ая кроссовка (2), плотн ый занавес (2), стальн ой рельс (2), прозрачн ый тюль (2), нов ый шампунь (2), любим ая мозоль (3), темн ая вуаль (3), бел ая простыня (1), тяжел ая гантель (3), скоростн ое шоссе (2), свеж ее безе (2), закрыт ые жалюзи (нескл.), забавн ый шимпанзе (нескл.), ароматн ый киви (нескл.), затерянн ое племя (разносклон.), яблочн ое пюре (нескл.); мужск ое кепи (нескл.), светл ые обои (нескл.), весенн яя капель (3), мехов ое манто (нескл.), шерстян ое одеяло (2).

Практическое задание гр. № 3

Женск ая босоножка (1), кожан ый мокасин (2), прозрачн ый гипюр (2), удобн ая кроссовка (2), плотн ый занавес (2), стальн ой рельс (2), прозрачн ый тюль (2), нов ый шампунь (2), любим ая мозоль (3), темн ая вуаль (3), бел ая простыня (1), тяжел ая гантель (3), скоростн ое шоссе (2), свеж ее безе (2), закрыт ые жалюзи (нескл.), забавн ый шимпанзе (нескл.), ароматн ый киви (нескл.), затерянн ое племя (разносклон.), яблочн ое пюре (нескл.); мужск ое кепи (нескл.), светл ые обои (нескл.), весенн яя капель (3), мехов ое манто (нескл.), шерстян ое одеяло (2).

Падеж и число  имен существительных Единственное число Название падежа Именительный Падежные вопросы Кто? Что? Родительный Кого? Чего? Дательный Кому? чему? Винительный Творительный Кого? Что? Кем? Чем? Предложный (о) Ком? (о) Чём? Множественное число Только единственное число Только множественное число

Падеж и число имен существительных

Единственное число

Название падежа

Именительный

Падежные

вопросы

Кто? Что?

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? чему?

Винительный

Творительный

Кого? Что?

Кем? Чем?

Предложный

(о) Ком? (о) Чём?

Множественное число

Только единственное число

Только множественное число

Практическое задание гр. № 4 ИС, имеющие форму и единственного и множественного числа ИС, имеющие форму только единственного числа Коньки Погода ИС, имеющие форму только множественного числа Зеркало Сестра Пальто Каникулы Озеро Горе Брюки Друг Обои Злость Родня Трава Лето Дно Музыка Детвора Природа Солнце Еда Серебро Ложь Чай Чудо

Практическое задание гр. № 4

ИС, имеющие форму и единственного и множественного числа

ИС, имеющие форму только единственного числа

Коньки

Погода

ИС, имеющие форму только множественного числа

Зеркало

Сестра

Пальто

Каникулы

Озеро

Горе

Брюки

Друг

Обои

Злость

Родня

Трава

Лето

Дно

Музыка

Детвора

Природа

Солнце

Еда

Серебро

Ложь

Чай

Чудо

М.р. Собствен- ное ИМЯ существительное Нарица- тельное род Ж.р. КТО? ЧТО? Общий род Ср.р Лексико-грамматические разряды Одушев- ленное Неоду- шевлен-ное  Собиратель ные Конкрет ные Веществен ные Склонение Отвлеченные III I II Разносклоняемые  Несклоня-емые ж.р. - ь м.р. – Ср.р. – о, -е м. р. ж.р. -а, -я

М.р.

Собствен-

ное

ИМЯ

существительное

Нарица-

тельное

род

Ж.р.

КТО?

ЧТО?

Общий род

Ср.р

Лексико-грамматические разряды

Одушев-

ленное

Неоду-

шевлен-ное

Собиратель

ные

Конкрет

ные

Веществен

ные

Склонение

Отвлеченные

III

I

II

Разносклоняемые

Несклоня-емые

ж.р.

- ь

м.р. –

Ср.р.

о, -е

м. р.

ж.р.

-а, -я

Домашнее задание Из стихотворения А. А. Блока выписать ИС, определит их лексико-грамматические разряды, род, число, указать, если есть, особенности этих категорий; определить падеж ИС. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Домашнее задание

Из стихотворения А. А. Блока выписать ИС, определит их лексико-грамматические разряды, род, число, указать, если есть, особенности этих категорий; определить падеж ИС.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чазова Татьяна Николаевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства