Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Что такое отзыв?" (5 класс, ФГОС)»
Что такое отзыв?
Урок русского языка в 5 классе
Цели:
Образовательная: умение писать отзыв о книге
Предполагаемы результаты:
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания;
Метапредметные результаты
Регулятивные: умение осуществлять целеполагание; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя;
давать определение понятиям.
Предметные результаты: обогащение активного и потенциального словарного запаса.
Комментарии к учебному занятию:урок предполагает предварительно подготовленные индивидуальные сообщения двух учащихся, исполняющих роль корреспондентов.
Ход урока.
1. Оргмомент.
-Ребята, когда вы последний раз были в библиотеке? А какую книгу читали? Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о книге)
- Давайте запишем в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока «Что такое отзыв?»
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, поиграем в словесные ассоциации! Какие ассоциации вызывает у вас слово «Книга»? (знания, рассказ, волшебство, разговор с автором…)
- Давайте сверим ваши предположения с истинным определением слова «книга» (показ значения слова на экране)
Кни́га— один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация
- А что вы понимаете под словом «отзыв»?
Давайте посмотрим, какое значение даёт нам толковый словарь: Отзыв - 1. Отзвук, эхо (устар.). Отзыв грома в горах. 2. Мнение о ком-нибудь или чём-нибудь, оценка кого-либо, чего-либо. Критический отзыв о книге. 3. Условный секретный ответ на пароль.
- Как называются в русском языке слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные)
- Как вы думаете, с каким из данных значений мы сегодня будем работать?
3. Целеполагание.
- А теперь попробуйте поставить перед собой цель урока, используя слова «книга» и «отзыв». (Узнать, что такое отзыв о книге, научиться писать отзыв о книге)
4. Работа над темой урока.
- Как вы думаете, зачем нужно читать книги? ( для получения знаний, нахождения идей, книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию)
- Ребята, прочитайте тексты и составьте в группах кластер, в центре которого будет слово «книга»
Люди читают по разным причинам.
Читают для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы.
За чтением отдыхают от повседневных забот, отвлекаются, расширяют свой кругозор.
Чтение обогащает эмоционально.
Настоящая литература помогает жить полнее. Человек ищет в книгах часто то, чего ему не хватает в жизни. Или в книге находит отражение того, что происходит в его душе, в его жизни.
Чтение - это образование, Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. Когда нужный материал выложен на бумаге, его можно перечитать несколько раз, запомнить. Книга хранит в себе научные открытия, исторические факты, всевозможные, необходимые сведения.
Чтение книг - образовывает, развлекает, дает духовную пищу. Чтение книг делает человека разумным.
Что дает чтение книг?
В книгах содержится огромный опыт и знания других людей, масса идей, методик, стратегий.
Книги формируют мировоззрение – читая правильные книги, человек постепенно формирует мировоззрение, расширяет и углубляет взгляд на мир, свои убеждения.
Книги развивают мышление, воображение, умение мыслить и рассуждать. Читая книги, можно найти идеальный образ самого себя в виде каких-либо героев или реальных людей и впоследствии воплотить этот образ в своей жизни.
Чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы.
Книги вдохновляют и мотивируют на улучшение себя и достижение больших результатов.
Книги открывают новые грани восприятия мира, о которых прежде мы могли не знать.
Помогают найти решение какой-либо проблемы.
- Совсем недавно вы познакомились с произведением Марка Твена «Приключения Тома Сойера». ___________ выполнял дома творческое задание: подбирал видеоряд, который, по его мнению, отражает самые интересные моменты книги. Слово - ________.
- Итак, в начале урока вы уже высказали свои предположения о том, что такое отзыв.
Чтение любого произведения вызывает у нас те или иные эмоции, но не оставляет равнодушными. Вам, наверное, всегда хочется поделиться своим впечатлением о прочитанном с кем-нибудь? Таким образом, вы давали отзыв в устной форме. А сегодня мы с вами рассмотрим, как можно написать отзыв о книге (рассказе).
- Как вы думаете, что же самое главное в отзыве? (оценить произведение, высказать свое мнение о прочитанном).
- Верно! Давайте сами сформулируем и запишем определение в тетрадь (примерный вариант: Это речевой жанр, в котором раскрываются впечатления о прочитанном произведении)
- Я предлагаю узнать, какие книги читают российские звезды, ваши кумиры. Приглашаю моих помощников-корреспондентов предоставить нам такую возможность.
Первый ученик. Одна из самых успешных женщин России Тина Канделаки признается, что в ее жизни есть только две вещи, на которые она никогда не жалеет деньги: это книги и бриллианты. «Чтение – мое самое главное хобби. В детстве мне запрещали читать в темноте. Я приспособилась читать под одеялом с фонариком. И столько прочитала уже, что назвать одну книгу трудно. Были этапные авторы. В юности – Ричард Бах, Чехов в 20 лет, потом Хемингуэй», – поделилась своими предпочтениям Тина Канделаки. Сегодня ведущая называет главным автором Оскара Уайльда: «Я поистине могу гордиться тем, что в моей книжной коллекции есть лучшее собрание сочинений Оскара Уайльда на английском языке. Правда, почитать моего любимого автора в переводе не откажусь», – рассказала Тина Канделаки.
Второй ученик. Я узнал, что Иван Ургант – поклонник мужской русской прозы. В качестве любимых писателей ведущий отмечает Александра Пушкина (к примеру, «Повести Белкина»), Николая Гоголя, Федора Достоевского, Павла Санаева и, пожалуй, самого остроумного автора-эмигранта Сергея Довлатова. «У меня юношеская влюбленность в писателя Довлатова переросла в любовь. Это связано с тем, что я разделяю очень многие его мысли и отношение к жизни. Каждый раз я открываю что-то новое», – поделился своими мыслями о творчестве Довлатова Иван Ургант».
- Спасибо нашим корреспондентам. Уважаемые слушатели, как вы можете прокомментировать данную информацию? (Примерные ответы детей: «Чтение – престижное занятие», «Знаменитые люди много читают».)
- Вернемся к структуре отзыва. Вы должны помнить, что состоит отзыв из двух частей:
Мнение о книге
Аргументы (ваши доводы)
-Прочитаем вопросы, которые нам рекомендуют для написания отзыва. Всё ли вас устраивает, или, может быть, стоит внести какие-то изменения?
- Запись вопросов-помощников:
1. Как называется прочитанный рассказ?
2. Понравился или не понравился прочитанный рассказ? Какой он (интересный, увлекательный, завораживающий, произвёл большое впечатлении и т.д.)
3. Какова его тема (о чём в нём говорится)?
4. Кто главный герой(и) рассказа? Понравился ли он или нет? Почему? (приведите свои аргументы)
5. Какова основная мысль рассказа (Автор хотел скаазть…)?
6. Кому вы советуете прочитать этот рассказ? (аргументы)
5. Рефлексия.
- Обобщим сказанное. Все участники сегодняшнего урока прекрасно трудились, проявляя умение сотрудничать, учились понимать чужую точку зрения и высказывать свою. Мы убедились в пользе книги, выяснили , как писать отзыв о ней…
- Давайте вернёмся к цели нашего урока.
-Как вы думаете, полностью вы достигли цели или что-то ещё осталось не выполненным?