kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мягкий знак после шипящих на конце наречий (7 класс, урок изучения нового материала)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

(7 класс, урок изучения нового материала)

Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
  • развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, слушать, развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи;
  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих на конце наречий (7 класс, урок изучения нового материала)»

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

(7 класс, урок изучения нового материала)

Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;

  • развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, слушать, развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи;

  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, создание благоприятной атмосферы общения (внешняя и внутренняя психологическая готовность).

  1. Проверка домашнего задания. (Устный опрос)

- Какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Что такое наречие?

- Что вы знаете о наречиях?

- Какие бывают разряды наречий по значению?

- Как образуются степени наречий?

- Когда наречия пишутся слитно? Раздельно? Через дефис? Приведите примеры.

- Когда на конце наречий пишется о,а?

  1. Мотивационно-целевой этап

Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и отступите две строчки для темы. Её мы выясним чуть позже.



2 Словарный диктант с объяснением орфограмм. (Один ученик работает у доски)

Жить по-новому, запомнить крепко-накрепко, поворот (с)лев... (на)прав..., уехать (на)долг..., вытереть (до)сух..., (из)редк... переписываться, перерабатывать (за)нов..., начать (с)нов...,знать мало-мальски, надеть шиворот-навыворот, идти еле-еле.

II Cоздание проблемной ситуации.

А сейчас разделите свою страничку тетради на 4 столбика.

Глагол

Краткое прилагательное

Имя существительное ж.р. м.р.

Имя существительное мн.числа



















Учитель: Я вам диктую слова, а вам необходимо распределить их по колонкам.

(1 ученик работает у доски)

Видишь , горяч , дичь , задач , сторож , хорош, спрячьте , вещь, танцуеш(?), упряж(?),смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), нож

Учащиеся объясняют правильное написание слов.

Ребята, какой вывод мы можем сделать опираясь на наши знания? Когда и в каких частях речи пишется ь после шипяших?

Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:

  1. У существительных 3-го склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.

  2. В глаголах 2-го лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределённой форме: прилечь, узнаешь, назначь.

Мягкий знак не пишется:

  1. У существительных 2-го склонения: малыш, плащ, плач.

  2. У существительных 1-го и 2-го склонения во множественном числе в родительном падеже: туч, плеч, рощ.

  3. В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.

-Молодцы! Посмотрите внимательно, какие слова не записали в табличку? Почему?

- Совершенно верно, мы не записали в таблицу наречия. Мы не знаем правила правописания наречий. Это и будет темой нашего урока, запишите ее, пожалуйста, в тетрадь. Давайте определим цели нашего урока.

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно…  (писать наречия с шипящими на конце)

III.Объяснение нового материала

Посмотрите на доске записаны слова. К какой части речи они относятся? Что мы можем сказать о их написании?

Настежь, сплошь, прочь, навзничь 

Отлично. Добавим еще одно правило в копилку наших знаний. Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:

В наречиях после шипящих на конце пишется ь навзничь, наотмашь, прочь. Но есть исключения из правил, эти наречия нужно запомнить. исключения: уж замуж невтерпёж

Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.

Молодцы ребята, закрепим наши знания.

IV. Закрепление знаний.

(Распределительный диктант): распределить словосочетания в 2 колонки (Ь пишется, Ь не пишется).

2 ученика – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка).

Удалиться проч.., ударить наотмаш.., выйти замуж.., отворить настеж.., пуститься вскач.., ждать невтерпёж.., зарасти сплош.., уж.. небо осенью дышало, упасть навзнич..

Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Третий лишний».

На доске написаны

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее. А. Вскачь, настежь, уж; Б. Полночь, товарищ, молодежь; В. Отрежь, смажь, помощь;

Г. Рожь, блестишь, молчишь;Д. Из-за туч, камыш, малыш; Е. Могуч, горяч, мочь; Ж. Видишь, прочь, сплошь; З. Дочь, ночь, мяч.

Работа по карточке. Каждому предлагаю карточку, дети выполняют работу.

Карточка 1

Перепишите, вставляя, где нужно, ь. Подчеркните наречия.

Упасть навзнич…, мчаться вскач..., ударить наотмаш..., уйти проч..., выйти замуж...,уж... стемнело, сплош... усыпано, стало невтерпёж..., открыть настеж....

Карточка 2

Покажите графически написание орфограмм

Нестись вскач..., зорко стереч..., хлеб горяч..., спрячьтесь в шалаш..., воздух свеж...,выйдешь из-за туч..., медленно теч...; теч..., образовавшаяся в лодке; копчёныйлещ....

После работы, ученики обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку. На доске появляются правильные ответы.

V.Подведение итогов

Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.



1. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных женского рода 3-го склонения;

б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;

в) на конце наречий (исключение: уж, замуж, невтерпёж).



2. Мягкий знак после шипящих не пишется:

а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;

б) у существительных мужского рода;

в) у кратких прилагательных.

VI. Мотивация оценок

Сегодня на уроке мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.

И получили следующие оценки:

«5»

«4»

«3»

VII. Рефлексия.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке?

Объяснение домашнего задания из учебника.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Мягкий знак после шипящих на конце наречий (7 класс, урок изучения нового материала)

Автор: Тюхно Елена Николаевна

Дата: 29.03.2024

Номер свидетельства: 648237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по теме: Мягкий знак после шипящих на конце наречий  7 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-tiemie-miaghkii-znak-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150166"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420443533"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Cлавянские боги в гостях у 7 "А" класса. Обобщение наречия. "
    ["seo_title"] => string(69) "clavianskiie-boghi-v-ghostiakh-u-7-a-klassa-obobshchieniie-nariechiia"
    ["file_id"] => string(6) "192525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427466941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства