kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструк урока "Морфологический разбор имени прилагательного" будет полезен учителями начальных классов для проведения уроков по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного" для 4 класса»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Конструкт урока русского языка

на тему: «Морфологический разбор имени прилагательного»

класс







Выполнила:

Булыгина А.С.,

студентка группы.

Методист:

Касьянова А.В. _____________

Учитель:

Борисова Л.Ю. ____________







Камышлов, 2017

Тема: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Класс:

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: овладение умением осуществлять морфологический разбор имени прилагательного в соответствии с алгоритмом разбора.

Задачи:

Предметные:

  • формирование представлений об алгоритме морфологического разбора имени прилагательного;

  • актуализация знаний о признаках имени прилагательного, связи имени прилагательного с именем существительным;

  • овладение алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного;

  • развитие умения читать схемы словосочетаний.

Метапредметные:

Познавательные:

  • развитие умения извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, схема);

  • развитие умения перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

  • развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

  • развитие умения самостоятельно формулировать цели урока;

  • развитие умения работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

  • развитие умения работать в парах, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • развитие умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • овладение монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

  • развитие интереса к изучению языка.

КУМО: УМК «Школа 2100», учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, 4 класс, часть 2, электронная презентация, карточки с признаками ИП, раздаточный материал – карточки с текстом с ошибками, тетрадь для учащихся.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

Методы и приемы

Время

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Чтобы сегодня на уроке у нас все получилось, нам с вами нужно быть очень внимательными, активными и старательными, если вы согласны со мной, то улыбнитесь мне, пожалуйста, а теперь улыбнитесь своему соседу по парте. Спасибо.

Приветствуют учителя.







Улыбаются учителю и соседу.


Словесный метод.

1 мин.

Актуализация знаний

Давайте откроем тетради, запишем дату, классная работа. Чтобы начать урок, нам нужно вспомнить, что мы уже изучили. Обратите внимание на экран. Здесь написаны слова. Прочитайте их про себя и ответьте на вопрос: чем похожи слова в каждом ряду? Что у них одинаковое? Значит, какие слова в каждом ряду?

Найдите лишнее слово в каждом ряду и запишите лишние слова в тетрадь в столбик.

Лес, лесник, лесовик, лесному, лесок, лесопарк.

Холод, холодной, холодильник.

Чудесное, чудак, чудо, причуда.

Итак, ребята, какое слово лишнее в первом ряду? Во втором? В третьем?Почему?

Похожи ли эти слова? А что общего у этих слов? К какой части речи они относятся? Что мы знаем об ИП?








- Корень

- Однокоренные








- Лесному, холодной, чудесного, это имена прилагательные, а остальные слова в рядах – ИС.


- Изменяются по родам, числам, падежам, относятся к ИС.

Предметные: актуализация знаний о признаках имени прилагательного,связи имени прилагательного с именем существительным.

Познавательные УУД: развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения.

Словесный метод (прием - беседа).

Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).

Активные методы (прием - классификации слов по различным смысловым и грамматическим признакам).


4 мин.

Постановка цели урока

Как вы думаете, зачем мы это повторили? О какой части речи сегодня будем говорить? Зачем нужно определять эти признаки (род, число, падеж) у ИП?

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать ребус. Какое слово получилось? А какие виды разборов вы знаете? Ребята, каким разбором мы можем разобрать имя прилагательное?

А какой разбор имени прилагательного мы еще не умеем выполнять?

Верно, разбор слова как части речи называется морфологическим разбором. И тема нашего урока – морфологический разбор имени прилагательного.

Ребята изучали ли мы уже эту тему? Знаем, как выполнить морфологический разбор имени прилагательного? Тогда какие задачи сегодня на уроке мы можем перед собой поставить? Давайте попробуем их назвать, используя опорные слова. (узнать… научиться…).




Мы сказали, что ИП относится к ИС, всегда зависит от него.

Составьте словосочетания с записанными прилагательными по схеме (на слайде), укажите карандашом главное слово. Выясним, кто лучше всех составляет словосочетания. Время на работу – 2 минуты. У кого какое словосочетание получилось? Кто хочет поделиться своим словосочетанием? Называй свое словосочетание. Какое слово главное в этом словосочетании?


- Чтобы выполнить морфологический разбор ИП.



- Разбор

- Фонетический разбор, разбор по составу, разбор слова как части речи.


- Разбор имени прилагательного как части речи.











- Узнать алгоритм морфологического разбора ИП.

- Научиться выполнять морфологический разбор ИП.



Лесному озеру, лесному зверю, лесному кабану, лесному растению…

Холодной зимой, холодной осенью, холодной водой, холодной воды…

Чудесное путешествие, чудесное лето, чудесное утро, чудесное пение…

Регулятивные УУД: развитие умения самостоятельно формулировать цели урока.

Предметные: развитие умения читать схемы словосочетаний, актуализация знаний о признаках имени прилагательного, связи имени прилагательного с именем существительным.


Словесный метод (прием - беседа).

Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).

Активный метод (прием – упражнение в конструировании словосочетаний).

5 мин.

Открытие новых знаний

Чтобы научиться выполнять морфологический разбор ИП, для начала выполним морфологический разбор ИС.

Кто желает поработать у доски? Выполняй разбор с обратной стороны доски, а все остальные – самостоятельно в тетрадях.

Проверка решения в тетради и на доске.

Можем ли сейчас, опираясь на алгоритм данного разбора, составить алгоритм морфологический разбор ИП?

Как вы думаете, что нужно указать в алгоритме? Какие признаки ИП? (карточки с признаками на доске). Давайте попробуем составить из этих признаков ИП алгоритм морфологического разбора. Что определим сначала, что после?...

Давайте сравним наш алгоритм с алгоритмом, который представлен в учебнике, откроем 39 страницу. Обратите внимание на упражнение 208. Посмотрите, в упражнении указан образец разбора ИП. Совпал ли он с нашим алгоритмом?

Ребята, а почему в образце в скобках рядом с ИП «бодрый» выписано ИС «серп»?

Давайте потренируемся выполнять морфологический разбор, но для начала нам нужно прочитать текст упражнения. Кто прочитает выразительно это четверостишье?


Какие слова вам непонятны? (серп, праздной, борозде) Давайте найдем значения этих слов в толковом словаре. (3 словаря, по 1 в каждом словаре).






Кто найдет все словосочетания в этом стихотворении?

Назовите словосочетания с главным словом «волос».

Давайте разберем ИП из этого (тонкий волос) словосочетания. Кто желает поработать у доски? Проговаривай вслух алгоритм и записывай разбор на доске. Все остальные выполняют разбор в тетрадях.

Ребята, у кого в тетради получилось так же, как у нас на доске? А у кого получилось по-другому? Что у тебя записано по-другому?

Давайте разберем ИП из словосочетания праздной борозде.

Ребята, что мы сейчас выполняли?

Что помогло нам выполнить разбор?



Зверю – (кому?), н.ф. зверь, сущ. одуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., Д.п., второст. член предл.






- Да.



- н.ф. (ед.ч, отвечает на вопрос какой?), часть речи, род, число, падеж, роль в предложении…








Бодрый (серп) – (какой?), н.ф. бодрый, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

- Потому что ИП зависит от ИС, ИС поможет определить признаки ИП.


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

(Ф. Тютчев)

- Серп, праздной, борозде.

Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.(с. 620)

Праздный – ничем не занятый, без дела, без полезных занятий; бесцельный, пустой. (с. 499)

Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием. (с. 50)

- Бодрый серп, тонкий волос, праздной борозде.

- Тонкий волос.


- Тонкий (волос) – (какой?), н.ф. тонкий, прил., м.р., ед.ч., И.п., главный член предл.







Праздной (борозде) – (какой?), н.ф. праздный, прил., ж.р., ед.ч., Т.п., второст. член предл.

- Морфологический разбор ИП.

- Алгоритм морфологического разбора.

Предметные: актуализация знаний о признаках имени прилагательного, связи имени прилагательного с именем существительным; формирование представлений об алгоритме морфологического разбора имени прилагательного; овладение алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.

Познавательные УУД: развитие умения перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные УУД: развитие умения работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: развитие умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Словесный метод (прием - беседа).

Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).

Работа с учебной книгой, словарями.

Метод усвоения языка (языковой разбор–морфологический).

Практический метод (прием - упражнение).


10 мин.

Физминутка

Предлагаю вам немного отдохнуть, но для начала скажите, какое время года сейчас у нас в природе?

Верно. Сейчас я буду читать вам отрывок из стихотворения Константина Бальмонта «Снежинка». Если вы услышите в стихотворении имена прилагательные, то подпрыгните на месте.

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Молодцы! А сейчас, услышав ИП, хлопайте, словно ловите снежинки.

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

А сейчас, если услышите ИП, то приседайте.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

И снова попрыгаем – если услышите ИП, то подпрыгивайте.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая!

Какая белая!

В какой форме были ИП?




- Зима.






Подпрыгивают, услышав ИП.





Хлопают, услышав ИП.





Приседают, услышав ИП.






Подпрыгивают, услышав ИП.






- ед.ч., ж.р., И.п, В.п., Т.п.

Регулятивные УУД: развитие умения удерживать несколько видов деятельности: двигательную и мыслительную.

Здоровьесберегающий метод.

2 мин.

Первичное закрепление изученного

Ребята, недавно в одной из школ нашего города четвероклассники написали сочинение о зиме. Я хочу попросить вас помочь мне проверить работу одного ученика, она на карточке на ваших партах.

К проверке сочинения нужно подойти очень серьезно! Для начала в парах прочитайте текст, попробуйте найти ошибки в написании имен прилагательных. Найденное слово с ошибкой исправьте, как учителя, зачеркнув ошибку и написав правильное слово сверху. На работу вам дается 4 минуты.

Итак, ребята, какие слова с ошибками вы нашли? (на слайде появляются исправленные слова, сверху к ним написаны вопросы).

Почему именно так ты исправил слово? Что помогло тебе исправить ошибку? Какое слово? Какой вопрос ты задал от ИС?


Вы абсолютно правильно нашли, исправили ошибки в сочинении.

Давайте вспомним, как определить род и падеж ИП в словосочетании? Теперь в парах определите в исправленных вами словах падеж и род ИП. Время на работу – 2 минуты. Время вышло. Давайте начнем проверку.

(проверка, сравнение с образцом на слайде)


Ребята, а сейчас давайте потренируемся самостоятельно выполнять морфологический разбор ИП. Выберите для себя из текста 2 разных прилагательных, выпишите их в тетрадь и выполните морфологический разбор каждого. Время на работу 3 минуты.

Ребята, время вышло, закройте свои тетради, отложите их на край парты, позже я проверю вашу самостоятельную работу, и вы получите оценки.






Ребята, давайте откроем учебник на 59 странице. Прочитайте задание упражнения номер 3.

Это будет вашим домашним заданием, а чтобы у вас получилось правильно его выполнить, давайте разберем задания к первому словосочетанию устно. Прочитайте первое словосочетание.

В какие формы нам нужно поставить это словосочетание? Как поставить словосочетание в нужную форму?

Кто поставит словосочетание «русская сказка» в форму ед.ч., Р.п.? Кто согласен, поднимите руку. Опустите. Кто поставит это словосочетание форму ед.ч., П.п.? Кто согласен, поднимите руку. Кто поставит это словосочетание форму мн.ч., Т.п.? Кто согласен, поднимите руку.

Молодцы! Оставшиеся словосочетания запишите в указанных формах дома. Откройте свои дневники, запишем домашнее задание – с. 59, упр. №3. Есть вопросы по домашнему заданию?
















- Зимняя природа, пушистый, густой снег, небольшие кустики, снежное пространство, он пышный.


- ИС, потому что ИП зависит от него.





- Сначала нужно определить род и падеж главного слова – ИС, а ИП зависит от него, значит, стоит в таком же роде и падеже.

Зимняя природа – ж.р., И.П.

Пушистый, густой снег – м.р., И.п.

Небольшие кустики – мн.ч., В.п.

Снежное пространство – ср.р., И.п.

Он пышный – м.р., И.п.

Выполняют самостоятельную работу.

Зимняя (природа) – (какая?) – н.ф. зимний, прил., ж.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Тихая (природа) – (какая?) – н.ф. тихий, прил., ж.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Пушистый (снег) – (какой?) – н.ф. пушистый, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Густой (снег) – (какой?) – н.ф. густой, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Небольшие (кустики) – (какие?) – н.ф. небольшой, прил., мн.ч., В.п., второст. член предл.

Снежное (пространство) – (какое?) – н.ф. снежный, прил., ед.ч., ср.р., И.п., второст. член. Предл.

Последние (лучи) – (какие?) – н.ф. последний, прил., мн.ч., И.п., второст. член предл.

Синеватый (снег) – (какой?) – н.ф. синеватый, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Глубокий (он) – (какой?) – н.ф. глубокий, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Пышный (он) – (какой?) – н.ф. пышный, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

- Напиши словосочетания в указанных формах.






- Русская сказка.

- ед.ч., Р.п., ед.ч., П.п., мн.ч, Т.п.

- Сначала поставим в нужную форму ИС, затем от ИС задаем вопрос к ИП, т.к. ИП зависит от ИП.

- Русской сказки.


- Русской сказке.



- Русской сказкой.

Предметные: овладение алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.

Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, схема); развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: развитие умения работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: развитие умения работать в парах, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД: развитие интереса к изучению языка.

Словесный метод (прием - беседа).

Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).

Метод усвоения языка (языковой разбор –морфологический).

Метод усвоения речи (прием – анализ текста).

Работа с учебной книгой.

Практический метод (прием - упражнение).



14 мин.

Итогово-рефлексивный этап

Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Какая тема урока у нас сегодня была? Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы их? Что помогло нам научиться выполнять морфологический разбор? Кто еще раз назовет алгоритм разбора?

Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке – встаньте те, кто сегодня на уроке был активным, давал правильные ответы, может поставить себе оценку «5», а теперь встаньте те, кто может поставить себе оценку «4» за работу на уроке. Почему ты поставишь себе 4? Тебе что-то было непонятным?



- Морфологический разбор имени прилагательного.

- Узнать алгоритм разбора, научиться выполнять разбор.

- Алгоритм разбора.

1. Выписать из текста ИП и в скобках записать ИС, от которого оно зависит.

2. Задать вопрос.

3. Определить н.ф.

4. Определить часть речи.

5. Определить число, род, падеж.

6. Определить роль ИП в предложении.

Регулятивные УУД: развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Словесный метод (прием - беседа).

Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).


4 мин.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Булыгина Анастасия Сергеевна

Дата: 02.05.2017

Номер свидетельства: 412761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства