Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по русскому языку на тему "Односоставные предложения", 8 класс»
Поурочный план по русскому языку в 8 русском классе
Тема: Типы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.
Цели: обучающая: выработать умение узнавать односоставные предложения с главным членом - сказуемым, главным;
Развивающая: сформировать умение различать односоставные и двусоставные предложения;
Воспитывающая: воспитать в учащихся уважение к русскому языку
Тип урока: изучение нового материала
Методы: работа по учебнику, таблице
Наглядности: таблица
Слова для изучения: односоставное предложение
Ход урока:
1.Организационный момент.
II.Повторение сведений о предложении в форме фронтальногоопроса.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) В чем состоит главное отличие предложения от словосочетания?
2) Что называется грамматической основой предложения?
3) Какие предложения бывают по цели высказывания, интонации?
4) На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
5) На какие группы делятся простые предложения по строению грамматической основы?
III. Новый материал.
Простые предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.
Односоставные предложения делятся на две группы:
с главным членом – подлежащим
с главным членом – сказуемым
Последние делятся на четыре типа.
Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:
назывные
определённо-личные
неопределённо-личные
обобщённо-личные
безличные
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.
Классификация односоставных предложений с главным членом – сказуемым
1. Определённо-личные предложения 2. Неопределённо-личные предложения 3. Обобщённо-личные предложения 4. Безличные предложения
1. Определённо-личные предложения
Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:
Люблю встречи с друзьями.
действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.
Давай созвонимся завтра!
побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)
Как живёте?
действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.
В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:
Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?
В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:
Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.
Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.
2. Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.
Примеры:
Звонят!
неизвестно, не определено, кем производится действие
По телевизору сообщили, что…
не определено, кем произведено действие
Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.
3. Обобщённо-личные предложения
Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:
В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:
Любишь кататься, люби и саночки возить. На чужом несчастье своего счастья не построишь.
Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)
Цыплят по осени считают.
Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми – отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.
В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.
Примечание:
Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:
Любишь кататься, люби и саночки возить. (рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)
Цыплят по осени считают. (рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)
В чём основание для разных интерпретаций? Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).
4. Безличные предложения
Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:
Темнеет.
Темнело.
Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.
Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:
1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось. 2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело. 3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами. 4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо. В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:
прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.
5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде. 6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть. 7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать! 8) отрицаниями: нет (нету – разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!
Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.
IV.Закрепление изученного.
Упражнения.
1. Вспомните определение синонима. Объясните, почему данные пары предложений являются синтаксическими синонимами, то есть докажите, что они обозначают одно и то же, но по-разному.
1.Мы идем по росистому лугу. - Идем по росистому лугу. 2. Я выполню свое обещание. - Выполню свое обещание. 3. Ты играешь в городки? - Играешь в городки?
2. Указать сказуемое и обращения в односоставных определенно-личных предложениях. Объяснить знаки препинания.
1. Шумим, братец, шумим...(А. Грибоедов). 2. Постоим еще, Гриша(Н. Некрасов). 3. Ну, солдат, поедем со мной(А. Твардовский). 4. Взвейтесь кострами, синие ночи!(А. Жаров). 5. Пой, моя хорошая(А. Жаров). 6. Орленок, орленок, взлети выше солнца и степи с высот огляди!(Шведов).