Начало урока 10 минут Середина урока 30 минут Конец урока 5 минут | 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. 2. Психологический настрой. Мини-тренинг «Подари сердце» У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам… Меня зовут ....( учитель передает сердечко самому ближнему ученику, который называет свое имя и передает сердечко другому). 3. Вызов. Звучат голоса птиц. - Ребята, что вы сейчас услышали? (голоса птиц) - А где мы можем встретить птиц? (в лесу, в городе) - Есть, ребята, птицы, которые живут только в лесу, а есть, которые живут рядом с нами. И сегодня мы поговорим о такой птичке. 4. Актуализация знаний. - А что это за птица, вы узнаете, отгадав загадку, которая лежит перед вами: Забияка и воришка Ношу я серое пальтишко, На лету хватаю крошки, Не пропущу и мелкой мошки Я весь день ловлю жучков Уплетаю червячков В теплый край не улетаю Здесь под крышей обитаю Чик-чирик! Не робей! Я бывалый .... - Что вы знаете о воробье: - это маленькая или большая птица? - какие ножки? - какой окрас имеют? - чем они кормятся? - где они живут? Сегодня мы будем читать рассказ, который называется «Воробей» и узнаем какими качествами характера может обладать эта маленькая птичка. 5. Цели урока. - прочитать рассказ «Воробей» - понять содержание рассказа, основную мысль - восстановить сюжетную линию рассказа - определить героев рассказа, дать им характеристику 6. Изучение нового материала. Рассказ о Тургеневе. Произведение, с которым мы познакомимся, написал замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он очень любил природу, был наблюдательным и написал большое количество рассказов, в которых описывал истории, взятые из жизни. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. - Любовь, как вы понимаете значение этого слова? - А сейчас послушайте его значение. /читает ученик/ - А какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/ Уточнение значения слова «страх». - Вы когда-нибудь испытывали страх? А что это такое? /уточним по словарю/ /читает ученица/ - А как вы думаете, что сильнее страх или любовь? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. - О чём будет рассказ? Словарная работа Перед чтением рассказа предлагаю вам познакомиться со словами, которые встретятся в тексте. Знакомство с текстом Чтение с остановками Чтение 1 и 2 абзаца - Откуда возвращался охотник? - Кто был рядом с ним? - Как вы думаете, кого она могла увидеть? Чтение 3 абзаца - Кого увидела собака? - Откуда упал воробей? Почему? - Какими словами описывается молодой воробей? Чтение 4 абзаца - Кто прыгнул к собаке? - Почему воробей прыгнул, хотя собака была большая? Чтение 5 абзаца - Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё детище? (Отчаяние, страх, ужас) Чтение 6 абзаца - Что сделала собака? Вот так заканчивается рассказ. - Понравился вам рассказ? - Назовите героев рассказа. - Кто победил: большая собака или маленький воробей? - Какая сила помогла маленькому воробью победить большую собаку? (сила любви к своему маленькому птенцу) - Какова основная мысль рассказа Воробей защитил свое детище несмотря на страх. Ему было страшно, но любовь к своему ребенку помогла ему преодолеть этот страх. - Вспомним наш вопрос в начале урока, что сильнее любовь или страх? Работа в парах. ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ: Составление плана рассказа по картинкам Сейчас будем работать в парах. - На столах у каждой пары лежат рисунки к рассказу. Расположите эти картинки в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком. Работа в парах. Задание. Дать характеристику воробьям, составить синквейн. 1.Воробышек 2. 3. 4. 5. | 1.Воробей 2. 3. 4. 5. | 7. Итог урока. Рефлексия - Сердечки дома заполните словами любви и подарите тем, для кого предназначены ваши слова. 8. Домашнее задание. Упр. 105 стр. 66. Выполнить литературный диктант. | Приветствуют учителя. Передают сердце и говорят пожелания друг другу. Слушают и отвечают на вопросы. Читают загадку и называют отгадку. Записывают число и тему урока, знакомятся с целями урока. Читают кратко информацию о писателе в учебнике. Слушают учителя. Подготовленный ученик читает ЛЮБОВЬ - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. СТРАХ - очень сильный испуг, сильная боязнь. Задрожать от страха (со страху). (о воробье, о страхе, о любви). Читают новые слова. Благоговение - глубочайшее почтение Зачуяв – услышав, унюхав, почувствовав. Упасть камнем – рухнуть. Взъерошенный – лохматый. Искаженный – сильно изменить. Ринулся – бросился. Трепетать – дрожать. Громадное – большое. Героический – стойкий. Ученики по цепочке читают рассказ. Отвечают на вопросы. Делают вывод вместе с учителем. 1. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.» 2. «Молодой воробей упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки» 3. «Моя собака медленно приближалась к нему» 4. «Старый черногрудый воробей ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…» 5. «Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея» В паре составляют синквейн. Записывают домашнее задание. | Макет сердца Аудиозапись Загадка Картинка воробья Портрет писателя Учебник (стр 63) Карточки со значениями слов | Оценивание учителем Самооценивание учащихся. Снежинки. |