kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Чередование гласных в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить правила написания чередующихся гласных в корне слова.

Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чуткое отношение к слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Чередование гласных в корне слова»»

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Чередование гласных в корне слова»

Урок с использованием игровых технологий, с элементами проблемного обучения и проектной деятельности.

Цель урока: закрепить правила написания чередующихся гласных в корне слова.

Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чуткое отношение к слову.

Организационный момент

Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.

Фронтальный опрос

–Ребята, какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (словообразование и орфография)

–Что изучается в разделе словообразования? (От чего и с помощью чего образованы слова)

–Что изучается в разделе орфография? (правила написания слов)

–Это важно, знать, как правильно пишутся слова? Для чего? (дети отвечают: чтобы быть грамотным, образованным человеком, чтобы тебя понимали, чтобы учиться в институте, чтобы найти хорошую работу…)

Мы подошли близко к теме нашего урока. Посмотрите на доску (экран):

Растение, выросли, излагать, приложить, забирать, отберёт, глагол, прилагательное, расстелить, подстилать.

-Прочитайте слова, выделите корни. Подумайте, на какое правило эти слова? (корень с чередованием гласной) Все слова можно отнести к этому правилу? Аргументируйте свой ответ.

-Попытайтесь сформулировать тему урока (гласные в корнях с чередованием, чередующиеся гласные в корне). Запишите на листочке число, тему урока: Чередование гласных в корне слова.

-А какова цель урока? (научиться правильно выбирать гласную в корне)

-Что мы должны уметь в конце урока? (правильно писать (выбирать) слова с чередующимися гласными в корне, отличать чередующиеся гласные от безударных)

-- Какие чередующиеся гласные вы знаете? (о-а, е-и)

III. -- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните правописание корней с чередованием.

Давайте немного поиграем. Любимый герой всех детей, а особенно мальчишек, Бэтмен. И Василиса Премудрая из русских народных сказок (история Бэтмена – объяснение правил игры)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУПЕРГЕРОЯ:

Задание 1. 1). Выпишите слова с пропусками, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

2). Спишите, вставьте пропущенные слова по аналогии с предыдущим текстом, изменив корень с чередованием на противоположный.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь _______, грязь ________! Неужели трудно ему _________ шкаф, ________ постель, ________ стол, чтобы все сияло и ________? Не ________ бы, если бы поработал».

Задание 2. - Найдитечетвёртое “лишнее”, объясните, почему оно “лишнее”.
• ум..реть, отп..реть, пол..теть, сж..гать
• выб..рать, раст..реть, пост..лить, посм..треть

Задание 3.“Подбери синоним”.
- Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте орфограмму. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.)
• сверкать на солнце
• подниматься в гору
• закрывать класс
• оцепенеть от страха
• выдёргивать сорную траву
• убегать от ребят

(слова для справок: блестеть, взбираться, запирать, замереть, выдирать, удирать)

Физкультминутка (раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – всем присесть, семь, восемь – встать попросим. Девять, десять – сядем вместе)

Задание 4.Составь слово.

Предутренний - взять приставку;

Поговорить - взять приставку;

Слагаемое - взять корень;

Решать - взять первый суффикс;

Писал - формообразующий суффикс;

Говорила - окончание.

(Предполагала)

-Выдели морфемы в образованном слове.

Задание 5. Какая орфограмма объединяет все эти слова?

Хв…стун, запл…тить, сл…зать сметану, зак…пать в землю, к…ртофель, п…ликлиника, м…раж, ф…нтастика, б…рут, проб…рается, пол…гаюсь, пол…жение (Безударная гласная в корне)

-На какие группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой? (Проверяемая безударная гласная, непроверяемая безударная гласная и чередующаяся безударная гласная)

-Запишите слова в таблицу, разбив на три группы, запишите заголовок таблицы и название каждой колонки. Выберите для каждого слова первой группы проверочное.

Слова для справок:

хв…стун (хвост, хвастаться)

запл…тить (заплата, плата)

сл…зать сметану (лижет, слезет)

зак…пать в землю (капать, окоп)

?

?

?

?













Молодцы! Мы видим, вы все - настоящие супергерои: и Василиса Премудрая – Вика, и наши мальчики – Бэтмены - справились со всеми заданиями.

IV. А сейчас мы с вами попробуем сочинить сказку по теме урока. Конечно, вы понимаете, это будет не простая сказка, а лингвистическая. А помогут мне Вика и Данила.

Братцы-корни Лож и Лаг.

(Лингвистическая сказка про корни)

Жили-были два брата-корня –Лож- и –Лаг-. И были они похожи друг на друга. Но всё-таки было у них и отличие.

Кто хорошо знаком с братьями-корнями и внимательно относится к их особенностям (отличиям), того они уважают, потому что тогда люди не путают братьев и всегда ставят их на своё место в слове.

А научиться различать их очень просто. Ведь у брата -Лаг- есть близкий друг суффикс А. Они всегда рядом. А -Лож- не дружит с суффиксом А. Они даже никогда не встречаются.

У братьев есть сестра. И зовут её … Как? Вы, конечно, догадались. (Правильно, Ир+А) Эта девочка похожа на брата –Лаг-, у них даже есть общий друг. Как зовут друга? (правильно, Суффикс А). Сестрица очень активная, любознательная, она никогда не сидит на месте и всегда меняется.

У неё много друзей. Одни зовут её БирА, другие – МирА, третьи – ПирА, четвёртые – (как? подскажите) ТирА и т.д. Девочка не обижается, а просит: «Главное, -говорит она,- не путайте меня с Ер! Я ведь, ИрА, а не ЕрА».

V. Д/з. Нарисовать рисунки к сказке.

VI. Самоанализ урока (рефлексия).

Друзья мои! Я очень рада

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне? (безударные гласные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся)

Оценки.
Заполните карточку и поставьте себе отметку.
• Доволен ли тем, как прошёл урок?
• Было ли тебе интересно?
• Сумел ли ты получить новые знания?
• Ты был активен на уроке?
• Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
• Учитель был внимателен к тебе?
• Ты сумел показать свои знания?


Слово учителя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дечева Марзят Мухарбиевна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-konkurs-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416423052"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "" Буквы е- и в корнях с чередованием""
    ["seo_title"] => string(40) "bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "311970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459269665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства