kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;
  2. развивать навыки анализа поэтического текста;
  3. воспитывать любовь к родному краю, к родной природе.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование урока: запись популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы», репродукции картин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. »

Тема урока: «Край ты мой, родимый край!»

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока:

  1. показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;

  2. развивать навыки анализа поэтического текста;

  3. воспитывать любовь к родному краю, к родной природе.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование урока: запись популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы», репродукции картин.


Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. Слово учителя.

Природа – неисчерпаемый, бесконечный, благодатный источник поэзии, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту.

Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное. Вспомним знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.


  1. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт свое мироощущение, настроение, состояние души.

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение.


  1. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

    1. В.А.Жуковский «Приход весны»

  • С чем сравнивает поэт приход весны?

(С жизнью души).

  • Почему?

(Душа весной оживает, как и вся природа).


    1. Выраз. чтение стиха Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»


  • Что отличает это стихотворение?

(Восклицательная интонация)

  • Какое чувство пронизывает это стих.?

(Его пронизывает чувство восхищения, единения с обновляющейся природой)

В этом стих. показана картина весны необычайно яркая, радостная, какая-то просторная, полная света и воздуха: «как воздух чист», «как ясен небосклон», «как высоко … летают облака», « под солнце самое взвился, и в яркой тишине незримый жавронок поет…»

Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях, ласкаясь к солнечным лучам летают облака) Сменяются гремящим, рокочущим «Р», передающими звучание ледохода (ручьи, взревев, река, на торжествующем хребте), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде… и шумен и душист).

Лексика стихотворения приподнятая, радостная: «лазурь живая», «солнечные лучи», «торжествующий», «яркая вышина», заздравный гимн», «душа».

Картину обогащают метафоры и олицетворения: «на крыльях ветерка», «Взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед!», «древа обнажены»

Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!...


Вывод: Не столько природа уподобляется человеку, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

    1. Выраз. чтение стих. Баратынского Чудный град порой сольется…»

Это стих. построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья Посторонней суеты», от прикосновения с прозой жизни. В этом стих. тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею.

Творчество еще одного поэта Ивана Савича Никитина представлено нам двумя стих. В первом – «Встреча зимы», во втором – картина летней ночи.

    1. Выраз. чтение стих. «Встреча зимы».

Пояснение учителя: Встреча зимы – 14 октября, в Покров. В этот праздник обычно выпадал первый снег, укрывал землю для отдыха до весны. Все радовались окончанию земледельческих работ, игрались свадьбы, люди ждали зиму как желанную гостью. Поэтому в стих. есть приглашение зимы: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам!»

  • Какой пейзаж описан в стих.?

(Сельский пейзаж)

  • Кто, по-вашему, лирический герой стих.?

(Пейзаж увиден глазами простого человека.)

5) Выраз. чтение стихотворения «Ярко звезд мерцанье…»

  • Какое настроение вы почувствовали в стихотворении?

(В этом стихотворении изображена летняя пора, сенокос. Автор передает ощущение праздника: смех, песня, пляска. Теплое чувство покоя и умиротворения, гармонии в завершающих строчках: «Звезды над полями, глушь да камыши… Так и льются сами звуки из души!»)

  • Что общего в этих двух стихотворениях Никитина?

(Лирический герой – простой человек, крестьянин-земледелец, находящийся в гармонии с природой, праздничной, красивой, радостной, родной. Стихотворения выражают эти настроения, переполняющую душу любовь к родине.)

6) Выраз. чтение стих. Аполлона Николаевича Майкова «Осень», «Пейзаж».


  • Какое время года и как запечатлено в стихотворениях?

(Оба стихотворения изображают осень. В первом праздничное настроение золотой осени, бодрости соединяется с грустью увядания, веет холодом «ясности прозрачных небес». Второе стихотворение детально показывает приметы осени в лесу, осенний пейзаж ярок, точно переданы звуки, обилие многоточий подчеркивает неторопливость, незавершенность, печаль засыпающей природы.)

  • Что общего в этих стихотворениях?

(В обоих стихотворениях главное действующее лицо – лирический герой, осенний пейзаж передает его настроение и влияет на чувства человека.)

7) Завершает небольшую подборку пейзажной лирики русских поэтов стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Где гнутся над омутом лозы»

  • Какой пейзаж изображен Толстым?

(Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

  • Чем отличается это стихотворение от других стихотворных пейзажей?

(Это стихотворение-сценка, большую часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность).

  • Какими приемами создается мелодия этого стихотворения?

(Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, одинаковым началом строк (анафорой), мерным, плавным, ласковым ритмом.)



  1. Работа с репродукциями.

Посмотрим на репродукции картин художников-пейзажистов.

  • Какие картины и стихотворения могли бы дополнить друг друга?



  1. Итоги урока.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

О жизни поэтов, с чьими произведениями мы познакомились, их творческом пути мы будем говорить в старших классах. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

Автор: Кобзарь Оксана Васильевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "«Край ты мой, родимый край!» "
    ["seo_title"] => string(24) "krai-ty-moi-rodimyi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "174953"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424192560"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства