- Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша, Настя, Андрей?
- Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
- Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
- А каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас? (Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым…)
- Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным!
- Ребята, вы слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”? Вспомните, а болело ли оно у вас?
- А о каком человеке вам хотелось бы заботиться? (О добром, о слабом, о беспомощном, о больном, о любимом…)
- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”, - просит оно.
- С каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (С хорошим)
- О каком настроении чаще всего хочется говорить? (О хорошем)
6. Постановка целей и задач.
- Я знала, ребята, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что, отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова. Слайд 4
Каким человеком?
О каком человеке?
здоров___ ым
о слаб___ом
весёл___ ым
о старш___ем
счастлив___ым
о родн___ом
добр___ым
о пожил___ом
хорош ___им
(настроением)
о хорош___ем
(настроении)
- Что общего у всех этих слов? (Это имена прилагательные)
Что общего у слов первого столбика?
(Они отвечают на один и тот же вопрос “каким?”, в творительном падеже, в мужском роде, кроме прилагательного “хорошим” - это прилагательное в среднем роде.)
- Что общего у слов второй группы?
(Они отвечают на один и тот же вопрос о “каком?”, в предложном падеже, в мужском роде.
7. Сообщение темы и цели. Слайд 5
- Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.
? и ? падежи ……………………………………………… рода.
(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)
- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)
- Какие цели и задачи поставим перед собой? Слайд 6
Повторим….
Успешно справимся….
… оценивать…
Определим уровень
Дополнение учителя
-познакомися с особенностями правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах;
- воспитывать аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощи, самостоятельности, умение работать в парах
8. Осмысление нового материала. (Памятки на столах)
Самостоятельная работа: Слайд 7
- Наблюдение за окончаниями имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Каким человеком?
О каком человеке?
здоров___ ым
о слаб___ом
весёл___ ым
о старш___ем
счастлив___ым
о беспомощн ___ом
добр___ым
о пожил___ом
С каким настроением?
О каком настроении?
хорош ___им
(настроением)
о хорош___ем
(настроении)
- Вставить и доказать правописание пропущенных окончаний имён прилагательных (Например, человеком (каким?) трудолюбивым. Окончание –ым, могу проверить по вопросу, либо с помощью другого имени прилагательного с ударным окончанием, например, (каким?) золотым, окончание –ым, о каком? родном.
- Какой же вывод мы сделаем по этой теме? Слайд 8
(Имена прилагательные в творит. падеже мужского и среднего рода имеют окончания -ым, -им., в предлож. -ом, -ем.
Проверка по экрану. Слайд 9
Физкультминутка
Упражнения по определению безударных окончаний имен прилагательных в творительном и предложном падежах.
А). На доске: БОЛЬШОЙ – подбери к слову синонимы (слова близкие по смыслу огромный, громадный). Подбери к слову антоним (МАЛЕНЬКИЙ).
Прочитаем задание. Слайд 9
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ. Обсуди варианты с соседом по парте.
1. __________ крючком _______ карася не выудишь.
2. О ________ плавании на _________ плоту не мечтают.
Зачитайте имена прилагательные, требующие проверки.
Почему написание не всех окончаний имен прилагательных мы объяснили?
Проверка Слайд 10
Физкультминутка
10. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа (работа по карточкам)
- Настало время показать каждому свои знания самостоятельно
Проверим на практике, соответствует ли выбранный вами уровень знаний действительности.
Уровень сложности задания вы выбираете сами.
(дифференцированное, 3 вида сложности):
1 уровень – самое сложное задание;
2 уровень – чуть легче;
3 уровень – простое задание.
11. Итог урока
-Чему вы научились сегодня на уроке?
- Подходите и ставите знак у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока.
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Выставление оценок (за словарную работу в парах, за самостоятельную работу по карточкам по уровням)
12. Домашнее задание
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем. Надо косточки встряхнуть. Сейчас сделаем наклоны Раз, два, три, четыре, пять, Теперь спинки держим ровно. На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядемИ закроем глазки. Вспомним всё, что повторили, Без моей подсказки.
Мужской род
Средний род
Именительный
- ой, - ый, – ий
- ое, - ее
Родительный
- ого, -его
- ого, - его
Дательный
- ому, - ему
- ому, - ему
Винительный
- ой,- ый, - ий
- ое, - ее
Творительный
- ым,- им
- ым, - им
Предложный
- ом, - ем
- ом, - ем
Что нужно знать,
чтобы правильно писать
безударные окончания имён прилагательных?
(алгоритм проверки)
1. Определить часть речи.
2. Найти в предложении имя существительное, к которому относится имя прилагательное,
определить род и падеж.
3. От имени существительного задать вопрос к имени прилагательному.
4. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
а) Какое окончание у вопроса, такое окончание и у имени прилагательного.
б) Либо поставь слово с ударным окончанием (например, золотой) в тот же падеж, что и имя прилагательное с безударным окончанием (какое окончание у имени прилагательного под ударением, такое окончание и в безударном положении.)
Уровень 1. (высокий)
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.
Ёлка.
… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу.
Ёлка.
… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.