Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Чередование гласных в корне слова»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Чередование гласных в корне слова»
Цель урока: закрепить правила написания чередующихся гласных в корне слова.
Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чуткое отношение к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Чередование гласных в корне слова»»
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Чередование гласных в корне слова»
Урок с использованием игровых технологий, с элементами проблемного обучения и проектной деятельности.
Цель урока: закрепить правила написания чередующихся гласных в корне слова.
Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чуткое отношение к слову.
Организационный момент
Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.
Фронтальный опрос
–Ребята, какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (словообразование и орфография)
–Что изучается в разделе словообразования? (От чего и с помощью чего образованы слова)
–Что изучается в разделе орфография? (правила написания слов)
–Это важно, знать, как правильно пишутся слова? Для чего? (дети отвечают: чтобы быть грамотным, образованным человеком, чтобы тебя понимали, чтобы учиться в институте, чтобы найти хорошую работу…)
Мы подошли близко к теме нашего урока. Посмотрите на доску (экран):
-Прочитайте слова, выделите корни. Подумайте, на какое правило эти слова? (корень с чередованием гласной) Все слова можно отнести к этому правилу? Аргументируйте свой ответ.
-Попытайтесь сформулировать тему урока (гласные в корнях с чередованием, чередующиеся гласные в корне). Запишите на листочке число, тему урока: Чередование гласных в корне слова.
-А какова цель урока? (научиться правильно выбирать гласную в корне)
-Что мы должны уметь в конце урока? (правильно писать (выбирать) слова с чередующимися гласными в корне, отличать чередующиеся гласные от безударных)
-- Какие чередующиеся гласные вы знаете? (о-а, е-и)
III. -- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните правописание корней с чередованием.
Давайте немного поиграем. Любимый герой всех детей, а особенно мальчишек, Бэтмен. И Василиса Премудрая из русских народных сказок (история Бэтмена – объяснение правил игры)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУПЕРГЕРОЯ:
Задание 1. 1). Выпишите слова с пропусками, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
2). Спишите, вставьте пропущенные слова по аналогии с предыдущим текстом, изменив корень с чередованием на противоположный.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь _______, грязь ________! Неужели трудно ему _________ шкаф, ________ постель, ________ стол, чтобы все сияло и ________? Не ________ бы, если бы поработал».
Задание 2. - Найдитечетвёртое “лишнее”, объясните, почему оно “лишнее”. • ум..реть, отп..реть, пол..теть, сж..гать • выб..рать, раст..реть, пост..лить, посм..треть
Задание 3.“Подбери синоним”. - Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте орфограмму. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.) • сверкать на солнце • подниматься в гору • закрывать класс • оцепенеть от страха • выдёргивать сорную траву • убегать от ребят
(слова для справок: блестеть, взбираться, запирать, замереть, выдирать, удирать)
Физкультминутка (раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – всем присесть, семь, восемь – встать попросим. Девять, десять – сядем вместе)
Задание 4.Составь слово.
Предутренний - взять приставку;
Поговорить - взять приставку;
Слагаемое - взять корень;
Решать - взять первый суффикс;
Писал - формообразующий суффикс;
Говорила - окончание.
(Предполагала)
-Выдели морфемы в образованном слове.
Задание 5. Какая орфограмма объединяет все эти слова?
Хв…стун, запл…тить, сл…зать сметану, зак…пать в землю, к…ртофель, п…ликлиника, м…раж, ф…нтастика, б…рут, проб…рается, пол…гаюсь, пол…жение (Безударная гласная в корне)
-На какие группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой? (Проверяемая безударная гласная, непроверяемая безударная гласная и чередующаяся безударная гласная)
-Запишите слова в таблицу, разбив на три группы, запишите заголовок таблицы и название каждой колонки. Выберите для каждого слова первой группы проверочное.
Слова для справок:
хв…стун (хвост, хвастаться)
запл…тить (заплата, плата)
сл…зать сметану (лижет, слезет)
зак…пать в землю (капать, окоп)
?
?
?
?
Молодцы! Мы видим, вы все - настоящие супергерои: и Василиса Премудрая – Вика, и наши мальчики – Бэтмены - справились со всеми заданиями.
IV. А сейчас мы с вами попробуем сочинить сказку по теме урока. Конечно, вы понимаете, это будет не простая сказка, а лингвистическая. А помогут мне Вика и Данила.
Братцы-корни Лож и Лаг.
(Лингвистическая сказка про корни)
Жили-были два брата-корня –Лож- и –Лаг-. И были они похожи друг на друга. Но всё-таки было у них и отличие.
Кто хорошо знаком с братьями-корнями и внимательно относится к их особенностям (отличиям), того они уважают, потому что тогда люди не путают братьев и всегда ставят их на своё место в слове.
А научиться различать их очень просто. Ведь у брата -Лаг- есть близкий друг суффикс А. Они всегда рядом. А -Лож- не дружит с суффиксом А. Они даже никогда не встречаются.
У братьев есть сестра. И зовут её … Как? Вы, конечно, догадались. (Правильно, Ир+А) Эта девочка похожа на брата –Лаг-, у них даже есть общий друг. Как зовут друга? (правильно, Суффикс А). Сестрица очень активная, любознательная, она никогда не сидит на месте и всегда меняется.
У неё много друзей. Одни зовут её БирА, другие – МирА, третьи – ПирА, четвёртые – (как? подскажите) ТирА и т.д. Девочка не обижается, а просит: «Главное, -говорит она,- не путайте меня с Ер! Я ведь, ИрА, а не ЕрА».
V. Д/з. Нарисовать рисунки к сказке.
VI. Самоанализ урока (рефлексия).
Друзья мои! Я очень рада
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне? (безударные гласные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся)
Оценки. Заполните карточку и поставьте себе отметку. • Доволен ли тем, как прошёл урок? • Было ли тебе интересно? • Сумел ли ты получить новые знания? • Ты был активен на уроке? • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? • Учитель был внимателен к тебе? • Ты сумел показать свои знания?