kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 7 классе "гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ РАЗРАБОТКУ ОДНОГО ИЗ УРОКОВ ПО ТЕМЕ "ПРИЧАСТИЕ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе "гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"»

Тема: Гласные в суффиксах

страдательных причастий настоящего времени

Класс:7

Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу.

Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения).

Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, дидактический материал.

Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

Задачи:

  • Познакомить с правописанием суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

  • Сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.

  • Развивать логическое мышление и языковое чутье.

  • Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.



  1. Мотивация

- Уважаемые гости, ребята, приглашаю вас на урок-исследование и надеюсь, что вам будет интересно пройти вместе этот путь. (Запись даты)

2.Актуализация

-Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем  с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».

-Какую часть речи мы изучаем? (причастие)

-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)

-Послушайте лингвистическую сказку. В стране морфологии жила дружная семья: папа глагол, мама прилагательное и сын причастие. Шло время, вырос сын и отправился в самостоятельную жизнь. Родители попрощались и дали в дорогу самое необходимое. Прилагательное вложило род, число, падеж в окончание, глагол отдал вид и настоящее и прошедшее время. Но подумал глагол и решил: я отец, нужно, чтобы связь между нами была прочной и все видели, что мы родственники, и поделился с причастием … Чем?

У вас есть предположения? Догадались? Интересно?

Будем выяснять вместе.

3.Исследование языкового материала

- У каждого из вас есть карточка с материалом, который поможет в нашем исследовании родственных связей. Прочитайте задание: вставить пропущенные буквы. Это слова какой части речи? (Причастие)

ДОСКА. Первая проблемная задача. После выполнения вставляем буквы коллективно. Самопроверка.

- У кого всё верно? (Как образуются причастия? – От глагола суффиксальным способом) В какой части слова можно было допустить ошибки? (Обозначили суффиксы) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные) Итак, что мы будем изучать? (Начало записи темы: Гласные в суффиксах… ,)

-Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные). Написание суффиксов дейсвительных причастий мы уже знаем. Сформулируйте тему (Тему открыть). Записали.

- Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?

(Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит.)

Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их. (Разносим в столбики на доске 2 человека, остальные в тетради).

действительные страдательные

грохочущий видимый

слышащий ведомый

строящий хранимый

рисующий решаемый

Итог первой проблемной задачи– классификация причастий

- Продолжим исследование. Вторая проблемная задача. В центре нашего внимания действительные причастия. (Страдательные закрываем) Вспомним от чего зависит написание гласной в суффиксах действительных причастий.

Чем различаются? (Суффиксами) (Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)

- Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажете, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?) (Если обучающиеся сразу видят соответствие гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глагола, то подтверждаю их открытие, если нет, подвожу к этому вопросом: какое различие в суффиксах?

строящий грохочущий

слышащий рисующий

- У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят )

- А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.

Составляем опорную схему (от руки на доске)

Итог второй проблемной задачи – составление 1 части опорного конспекта.

-Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .

-Опорная схема на карточках.

Прочитайте схему.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Постановка третьей проблемной задачи.

- Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. И вновь стоим на пороге открытия. Какую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени? ( Есть ли соответствие между суффиксами и спряжением глагола) Как считаете? Ответ поищем в учебнике на стр. ). Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод: зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени от спряжения глагола?

Составление алгоритма или опоры (самостоятельно по подобию на готовом листе с 1 алгоритмом)

Итог третьей проблемной задачи - вывод второй части опорного конспекта. (Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-).

Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Прочитать полностью опорную схему)

5. Закрепление.

  • - Предлагаю вернуться к конспекту исследования (1 задача на уроке) и выбрать или подтвердить правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Пользуйтесь опорной схемой. ( Проверка, выяснение затруднений, возврат к теории)

  • Задание на доске (2 человека у доски, остальные в тетради)

  • Взаимопроверка.

  • Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени м.р., ед.ч. от глаголов, выделите суффиксы:

Прикрывать-прикрывающий-прикрываемый

Решать-решающий- решаемый

Возводить-возводящий-возводимый

Оберегать-оберегающий- оберегаемый

Видеть-видящий - видимый

Карточки с заданиями сдаем на проверку.

6. Рефлексия. Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол? Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?

Суффиксальная карусель.(распределите суффиксы по домикам)

8. Итог урока. Оценивание.

- Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок! Опорные памятки можете оставить себе. В конце записан вопрос, ответ на который найдёте, прочитав параграф

 

От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?

Дома:

Исследование «Родственные связи»

Вставьте попущенную букву:

стро…щий

хран…мый

грохоч…щий

вед…мый

реша…мый

рису…щий

слыш…щий

вид…мый.



Причастия настоящего времени

действительные страдательные

от глаголов I спр.

от глаголов II спр.



Дома: От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никулина Ольга Алексеевна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 7 классе " Образование страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "108331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства