Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
Задачи:
Познакомить с правописанием суффиксов страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Мотивация
- Уважаемые гости, ребята, приглашаю вас на урок-исследование и надеюсь, что вам будет интересно пройти вместе этот путь. (Запись даты)
2.Актуализация
-Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».
-Какую часть речи мы изучаем? (причастие)
-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)
-Послушайте лингвистическую сказку. В стране морфологии жила дружная семья: папа глагол, мама прилагательное и сын причастие. Шло время, вырос сын и отправился в самостоятельную жизнь. Родители попрощались и дали в дорогу самое необходимое. Прилагательное вложило род, число, падеж в окончание, глагол отдал вид и настоящее и прошедшее время. Но подумал глагол и решил: я отец, нужно, чтобы связь между нами была прочной и все видели, что мы родственники, и поделился с причастием … Чем?
У вас есть предположения? Догадались? Интересно?
Будем выяснять вместе.
3.Исследование языкового материала
- У каждого из вас есть карточка с материалом, который поможет в нашем исследовании родственных связей. Прочитайте задание: вставить пропущенные буквы. Это слова какой части речи? (Причастие)
ДОСКА. Первая проблемная задача. После выполнения вставляем буквы коллективно. Самопроверка.
- У кого всё верно? (Как образуются причастия? – От глагола суффиксальным способом) В какой части слова можно было допустить ошибки? (Обозначили суффиксы) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные) Итак, что мы будем изучать? (Начало записи темы: Гласные в суффиксах… ,)
-Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные). Написание суффиксов дейсвительных причастий мы уже знаем. Сформулируйте тему (Тему открыть). Записали.
- Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?
(Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит.)
Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их. (Разносим в столбики на доске 2 человека, остальные в тетради).
действительные страдательные
грохочущий видимый
слышащий ведомый
строящий хранимый
рисующий решаемый
Итог первой проблемной задачи– классификация причастий
- Продолжим исследование. Вторая проблемная задача. В центре нашего внимания действительные причастия. (Страдательные закрываем) Вспомним от чего зависит написание гласной в суффиксах действительных причастий.
Чем различаются? (Суффиксами) (Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)
- Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажете, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?) (Если обучающиеся сразу видят соответствие гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глагола, то подтверждаю их открытие, если нет, подвожу к этому вопросом: какое различие в суффиксах?
строящий грохочущий
слышащий рисующий
- У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят )
- А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.
Составляем опорную схему (от руки на доске)
Итог второй проблемной задачи – составление 1 части опорного конспекта.
-Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .
-Опорная схема на карточках.
Прочитайте схему.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Постановка третьей проблемной задачи.
- Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. И вновь стоим на пороге открытия. Какую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени? ( Есть ли соответствие между суффиксами и спряжением глагола) Как считаете? Ответ поищем в учебнике на стр. ). Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод: зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени от спряжения глагола?
Составление алгоритма или опоры (самостоятельно по подобию на готовом листе с 1 алгоритмом)
Итог третьей проблемной задачи - вывод второй части опорного конспекта. (Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-).
Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Прочитать полностью опорную схему)
5. Закрепление.
-Предлагаю вернуться к конспекту исследования (1 задача на уроке) и выбрать или подтвердить правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Пользуйтесь опорной схемой. ( Проверка, выяснение затруднений, возврат к теории)
Задание на доске (2 человека у доски, остальные в тетради)
Взаимопроверка.
Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени м.р., ед.ч. от глаголов, выделите суффиксы:
Прикрывать-прикрывающий-прикрываемый
Решать-решающий- решаемый
Возводить-возводящий-возводимый
Оберегать-оберегающий- оберегаемый
Видеть-видящий - видимый
Карточки с заданиями сдаем на проверку.
6. Рефлексия. Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол? Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?
Суффиксальная карусель.(распределите суффиксы по домикам)
8. Итог урока. Оценивание.
- Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок! Опорные памятки можете оставить себе. В конце записан вопрос, ответ на который найдёте, прочитав параграф
От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?
Дома:
Исследование «Родственные связи»
Вставьте попущенную букву:
стро…щий
хран…мый
грохоч…щий
вед…мый
реша…мый
рису…щий
слыш…щий
вид…мый.
Причастия настоящего времени
действительные страдательные
от глаголов I спр.
от глаголов II спр.
Дома: От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?