« Лидеры ХХІ века .»
Тема урока :
Цели: привлечение внимания и интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством занимательных материалов и игр ; формирование умений самостоятельно работать с предложенными заданиями; активизация мыслительной деятельности ; совершенствование устной связной речи и выразительного чтения ; обогощения словаря учащихся ; воспитание творческой активности и стремление к знанию .
Тип урока: нестандартный урок
Дидактическое обеспечение урока : интерактивная доска, учебное пособие, тестовые задания , кластеры.
1. Знакомство « Алтыбакан »
2 Кто быстрее каждой группе по пять вопросов « Байге »
3 Знатоки русского языка тест « Аударыспак »
4 Сделка за правильный ответ добавляется баллы « Тенге алу »
5 Полиглоты называть предметы на трёх языках « Сайыс»
6 В мире поэзии « Айтыс »
Выразительное чтение произведении Абая и Пушкина на двух язык
РУССКИЙ ЯЗЫК
І.Таныстыру.
Мы весёлые ребята ,
Чтобы достич вершины знании,
Ждём от вас верный ответ.
Желаем лучших пожелании,
И пошлём пламенный привет.
ІІ. Зымыран сұрақтар.
Вопрос именительного падежа. ( кто? что?)
Великий русский писатель? (А.С.Пушкин.)
Сколько букв в русском языке? (33)
Автор стихотворении « Смерть поэта»? (М.Ю.Лермонтов.)
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?(Синтаксис.)
ІІІ.Жеке пәннің білгірі.
1.Укажите сложное слово с соединительной гласной -о-
А) Птиц...лов. В) Дожд...мер. С) Пыл...сос. Д) Вод...пад . Е) Пеш...ход.
2.Притяжательные местоимения отвечают на вопросы:
А) Чей? Чья? Чьё? Чьи? В) Какой? Чей? Который? С) Кто? Что?
Д) Где? Куда? Е) Что делая? Что сделав?
3.Укажите , как подчёркивается дополнение?
А) Волнистая линия . В) Две черты. С) Одна черта.
Д)Пунктир с точкой . Е) Пунктир.
4.Укажите словосочетание со связью «управление».
А) Учить стихи. В) Бегать быстро. С) Китовый ус.
Д) Съездить отдохнуть. Е) Плавательный бассейн.
5.Укажите глагол с мягким знаком на конце:
А) Катает...ся. В) Зажеч... . С) Свалил...ся. Д) Зажжет...ся . Е) Режет.
ІҮ. Ойлы болсаң озып көр.
10. Синонимы.
20. Имя числительное.
30. Главные члены предложения.
40. Сложносочинённые предложения.
50. Способы подчинительной связи
РУССКИЙ ЯЗЫК
І.Таныстыру.
Мы весёлые ребята ,
Чтобы достич вершины знании,
Ждём от вас правильный ответ.
Желаем лучших пожелании,
И пошлём пламенный привет.
ІІ. Зымыран сұрақтар.
Вопрос именительного падежа. ( кто? что?)
Великий русский писатель? (А.С.Пушкин.)
Сколько букв в русском языке? (33)
Автор стихотворении « Смерть поэта»? (М.Ю.Лермонтов.)
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?(Синтаксис.)
ІІІ. Жеке пәннің білгірі.
1.Укажите сложное слово с соединительной гласной -о-
А) Птиц...лов. В) Дожд...мер. С) Пыл...сос. Д) Вод...пад . Е) Пеш...ход.
2.Притяжательные местоимения отвечают на вопросы:
А) Чей? Чья? Чьё? Чьи? В) Какой? Чей? Который? С) Кто? Что?
Д) Где? Куда? Е) Что делая? Что сделав?
3.Укажите , как подчёркивается дополнение?
А) Волнистая линия . В) Две черты. С) Одна черта.
Д)Пунктир с точкой . Е) Пунктир.
4.Укажите словосочетание со связью «управление».
А) Учить стихи. В) Бегать быстро. С) Китовый ус.
Д) Съездить отдохнуть. Е) Плавательный бассейн.
5.Укажите глагол с мягким знаком на конце:
А) Катает...ся. В) Зажеч... . С) Свалил...ся. Д) Зажжет...ся . Е) Режет.
ІҮ. Ойлы болсаң озып көр.
10. Синонимы.
20. Имя числительное.
30. Главные члены предложения.
40. Сложносочинённые предложения.
50. Способы подчинительной связи.
Ү. Сөзмерген. ( Фразеологизмы.)
Екі адым жер. В двух шагах.
Қыл үстінде тұр. Висеть на волоске.
Жер түбінде. На краю света.
Қолы қолына тимей. Не покладая рук.
Екі қолын сыбанып. Засучив рукава.
ҮІ. Көркем әдебиет әлемінде.
Абай Құнанбаев.
ВЕСНА. ЖАЗҒЫТҰРЫ.
Как весенней порою шумят тополя! Жазғытұры қалмайды қыстың сызы,
Ходит ветер, цветочною пылью пыля. Масатыдай құлпырар жердің жүзі.
Все живое обласкано солнцем степным, Жан- жануар , адамзат анталаса,
Словно мать и отец, рада наша земля. Ата- анадай елжірер күннің көзі.
И смеется, и песни поет молодежь, Жаздың көркі енеді жыл құсымен,
Да и старых по юртам ищи- не найдешь. Жайраңдасып жас күлер құрбысымен.
И со смертного ложа могли б их поднять, Көрден жаңа тұрғандай кемпір мен шал
Песня, солнце и ветер и птичий галдеж. Жалбаңдасар өзінің тұрғысымен.
На весеннем кочевье аулы сошлись, Қырдағы ел ойдағы елмен араласып,
В общей радости родственники обнялись, Күлімдесіп, көрісіп, құшақтасып.
А знакомые просто, шутя и смеясь, Шаруа қуған жастардың мойны босап,
Обо всем толковать по душам принялись. Сыбырласып, сырласып, мауқын басып.
ЛЕТО ЖАЗ
Летом, когда тенисты деревья, Жаздыкүн шілде болғанда,
И буйно цветут цветы на лугах Көкорай шалғын, бәйшешек
И на широких речных берегах Ұзарып өсіп толғанда;
Шумно раскидываются кочевья Күркіреп жатқан өзенге
Так высока в степи трава, Көшіп ауыл қонғанда,
Что спины коней видны едва. Шұрқырап жатқан жылқының
Вволю насытившись, кобылицы Шалғыннан жоны қылтылдап,
Не в силах, кажется, пошевелится; Ат, айғырлар, биелер
Тихо стоят они у реки, Бүйірі шығып, ыңқылдап,
Хвостами мух отгоняя лениво. Суда тұрып шыбындап,
Лишь весело скачут, резвы на диво, Құйрығымен шылпылдап,
Жеребята и стригунки. Арасында құлын - тай
Гусей и уток крикливых стаи Айнала шауып бұлтылдап,
То опускаются, то взлетают... Жоғары –төмен үйрек, қаз
Смехом и криками оглашя. Ұшып тұрса сымпылдап.
ҮІІ. Топжарған.
ҮІ. Көркем әдебиет әлемінде.
Абай Құнанбаев.
ОСЕНЬ КҮЗ
Тучи серые, хмурые, доджь недалек. Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,
Осень.Голую землю туман заволок. Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан.
То ль от сытости, то ль чтоб согреться, резвеясь Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма,
Стригунка догоняет в степи стригунок Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан
Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих Жасыл шөп бәйшешек жоқ бұрынғыдай,
Звонкий гомон детей, смех парней молодых Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.
И деревья, как нищие старцы, стоят Қайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп,
Оголенные, листьев лишившись своих Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.
ЗИМА ҚЫ С
В белой шубе, плечист, весь от снега седой, Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой, Соқыр-мылқау танымас тірі жанды.
Враг всему, что живет, с омраченным челом, Үсті-басы---ақ қырау, түсі суық,
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой. Басқан жері сықырлап, келіп қалды.
Старый сват, белый дед натворил много бед. Дем алысы- үскірік, аяз бен қар,
От дыханья его---стужа, снег и буран. Кәрі құдаң қыс- келіп, әлек салды.
Тучу шапкой надвинув на брови себе, Ұлпадай бөркін киген оқшырайтып,
Он шагает,кряхтя, разукрашен, румян. Аязбенен қызарып ажарланды.
Брови грозно нависли- нахмуренный вид; Бұлттай қасы жауып екі көзін,
Головою тряхнет- скучный снег повалит. Басын сіліксе, қар жауып, мазаңды алды.
Злится он, словно бешеный старый верблюд, Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,
И тогда шестистворная юрта дрожит. Алты қанат ақ орда үй шайқалды.
«ХХІ ғасыр білімділер ғасыры.»
І. Таныстыру.( 3 мин.)
ІІ.Зымыран сұрақтар. 20 сұрақ. ( 2 мин.)
ІІІ.Жеке пәннің білгірі. 5 тест.
ІҮ.Ойлы болсаң озып көр. (Деңгейлік сұрақтар.)
Ү.Сөзмерген. (Тіркестің мағанасын ашу, 3 тілге аудару, сөйлем құрау.)
ҮІ.Көркем әдебиет әлемінде.( Көркем сөз оқу сайысы; поэзия, проза, драма; мәнерлеп оқу.)
ҮІІ. Топжарған. (Шешендік өнер.)
1 Знакомство
2 Кто быстрее каждой группе по пять вопросов
3 Знатоки русского языка тест
4 Сделка за правильный ответ добавляется баллы
5 Полиглоты называть предметы на трёх языках
6 В мире поэзии
Выразительное чтение произведении Абая и Пушкина на двух языках
РУССКИЙ ЯЗЫК
І.Таныстыру.
Мы весёлые ребята ,
Чтобы достич вершины знании,
Ждём от вас верный ответ.
Желаем лучших пожелании,
И пошлём пламенный привет.
ІІ. Зымыран сұрақтар.
Вопрос именительного падежа. ( кто? что?)
Великий русский писатель? (А.С.Пушкин.)
Сколько букв в русском языке? (33)
Автор стихотворении « Смерть поэта»? (М.Ю.Лермонтов.)
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?(Синтаксис.)
ІІІ.Жеке пәннің білгірі.
1.Укажите сложное слово с соединительной гласной -о-
А) Птиц...лов. В) Дожд...мер. С) Пыл...сос. Д) Вод...пад . Е) Пеш...ход.
2.Притяжательные местоимения отвечают на вопросы:
А) Чей? Чья? Чьё? Чьи? В) Какой? Чей? Который? С) Кто? Что?
Д) Где? Куда? Е) Что делая? Что сделав?
3.Укажите , как подчёркивается дополнение?
А) Волнистая линия . В) Две черты. С) Одна черта.
Д)Пунктир с точкой . Е) Пунктир.
4.Укажите словосочетание со связью «управление».
А) Учить стихи. В) Бегать быстро. С) Китовый ус.
Д) Съездить отдохнуть. Е) Плавательный бассейн.
5.Укажите глагол с мягким знаком на конце:
А) Катает...ся. В) Зажеч... . С) Свалил...ся. Д) Зажжет...ся . Е) Режет.
ІҮ. Ойлы болсаң озып көр.
10. Синонимы.
20. Имя числительное.
30. Главные члены предложения.
40. Сложносочинённые предложения.
50. Способы подчинительной связи.
Ү. Сөзмерген. ( Фразеологизмы.)
Екі адым жер. В двух шагах.
Қыл үстінде тұр. Висеть на волоске.
Жер түбінде. На краю света.
Қолы қолына тимей. Не покладая рук.
Екі қолын сыбанып. Засучив рукава.
ҮІ. Көркем әдебиет әлемінде.