kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрываются понятия язык и речь.Противоположные особенности языка и речи.Компоненты культуры речи.Требования к речи специалиста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.»

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Промышленно-экономический колледж»

(СПб ГБПОУ «ПЭК»)











Лекция




ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.







Составила и провела преподаватель:

________________ _Кармишина М.В.










Санкт-Петербург,2017



ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.



План:

1. Язык и речь

2. Противоположные особенности языка и речи

3. Функции языка

4. Культура речи

5. Компоненты культуры речи



1. Язык и речь


Люди, говорящие на одном языке, без труда понимают друг друга. И это очевидно для всех: француз поймет француза, русский- русского, а китаец - китайца. Для передачи своих мыслей собеседники употребляют понятные друг друга слова, на письме пользуются одинаковыми графическими знаками (буквами), т.е. средствами знакомого им языка. Именно поэтому между ними возможно речевое общение.

Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в этом обществе.

Принадлежащий всему обществу язык и его использование каждым отдельным человеком - два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления.

Язык — это общественное явление, некая совокупность единиц, правила, употребления которых хранятся в коллективном создании носителей языка, во втором случае это индивидуальное использование какой – то части этот совокупности.

Язык — это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявления в речи.

Речь — использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может, определена, как функционирование языка.

Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка.

Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что существует некий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ничего, что было бы написано на этом языке раньше. В таком случае разве могли бы мы знать о его существование?

Но и речь не может существовать без языка, поскольку речь – это практическое использование языка. Язык необходим, чтобы речь была понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.

2. Противоположные особенности языка и речи


Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои особенности:

  1. Язык — это средство общения, а речь — это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

  2. Язык —абстрактен, формален; речь материальна, в не корректируется все; что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухам;

  3. Язык —снабжен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

  4. Язык —является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

  5. для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

  6. язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют.

Таким образом, являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их меналичностные и социальные взаимодействия, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющийся резульного опыта индивида, формирует сознание (индивидуальное) сознание и сознание общества (общественное), сознание служит материалом и формой художественного творчества.


Виды речи как деятельности. Специфика устной и письменной речи.


Термин «речь» обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст – устный, письменный или даже мысленный. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю, т.е. речь, доступная другим, и речь только для себя.

Внешняя речь имеет 4 вида, группирующиеся попарно:

  • говорение — аудирование (устная речь);

  • письмо — чтение (письменная речь).

Устная речь. Принято считать, что устная (акустическая) речь исторически намного старше письменной, в речевой деятельности современного человека является ведущей по отношению к письменной, графически фиксируемой речи.

На самом же деле устная речь редко предшествует письменной, письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная.

Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.

Устная речь имеет две стороны:

  • отправление речевого сигнала и его прием;

  • говорение и аудирование.

Говорение — это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.

Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мыслительного конструирования. Это опережение мысли называют упреждающим синтезом речи. Его объем – это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек.

Аудирование — это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи.

Достоинства устной речи:

  1. она вписывается в любую ситуацию и связана с невербальными средствами общения (жестами, мимикой, позами). При этом собеседники, как правило, находятся на близком расстоянии или видят друг друга;

  2. быстрота речи, возможность быстрых реакций и обратной связи.

Недостатки устной речи:

  1. помехонеустойчивость (может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, плохой слух воспринимающего речь);

  2. моментальность протекания: устная речь исчезает сама по себе, даже говорящий не может повторить ее дословно.

Письменная речь. Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо (рисуночное);

  • иероглифическое (иероглифы);

  • звукобуквенное (точнее — фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований).

Буквенное письмо используется во всех европейских языках, несмотря на то, что оно не самое экономное. Но оно легче иероглифического с точки зрения овладения им: в европейских алфавитах от 26 до 33 букв.

В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется в средствах коммуникаций; в познавательной деятельности; в государственной деятельности; в личной жизни.

Устная речь подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь: доклады, лекции, дискуссии, радиопередачи, профессиональная речь врачей, юристов и т.д.

Письменная речь имеет 2 стороны: письмо как письменное выражение мысли; и чтение.

Письмо — это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический, буквенный код. Промежуточным звеном перекодировки служит фонема как психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков.

Достоинства письменной речи:

  1. речь подготовленная, нормированная, проходит обычно несколько стадий редактирования. высшей степенью образцовости обладает художественная литература, научные тексты.

  2. письменная речь сохраняется в течение сотен лет, что служит сохранению культурных ценностей.

На Руси славянская письменность введена в X веке, в связи с принятием Христианства (988 г.)

Чтение — вслух и про себя — это кодовый переход с графического кода (напечатанного или написанного) текста на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода.

Иногда читаемый текст озвучивается, но чтец с удивлением обнаруживает, что он ничего не понял и не запомнил из прочитанного: мыслительный канал был занят чем-то другим (другими думами, мыслями).

Темп выразительного чтения – 150 – 160 слов в минуту.

Темп информационного чтения – 1000 и более слов в минуту.

Такое чтение называется скоростное, динамическое. Ему обучаются по отдельной методике.

Внутренняя речь — это речь мысленная. Она противопоставлена речи внешней


3 Функции языка


Таким образом, язык тесно связан со всей деятельностью человека и выполняет разнообразные функции.

  1. Язык служит средствам общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как — то реагировать (принимать к сведению, соглашаться возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

  2. Когнитивная (познавательная), означающая, что язык — важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

  3. Эмотивная (эмоционально — экспрессивная)- выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях.

  4. Кумулятивная — функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры, истории народа, национального самосознания.

  5. Эстетическая — функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Эстетическое отношение к языку означает, что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, то есть как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.


4 Культура речи


Прежде чем говорить о культуре речи, нужно знать, что такое культура вообще.

Язык — это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которая позволяет людям накапливать знания, передавая их другим людям и другим поколениям.

Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества. Культура речи — важнейший регулятор системы «человек — культура — язык», проявляющийся в речевом поведении.

  1. Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

  2. Культура речи — это раздел в лингвистике, в котором устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного литературного языка.

Культура речи включает в себя две ступени освоения литературного языка: достижение правильности речи, т.е. овладение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), и речевое мастерство – не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из вариантов речевых средств наиболее точное в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместные, выразительные. Высокая культура речи предполагает и высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку.

Социальный аспект культуры речи определяется социальной ролью человека — особенностями его поведения обусловленного положением в обществе. К примеру, нелепо будет выглядеть государственный деятель, который с трибуны говорит, как воспитатель детского сада, беседующий с детьми. Противоречащим культуре речи будет также ответ студента на экзамене, содержащий сленг.


5 Компоненты культуры речи


Нормативный компонент культуры речи является основным.

Вторым, не менее важным после нормативности выступает компонент коммуникативный, который характеризует специфику речи как средства общения. В основе общения лежит обмен информацией, а потому определяющую роль в этом процессе играет соответствие отбора языковых средств заданной речевой ситуации.

Важный компонент культуры речи — этический — связан с нормами поведения. Он позволяет определить соответствие целенаправленных речевых действий принятым в данном обществе этическим нормам.



Вопросы для самоконтроля.

  1. Как соотносится такие понятия как « язык» и « речь»?

  2. В чем сходство и различия понятий языка и речи?

  3. Каковы функции языка?

  4. Раскройте понятие «культуры речи».

  5. Охарактеризуйте коммуникативный и этический компоненты речи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кармишина Марина Викторовна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства