Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа. Анализ текста "Великий урок Толстого". 11 класс»
Анализ текста
Лев Николаевич Толстой впервые вошёл в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далёкого прошлого пленили воображение. Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.
Толстой обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность, а его грандиозный талант превращал её в непременного героя его художественной прозы. Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, вечно бороться. А спокойствие – душевная подлость».
Вся жизнь Толстого – непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех – его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?
(По В. Быкову)
Озаглавьте текст.
Определите тему.
Какова основная мысль текста?
В каком стиле написан текст?
Каков тип речи?
Составьте план текста.
Найдите в 1 абзаце архаизм, определите его лексическое значение.
Укажите, в каком предложении 1 абзаца есть подчинительная и сочинительная связь между простыми предложениями в составе сложного.
Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
Объясните постановку тире в 1 предложении 3 абзаца.
Чем осложнены 1 и 3 предложения 1 абзаца?
Выпишите примеры средств художественной выразительности в тексте.
Выпишите по 2 словосочетания с типом связи «согласование», «управление», «примыкание», разберите их.