Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по использованию этнокультурного компонента в обучении русскому языку по теме: «Повторение орфограмм глагола»»
Аннотация
Развитие современной российской школы направлено на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, диктует необходимость обновления образования, в частности, обновленного содержания русского языка как учебного предмета в начальной школе, реализующего этнокультурные функции образования, придания ему действительно национального характера.
Существующая потребность в формировании этнокультурной компетенции учащихся, в воспитании интереса младших школьников к национальной культуре и русскому языку как одной из важных составляющих этой культуры, а также недостаточная разработанность этнокультурного компонента содержания языкового образования в начальных классах определяют актуальность темы исследования.
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предметом исследования стали содержание и методы реализации этнокультурного компонента в обучении русскому языку младших школьников.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании этнокультурного аспекта обучения русскому языку и в разработке сборника текстов этнокультурной тематики и апробирование его в процессе обучения младших школьников.
Гипотеза работы заключается в следующем: если на уроках русского языка в начальных классах ввести в обучение специально разработанный дидактический материал и комплекс упражнений этнокультурной направленности, то такая методическая система, содержащая этнокультурный компонент, будет эффективно способствовать:
-развитию языковой способности учащихся и овладению ими всеми видами речевой деятельности на основе изучения лексики и текстов с национальной спецификой;
- формированию языковой, коммуникативной и этнокультуро-ведческой компетенций учащихся;
- становлению национальной языковой картины мира у младших школьников, формированию ценностных представлений о языке и культуре марийского народа, воспитанию их национального самосознания, что в итоге позволит в полной мере реализовать коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению русскому языку в школе.
Работа может быть полезна учителям начальных классов, учителям ИКН, марийского языка.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1) выявить теоретические основы разработки и реализации этнокультурного компонента обучения русскому языку в начальной школе в контексте современной педагогики и возрастной психологии;
2) определить структуру этнокультурного компонента его соотношение с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по русскому языку;
3) проанализировать учебно-методический комплекс по русскому языку с целью выявления этнокультурного компонента в содержании и средствах обучения;
4) определить специфику содержания обучения русскому языку в начальной школе и методические условия включения этнокультурного компонента в языковое образование младших школьников;
5) осуществить отбор языкового дидактического материала этнокультурной тематики (лексический минимум и тексты);
6) апробировать материал в ходе обучающего эксперимента.
Методика обучения русскому языку, содержащая этнокультурный компонент, предполагает введение в обучение лексики и текстов этнокультурной направленности, сведений об истории национального языка и народа, о его быте, традициях и культуре.
Введение этнокультурного компонента в обучение русскому языку в начальных классах будет эффективно способствовать становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся.
Так, на уроке изучения грамматической темы «Части слова» учитель предлагает учащимся следующий текст пестушки:
А в ножку – ходунушки,
А в ручку – хватунушки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
Помимо решения грамматических заданий дети узнают о марийском детском фольклоре, его содержание. Пестушки – это не только комплекс упражнений, это еще и пожелание ребенку развития определенных умений.
Разнообразить материал урока кроме пестушек можно марийскими колыбельными песнями, прибаутками, потешками, словесными играми и др. В этом поможет монографическое исследование Анны Ивановны Петуховой «Детский фольклор народа мари».
Часто в обучении используются отрывки из произведений известных марийских поэтов и писателей. На уроке изучения правописания имен существительных третьего склонения женского рода учащимся предложен отрывок из стихотворения Семена Вишневского «Мой город»:
…Живут здесь братьями земли
Не только русский и мари.
Своим считают город наш
Удмурт, татарин и чуваш…
Содержание стихотворения воспитывает в учащихся патриотические чувства, толерантное отношение к другим народам. Учитель может поставить перед детьми несколько грамматических заданий: письмо по памяти, нахождение однородных членов предложения и др. Включение в процесс обучения русскому языку текстов этнокультурной тематики обогащает, разнообразит урок. Информативность и насыщенность текстов этнокультурной тематики вызывают интерес к русскому языку, что способствует повышению общей грамотности учащихся. Нравственно – этическое содержание текстов способствует формированию патриотических чувств младших школьников. Этнокультурная направленность уроков находит свое. логическое продолжение во внеурочной деятельности, которая включает проведение народных календарных, православных праздников с привлечением родителей.
Работа по созданию этнокультурного компонента в обучении русскому языку младших школьников это новый подход к обучению русскому языку в начальной школе за счет усиления этнокультуроведческой составляющей, один из возможных путей приобщения младших школьников к ценностям национальной культуры посредством слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
1.А в ножку – ходунушки,
А в ручку – хватунушки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
2.Пыш-пыш, пыш-пыш,
Наш поезд черным дымом
Назад дышит.
3.Йогыр-Йогыр, лентяй.
Живот-барабан, как у клопа.
Работать ленится,
Любит масло с медом.
4.Рождество приходит – квас пить,
Масленица придет – кататься,
Пасха приходит – качаться,
Семик придет – дружить (влюбляться),
Петров день придет – замуж выходить.
5.Пробежалась, прошлась:
Под сосной горностай играет,
На верхушке сосны куница играет,
Глядя на игру куницы,
И мы поиграем.
6.Один мариец поехал в лес. Телега сломалась.
Чтобы отремонтировать телегу – сколько надо гвоздей?
- Три.
- Один, два, три.
7.С горы Карман-курык
Катится клубок с иголками.
Кто его поймает, будет нас искать.
8.Не наступай на чужой порог – счастье оставишь.
9.Не подметай пол вечером – денег не будет.
10.Чужое не бери, свое не раскидывай.
11.Один раз соврешь, до смерти обманщиком будешь.
12.Сказать можно, да обратно сказанное не вернуть.
ВОЛШЕБНЫЙ МИР
1.Бум, бум, барабан!
Заиграй волынка!
Мы сумели обмануть
Жадного волка!
2.Вместе мы большая сила,
Вместе будем мы всегда.
Только так, а не иначе
Одолеем мы врага!
3.В стародавние времена на берегу широкой Волги жил со своей старушкой матерью марийский великан по имени Онар. И был он так высок, что Волга в самых глубоких местах ему едва до колен доходила, а когда шел по лесу, то самые высокие деревья были ему до пояса. И толстые дубы, словно стебли конопли, ломались у него под ногами…
И курганы эти до сих пор стоят у нас: один – на Кадочниковом поле, а второй – около деревни Починской.
4.На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, в семье охотника Шумата родился сын Чоткар.
Рос Чоткар не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту. Один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр.
Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.
5.Прошло уже с тех пор немало лет,
Когда вблизи большой реки Элнет
Случилось то, о чем веду рассказ.
Вблизи полей у Кугу-Карамас,
Меж деревень Богатый Нурмучаш,
Что там стоит она и посейчас,
Вблизи домов деревни Усола,
У самых вод реки гора была.
С нее видна лесов марийских ширь,
У ног ее когда-то богатырь
Чоткар рожден был раннею весной.
И вырос он как мощный дуб лесной.
Он был сильней, чем все богатыри,
Гордился им лесной народ мари.
Чоткар в одно их всех объединял,
Как надо жить – нередко поучал
МАКС МАЙН
1.Люб Йошкар-Ола родной,
Город шумный, молодой,
Люб простор мне луговой
За Кокшагою-рекой.
2.Привет тебе, мой край родной!
Как песнь в душе моей звеня,
Ты на земле всегда со мной,
Ты свет, ты счастье для меня.
ШИЙ ПАМАШ
1.Солнце ярко засверкало,
Жизнь по-новому пойдет.
Чтоб она прекрасной стала,
Будь смелей, мари-народ!
2.Что это родной язык?
Как его нам уберечь?
В речи каждого из нас
Видны обычай и душа.
Хочет жить народ всегда –
Обычай должен сохранить.
С другими равным хочет стать –
Должен быть родной язык.
Будет слово – мысли будут.
Что же выразит немой?
Есть язык – живет народ,
Нет его – конец всему.
3.Эй, певец, смелее пой!
Гнет с души навеки снят.
Под искусною рукой
Струны гуслей в лад звенят!
4.На просторы – к солнцу, к воле,
Душу распахнув, иди!..
Видишь, пред тобою – поле
И дорога впереди.
5.Осенние тучи плывут над округой,
Несет от дверей холодком,
На печке с котятами кошка-старуха
Пригрелась, свернулась клубком.
6.Марийский край родной, на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский милый,
Ты, как цветок прекрасен, юн и чист.
7.Родной язык мы с детства в сердце носим,
Он прост и нежен, как родимый край.
И помнит мать, наверное, ту осень,
Когда впервые сын сказал: «Авай».
8.Молча стою на твоем берегу,
Где над волнами – цветущий инжир.
В чудо поверить никак не могу –
Кто же ты? Яльчик, Шап иль Таир?
МАРИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
1.На берегах лесной реки Ветлуги жили марийцы. Они сеяли хлеб, ловили рыбу, ходили на охоту. И жить им было счастливо и радостно, но появился в прибрежных болотах злой Турни. Он налетал на посевы и сбивал колосья, пожирал рыбу в речных омутах, а в лесу порывами ветра относил стрелы охотников от цели.
2.Гремели барабаны, гудели волынки, но особенно весело играли на свадьбе Эчана и Пампалче гусли-самогуды. И пришел, говорят, на ту свадьбу мастер, нашел себе молодую мастерицу-марийку да с тех пор так и остался жить в наших краях.
Не зря же гусли наши марийские по всей земле славятся.