«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока:
показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;
развивать навыки анализа поэтического текста;
воспитывать любовь к родному краю, к родной природе.
Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование урока: запись популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы», репродукции картин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. »
Тема урока: «Край ты мой, родимый край!»
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока:
показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;
развивать навыки анализа поэтического текста;
воспитывать любовь к родному краю, к родной природе.
Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование урока: запись популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы», репродукции картин.
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя.
Природа – неисчерпаемый, бесконечный, благодатный источник поэзии, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту.
Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное. Вспомним знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.
Прослушивание музыкальных фрагментов.
Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт свое мироощущение, настроение, состояние души.
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение.
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
В.А.Жуковский «Приход весны»
С чем сравнивает поэт приход весны?
(С жизнью души).
Почему?
(Душа весной оживает, как и вся природа).
Выраз. чтение стиха Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»
Что отличает это стихотворение?
(Восклицательная интонация)
Какое чувство пронизывает это стих.?
(Его пронизывает чувство восхищения, единения с обновляющейся природой)
В этом стих. показана картина весны необычайно яркая, радостная, какая-то просторная, полная света и воздуха: «как воздух чист», «как ясен небосклон», «как высоко … летают облака», « под солнце самое взвился, и в яркой тишине незримый жавронок поет…»
Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях, ласкаясь к солнечным лучам летают облака) Сменяются гремящим, рокочущим «Р», передающими звучание ледохода (ручьи, взревев, река, на торжествующем хребте), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде… и шумен и душист).
Картину обогащают метафоры и олицетворения: «на крыльях ветерка», «Взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед!», «древа обнажены»
Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!...
Вывод: Не столько природа уподобляется человеку, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.
Выраз. чтение стих. Баратынского Чудный град порой сольется…»
Это стих. построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья Посторонней суеты», от прикосновения с прозой жизни. В этом стих. тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею.
Творчество еще одного поэта Ивана Савича Никитина представлено нам двумя стих. В первом – «Встреча зимы», во втором – картина летней ночи.
Выраз. чтение стих. «Встреча зимы».
Пояснение учителя: Встреча зимы – 14 октября, в Покров. В этот праздник обычно выпадал первый снег, укрывал землю для отдыха до весны. Все радовались окончанию земледельческих работ, игрались свадьбы, люди ждали зиму как желанную гостью. Поэтому в стих. есть приглашение зимы: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам!»
Какое настроение вы почувствовали в стихотворении?
(В этом стихотворении изображена летняя пора, сенокос. Автор передает ощущение праздника: смех, песня, пляска. Теплое чувство покоя и умиротворения, гармонии в завершающих строчках: «Звезды над полями, глушь да камыши… Так и льются сами звуки из души!»)
Что общего в этих двух стихотворениях Никитина?
(Лирический герой – простой человек, крестьянин-земледелец, находящийся в гармонии с природой, праздничной, красивой, радостной, родной. Стихотворения выражают эти настроения, переполняющую душу любовь к родине.)
Какое время года и как запечатлено в стихотворениях?
(Оба стихотворения изображают осень. В первом праздничное настроение золотой осени, бодрости соединяется с грустью увядания, веет холодом «ясности прозрачных небес». Второе стихотворение детально показывает приметы осени в лесу, осенний пейзаж ярок, точно переданы звуки, обилие многоточий подчеркивает неторопливость, незавершенность, печаль засыпающей природы.)
Что общего в этих стихотворениях?
(В обоих стихотворениях главное действующее лицо – лирический герой, осенний пейзаж передает его настроение и влияет на чувства человека.)
7) Завершает небольшую подборку пейзажной лирики русских поэтов стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Где гнутся над омутом лозы»
Чем отличается это стихотворение от других стихотворных пейзажей?
(Это стихотворение-сценка, большую часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность).
Какими приемами создается мелодия этого стихотворения?
(Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, одинаковым началом строк (анафорой), мерным, плавным, ласковым ритмом.)
Работа с репродукциями.
Посмотрим на репродукции картин художников-пейзажистов.
Какие картины и стихотворения могли бы дополнить друг друга?
Итоги урока.
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.
О жизни поэтов, с чьими произведениями мы познакомились, их творческом пути мы будем говорить в старших классах. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.