Знание изобразительно-художественных средств языка необходимо при анализе художественных текстов, особенно стихотворений, при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ. Вместе с тем эта тема является одной из самых проблемных для учащихся.
Кроссворд – это индивидуальная работа учащегося. Он помогает в увлекательной форме проконтролировать знания учащихся по данной теме. Решение кроссворда возвращает учащихся к повторению пройденного материала, актуализации знаний, заставляет обратить внимание на пробелы в знаниях, на их восстановление. Данный кроссворд может быть использован и на итоговом занятии по теме и во время повторения материала.
Инструкция по заполнению кроссворда:
Прочитайте первое задание по горизонтали.
Найдите в кроссворде задание под номером один по горизонтали и запишите соответствующий ответ.
Заполните клетки по горизонтали, а затем по вертикали словами, которые соответствуют заданию данного кроссворда.
Кроссворд
Изобразительно-выразительные средства языка
13
1
12
15
2
3
14
4
5
6
7
16
8
9
10
11
По горизонтали:
Иносказание, передача отвлечённого понятия через конкретный образ. Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).
Художественное противопоставление образов, характеров, понятий. «Толстый и тонкий» (А.Чехов).
Соединение двух понятий, противоречащих друг другу. Живой труп, красноречиво молчать.
Скрытое сравнение на основе каких-либо общих признаков. Соль анекдота. Бриллиант росы.
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Много в жизни я встретила зла, Много чувств я истратила даром…
Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный. Судьбы свершится приговор! (М.Лермонтов).
Перенос по количественному соотношению, употребление единственного числа вместо множественного, и наоборот. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов).
Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Ну и помог ты мне!
Повторение слов в конце предложений. Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали.
Замена одного слова, названия или понятия другим, имеющим с первым причинную связь. Читать Пушкина. Съел целую тарелку.
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Напугал до смерти. Кошмарный беспорядок.
12. Постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Я Вас прошу, я очень прошу, я Вас умоляю.
13. Художественное преуменьшение. Лошадь величиной с кошку.
14. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Ты ведёшь себя как осёл. Прилив поднимает волны, подобно горам.
15. Оборот речи (образ), основанный на употреблении слов в переносном значении.
16. Замена названия предмета описательным оборотом речи. Страна фараонов. Грозно зарычал царь зверей.